• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Кто вы, Михаил Михайлович? Псих? Нет, Мастер! (несколько строк о М.М.Шемякине)

«Шемякин гениален, капризен, работоспособен до невероятия, и истеричен. Щедр. Скандален. Благороден и полон интриги. Абсолютнейший мастер, мастер европейского класса…»

Константин Кузьминский

Мои сведения о Михаиле Шемякине не были обширными: где-то, что-то, как-то. Но когда я прошелся по сайтам, я буквально был ошарашен: из небытия — к всемирной славе!

Михаил Шемякин обустраивается неподалеку от городка Шатору (в 260 километрах от Парижа). Он объясняет свой переезд из США большим объемом работы в России и в Восточной Европе. «Мне постоянно надо бывать там, а по три раза в месяц перелетать через океан и обратно сложновато. Надо экономить время.»

Территория бывшей школы-интерната (около пяти тысяч квадратных метров) — для мастерских и Института философии и психологии творчества. Сюда будут приезжать студенты из разных стран. Во второй резиденции Мастера во Франции — в королевском замке в городке Лош — будут устраиваться программные экспозиции, музыкальные концерты.

В оставленном Клавераке (около Нью-Йорка) будет художественный центр, парк скульптур, школа нового пейзажа.

Михаил Шемякин основатель нового движения: «метафизический синтетизм», его идея — культуры разных народов не существует, культура одна на всех, надо только найти ее общие, глубинные основы.

В поисках «основ жизни и культуры» Шемякин изучал культурные образы различных народностей и делал зарисовки, которые вполне могут составить целый музей «всеобщей мировой культуры».

На Западе новое течение получило развитие, выразилось в огромном пласте культурологических изысканий Шемякина и принесло ему «веер» ученых и докторских степеней: Университета Сан-Франциско (США), Академии искусств Европы (Франция), Нью-Йоркской академии наук.

Его признали и в России: Госпремия Р Ф 1993 г., Президентская премия 1997 г. и премия «Петрополь» 2001.

Диапазон его интересов необозрим.

«Михаил Шемякин и эксперт в области информационных технологий Павел Сороколетов работают над необычным проектом. По их мнению, труд этот должен стать „электронным ядром“ современных компьютерных баз знаний.»

«Сейчас я работаю над постановкой оперы „Король Лир“ Сергея Михайловича Слонимского для Самарского театра оперы и балета. Я выступаю в качестве и режиссера, и сценографа.»

«На днях вышла книга Александра Петрякова „Зазеркалье мастера“ — это моя биография. 6 сентября в Москве состоится презентация альбома „Шемякин и Петербург“, выпускаемого издательством „Вита Нова“. И в том же издательстве в конце нынешнего или в начале будущего года должен выйти мой долголетний труд — 43 иллюстрации к произведениям Высоцкого и мои воспоминания о нем.» (из интервью М. Шемякина Юрию Коваленко 18 июля 2007 года)

«Скульптор Михаил Шемякин и «Союзмультфильм» начали совместную работу над кукольным фильмом по мотивам сказок Гофмана.

Кукольные образы мультфильма, по мнению Михаила Шемякина, должны сочетаться с теми, что уже созданы им для «Щелкунчика» (уже поставлен в Мариинском театре). Для художника важно, чтобы его образы и творения были узнаваемы в любом виде", — подчеркнул М.Шемякин. Кроме того, тема сказок Гофмана будет продолжена в совместной работе с Ломоносовским фарфоровым заводом: там будет создан чайный сервиз на 15 персон.

М. Шемякин намерен создать в Калининграде, на родине Гофмана, скульптурную композицию, где Гофман будет сидеть в окружении своих сказочных персонажей."

(В кавычках приведены цитаты из разных источников, касающихся жизни и работы М. М. Шемякина.)

Михаил Шемякин родился 4 мая 1943 года, детство провел в Калининграде. Жил в Ленинграде, работал реставратором в Эрмитаже (после отчисления из школы при Академии искусств за «эстетическое развращение» однокурсников). Дома Шемякин рисовал натюрморты с мясных туш (были и пьянки, и танцы вокруг этих самых туш).

Сегодня Шемякин — живая легенда: сотни выставок, почетный доктор пяти университетов, вчера — полуотравленный псих. Сегодня Шемякин представлен в музеях всего мира, в том числе и в Третьяковке, вчера он закрывал окошки своего парижского жилища картоном: как бы не замерзнуть.

Его записали в диссиденты, хотя Михаил Михайлович никогда себя таковым не считал. Просто писал то, что хотел.

В психушке на нем испытывали новые препараты. Его сосед по палате, бывший боцман, начал рассказывать ему о его же прошлой жизни. Но вдруг распалился, признав в художнике римского легионера, и сломал ему челюсть. «Если бы не мама, которая меня вытащила из сумасшедшего дома, из меня бы просто сделали растение.»

После этого Шемякин рисовать уже не мог, от приступов ужаса постоянно бросало в пот. «Если собаку ужалила змея, она уходит в лес и не возвращается или приходит обратно здоровая, но выжатая. Вот я и решил отправиться на Кавказ, в горы». Жил в пещере, спал на каменном полу. Ночью отбивался от змей, заползавших на него ночью погреться.

Через какое-то время почувствовал, что вся химия, которой его пичкали, наконец вытравилась, но приступы животного страха продолжались. Теперь ему было необходимо постоянное присутствие людей, с ним в мастерской все время находились мать и сестра. Художник заматывал голову полотенцем, чтобы холодный пот не заливал лицо, и заставлял себя снова рисовать.

В 71-м году Михаила Михайловича все-таки арестовали и предложили: выбирай — психушка, тюрьма или выезд из страны навсегда.

Шемякин покинул Россию. В документальном фильме он рассказывает: ему дали с собой 50 долларов и больше ничего брать не разрешили. Когда он улетал во Францию, он был одет в солдатский полушубок, штаны, сапоги. По щекам текли слезы, а рядом сидел пес — единственный, кого позволили забрать.

Первая ночь в Париже прошла в гараже, на грязных матрасах. Потом был заброшенный бильярдный клуб без света, газа и горячей воды, с гнилыми полами.

Сегодня Мастер — участник множества проектов, его всюду ждут и всюду ему рукоплещут. Несчетное количество его работ поставлено в России, его ждут с новыми проектами (не только скульптурными).

Я нашел в Сети композицию Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых». Поразительна фантазия художника! К библейским порокам он добавил современные: «Война», «Нищета», «Труд детей», «Садизм», «Наркомания», «Проституция».

Бедные дети! Выдержать такой натиск — сколько же надо душевных и физических сил для этого! И не только их сил — родительских тоже!

Зрительные образы — сильнее словесного описания. Говорят, у китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так эта скульптурная группа так и работает! Наглядность пороков, их устрашающий лик — все призывает к тому, чтобы родители защищали детей от всей этой мерзости.

Обращаясь к зрителям, М. М. Шемякин пишет: «Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня.»

Широта взглядов и интересов, необычный подход к теории и истории искусства, профессионализм — база сегодняшней известности и признания Мастера.

Статья опубликована в выпуске 19.12.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: