• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Кто сумеет разгадать тайну «Марии Селесты»?

5 декабря 1872 года, 135 лет назад, судно «Деи Грация» бороздило «просторы мирового океана». Внимание вахтенных привлекла бригантина. Ее курс пересекался с направлением движения «Грации» (будем называть ее так для краткости). Когда об изменившейся ситуации доложили капитану Дэвиду Морхаузу, он не поленился сам подняться на мостик.

 — Да это же «Мария Селеста», — воскликнул изумленный Дэвид, — вот уж не думал встретить Бенджамина Бриггса в этих широтах…

Морхауз тут же отдал команду сигнальщику, чтобы тот просемафорил на бригантину о том, что им нужно несколько сменить курс, иначе столкновения не избежать. Но сигнальщик напрасно размахивал флажками — на бригантине ровным счетом ничего не изменилось. Никакого движения.

 — Что за чертовщина?! — продолжал удивляться капитан «Грации», — кроме Бриггса на борту должна находиться команда из 7 человек. А кроме этого, насколько мне известно, Бенджамин на этот раз взял с собой свою супругу и двухлетнюю дочь. А тут такое впечатление, что никого нет…

Первый осмотр судна только подтвердил самую худшую догадку: никого из людей обнаружить не удалось. Но в кают-компании матросы увидели накрытый стол, в расставленных тарелках были разложены свежие хлеб, масло, бекон и яйца, а в чашки был разлит еще теплый чай.

В каюте капитана остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и две пачки денег, а на его постели лежали игрушки, словно там только что играл ребенок. Под койкой капитана лежала сабля со странными продольными полосами на лезвии, словно его в спешке пытались оттереть от чего-то тёмно-красного и липкого.

Между переборками и палубами обнаруженного судна плескалась морская вода, достигая 3,5 футов в трюме. Был открыт носовой люк, а окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, закрыты брезентом и заколочены досками…

Что же произошло с экипажем?

Версия первая. Судно попало в шторм.
Отсутствие шлюпки и некоторых приборов вроде бы свидетельствовали о том, что судно могло попасть в шторм. Бриггс испугался за жизнь и безопасность своих близких, велел срочно загрузиться всем в шлюпку и отчалил от бригантины. Но в этой версии был существенный минус: как опытный моряк, Бриггс не мог не знать, что устойчивость бригантины длиной 103 футов (31 метр), шириной 7,6 м, осадкой 3,5 м, водоизмещением 282 тонн гораздо выше, чем любой шлюпки. Он не мог не понимать, что океанская волна гораздо быстрее захлестнет ненадежное плавсредство, чем судно. И капитану не было никакого смысла спасаться бегством на шлюпке.

Версия вторая. Бригантину захватили пираты.
Это объясняет, почему весь экипаж, включая двухлетнюю девочку, очень быстро исчез. Скорее всего, морские разбойники не стали оставлять свидетелей. Но возникает резонный вопрос: для чего забирались на бригантину пираты, если деньги и драгоценности не тронули? Ответ может быть один: «Грация» появилась в тот самый момент, когда веселые Роджеры хотели почистить каюту, но просто не успели туда добраться…

Версия третья. Морхауз рассчитывал на премию.
Капитан «Грации» мог договориться с капитаном «Селесты» о том, что он высаживает всю команду на одном из многочисленных океанских островов, буксирует яхту к порту назначения, получает премию за это (в размере до 20% от стоимости судна), потом возвращается к Бриггсу и они делят деньги между всеми членами экипажа.

Эта версия имеет много слабых мест. Во-первых, мог ли Бриггс настолько доверять Морхаузу, чтобы решится на заведомый обман? Вряд ли они были такими уж близкими приятелями. К тому же получить деньги можно было только по решению суда, а он мог затянуться на неопределенное время. А чем жить все это время? И потом, как держать в узде разношерстную команду?

Версия четвертая. Бунт на корабле.
Поскольку за бригантиной закрепилась дурная слава (первый капитан судна погиб в первом же плавании, а впоследствии оно поменяло несколько владельцев), Бриггс набирал команду по принципу: «С бору по сосенке». Есть несколько свидетельств того, что он ходил по кабакам, в которых «зависали» «бесхозные» матросы, напаивал их до бесчувственного состояния, а потом те приходили в себя уже на корабле.

Набранные практически «в рабство» матросы вполне могли поднять бунт, и даже убить ненавистных им капитана, его помощника и жену с дочкой. Но сами-то они все равно куда-то исчезли. Испугались наказания за преступление?

Версия пятая. Команду убил инфразвук.
Любой зарождающийся шторм несет в себе информацию о своей разрушительной силе. Она, образно говоря, несется впереди самой волны и вполне «считывается» живыми организмами. Так в приснопамятный цунами в декабре 2004 года в Таиланде, который унес жизни почти 6 тысяч человек, части людей все-таки удалось спастись. Каждый случай был тщательно исследован специалистами. Оказалось, что абсолютно все туристы, которые совершали в этот день прогулку верхом на спине слонов, спаслись. Дело в том, что животные за некоторое время до того, как на берег обрушились гигантские волны, вдруг ни с того ни с сего рванули в сторону гор. И успели подняться на безопасную высоту.

Еще больше удивило ученых, что это «инфразвуковое облако» накрыло собой обширное пространство с охватом в несколько тысяч миль. И на него прореагировали не только в Таиланде, но и в Японии, Китае, Индии, Австралии и других странах. Подобные наблюдения были зафиксированы и во время других цунами…

К сожалению, сведения о шторме, в которое могла попасть бригантина, очень противоречивы, кто-то говорит, что он был, другие отрицают это. Но команда «Марии Селесты» вполне могла покинуть судно из-за чувства неподдельного ужаса, который возник из-за воздействия инфразвука. Кстати, частота звука в 4 Гц может вызвать приступ безумия…

Версий можно привести еще немало. Но даже сегодня, спустя 135 лет с момента обнаружения обезлюдевшей «Марии Селесты», нет точного ответа на вопрос, что же произошло в тот день в 400 км от Гибралтара. Лично я придерживаюсь последней версии. Хотя бы потому, что однажды мне удалось попасть в волну инфразвука, ощущение не из приятных. Немудрено, что люди покинули бригантину. Случилось нечто такое, что оказалось сильнее страха смерти. Осталось только доказать эту версию…

Похожая история произошла примерно год назад у нас, в Калининградской области. 11 декабря 2006 года в 21.00 было получено последнее донесение от экипажа ПТС-0212, который находился в районе мыса Таран. Оно направлялось в г. Светлый, но туда так и не прибыло. Спустя три дня тела двух пропавших моряков были обнаружены у побережья Литвы. В январе 2007 года на пляж Клайпеды было вынесено еще одно тело калининградского моряка. Остальные три члена экипажа исчезли навеки. 26 декабря на глубине 60 м в районе мыса Таран обнаружено приемотранспортное судно. Было ли это пропавшее ПТС и куда делись оставшиеся четыре члена экипажа, так и остается загадкой…

Статья опубликована в выпуске 5.12.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: