Сейчас «Дос-Мукасан» являются признанными классиками своего жанра, одной из лучших групп не только в Казахстане, но и в самом СССР в 1970-е. И их влияние на развитие рок-музыки, безусловно, важно.
О популярности этого вокально-инструментального ансамбля можно судить хотя бы по тому, что им поставлены памятники в Павлодаре и Атырау, а один из их главных хитов, песню «Той Жыры», по традиции исполняют чуть ли не на каждой свадьбе. Безусловно, это настоящее достижение и своего рода подтверждение народного статуса «Дос-Мукасана». Однако, помимо этого, у коллектива есть еще и другие достижения.
Что же значит это загадочное название?
Оказалось, это акроним: «Дос» — художественный руководитель, лидер ансамбля и саксофонист Досым Сулеев, «Му» — гитарист Мурат Кусаинов, «Ка» — басист Камит Санбаев, «Сан» — барабанщик Саня Литвинов.
Конечно, в группе были и другие музыканты, и, если судить по обложкам, их порой было и семеро. Однако название прикрепилось, к тому же оказалось очень звучным.
Возник коллектив как самодеятельный ансамбль студентов Алма-Атинского политеха. Но в скором времени музыканты вошли в профессиональную среду, став одними из первых, кто в СССР занялся соединением бит-музыки с народными мотивами. Тогда это казалось чем-то само собой разумеющимся. Это совпало с общим интересом к зарубежной музыке, и будущие «Дос-Мукасан» стали своего рода «казахскими битлами», успешно заняв нишу, выступая как на танцах, так и на фестивальных площадках.
Всесоюзный конкурс профессиональных исполнителе в Минске в 1973 году стал для ансамбля «прорывом», ведь их оценит Александра Пахмутова, сидевшая в жюри. После этого музыканты поедут в Берлин на фестиваль молодежи, и в дальнейшем их гастрольная жизнь будет насыщенной.
Придет время для фиксации их музыки на пленку и выпуска фирмой «Мелодия» нескольких сначала маленьких пластинок, а затем полноценного альбома. Последний особенно ценится коллекционерами, став давно заветной мечтой для многих собирателей советской необычной музыки.
Причиной, прежде всего, стала первая композиция на альбоме «Бетпак Дала», ставшая символом психоделической музыки в СССР. Длинный для своего времени эпический номер, состоящий из различных частей, соответствующий всем канонам зарубежного психоделического и прогрессивного рока, стал настоящим открытием для меломанов во всем мире. И в Советском Союзе играли такую музыку!
Однако другие композиции на альбоме больше соответствовали духу тогдашнего времени: короткие эстрадные песни, на нескольких поет солистка Тасхан Нарбаева. Хотя, быть может, их отличает довольно раскованный инструментальный аккомпанемент, где не чувствуют себя «зажатыми» ни клавишник, ни бас-гитарист, ни тем более ударник. Сыграно стильно, по-своему задорно и профессионально.
Второй альбом, вышедший в 1983 году, уже звучал иначе: здесь не было психоделических мотивов и звуковых эффектов, являющихся атрибутом жанра. Но музыка была не менее прогрессивной: появилось много клавишных инструментов, ритм-секция была слаженной и мощной, а гитарные партии элегантны и продуманы. В репертуаре группы появились диско-композиции, а временами их песни напоминали этно-фьюжн, где фольклорная составляющая превалировала над современностью.
После этого какое-то время коллектив еще существовал, прежде чем в середине 1980-х распался. Кто-то из участников ушел в науку, кто-то в бизнес, кто-то продолжил музыкальную карьеру.
Однако народная молва не дала «Дос-Мукасану» стать забытыми. В XXI веке о них вспоминали уже так активно, что в какой-то момент коллектив воссоединился сначала на 40-летие, а затем спорадически устраивал концерты и гастроли.
Первый альбом ВИА, ставший раритетом, переиздали на виниле, сделав немного доступнее для аудитории. А несколько лет назад в Казахстане сняли байопик про них. Он привлек внимание молодых зрителей и слушателей к членам группы, тем самым обеспечив их новыми фанатами.
Теперь и для Казахстана, и для любителей советской музыки «Дос-Мукасан» на особом месте. С них начиналась поп-культура в Казахской ССР, а сейчас они заслуженно считаются новаторами этой музыки.



Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...