• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Солнцев Профессионал

Какие бывают виды флэшмоба?

Флэшмоб может делиться на виды. Хотя деление это весьма условно.

Smart mob переводится как «умная толпа». И если флэшмоб — это технология собирания толпы, то смартмоб — это цель и смысл такого собирания. Даже если эти цель и смысл носят абсурдный характер. То есть флэшмоб — это форма, а смартмоб — ее содержание. Это два взаимно дополняющих понятия, каждое из которых немыслимо друг без друга.

X-mob (eXperimental mob) — это такие акции флэшмоба, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое, социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видишь ли ты действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ.

L-mob (long-mob) — в этих мобах сценарий реализуется участниками на протяжении какого-то длительного времени. Место его проведения может быть также распыленным в пространстве города. Больше всего этот тип флэшмобов напоминает определенные «ритуалы» или «правила поведения» и ближе всего приближается к выстраиванию новых социальных порядков, стремится перепрограммировать каждодневный общепринятый распорядок жизни.

I-mob — флэшмоб, не выходящий за пределы Интернета и реализуемый в виртуальных публичных пространствах. Флэшмоб и «письма счастья»

Чтобы однозначно ответить на вопрос, попадают ли под определение флэшмоба массовые помешательства и увлечения, нужно вначале дать однозначное определение понятию «флэшмоб». А его на сегодняшний день нет. Я не считаю возможным брать за основу определения людей, называющих себя флешмоберами. Поскольку большинство из них не являются специалистами в области социальных технологий, а сам флэшмоб еще не сформировался в отдельную субкультуру со своими правилами, законами и тенденциями.

Когда четкого общепризнанного определения нет, ничего не остается, кроме того, чтобы или дать свое собственное, или ограничиться описанием общих тенденций. В широком смысле флэшмоб как раз и является чем-то средним между массовым увлечением и помешательством. В противном случае это либо принудительная акция, либо театрализованное представление. Но флэшмоб не является ни тем, ни другим.

Основные принципы флэшмоба — это массовость и безыдейность. Если дадаизм и концептуализм стремились к «искусству ради искусства», то флэшмоб появился как чистая технология. Изначально флэшмоб — это технология ради технологии. Причем воспользоваться ею может любой, у кого есть доступ в интернет. Цель — задействовать в акции как можно больше людей. Флэшмоберы любят писать на своих сайтах, что единственная их цель — это удивить людей, и массовость сама по себе их не привлекает. Это не так. Такие заявления делаются исключительно по молодости и горячности.

Для иллюстрации приведу промо-акцию одного журнала, описанную в журнале «Рекламные технологии». Сценарий акции состоял в том, что вечером в вагон метрополитена входит девушка, читающая журнал с ярко-красной обложкой. На каждой остановке следующей станции в вагон входит новая девушка с таким же журналом… И так пока девушек с журналом становится едва ли не больше чем остальных пассажиров. На одной из станций все девушки выходят из вагона.

В рекламной акции участвовало 3 команды по 18 «читательниц» — не так уж и много, но… (!) По итогам первых семи дней торговли, объем продаж журнала стал сопоставим с объемом продаж журнала «Glamour». Т. е. участниками данного флэшмоба правильно считать не 54 девушки, ездивших с красным журналом в московском метрополитене, а те сотни тысяч покупателей журнала, которые и не видели тех девушек, но слышали о них от своих друзей и знакомых, пораженных этим спектаклем.

Понятие «массовая толпа» в контексте понятия флэшмоб принимает совсем не то значение, что вкладывали в него художники концептуалисты 70-х годов. Сегодня «собрать толпу», равно как и «собраться в толпу» можно, не выходя из дома. Вспомним все тот же знаменитый «Превед». Никто нигде не собирался (во всяком случае, вначале), но редкий офис в феврале этого года не оглашался этим сакральным прЕвеДствием. Приблизительно в одно и тоже время тысячи людей вскидывали вверх руки и задорно кричали «Превед!» — классический вариант флэшмоба.

Если кто-то удивлялся такому поведению, то тут же получал ссылку на культовую картинку. Что же получается? Вы отправили 10 ссылок друзьям, каждый из 10 друзей отправил ещё по десять ссылок и т. д. — т. е. популярность растет в геометрической прогрессии. Ничего не напоминает? Да, в флэшмобе используется та же технология, что и в классическом варианте «письма счастья». С той только разницей, что «письмо счастья» нормальный человек выбрасывает в корзину, а не посылает друзьям (подробности — в моей статье на эту тему).

Т.е. «Письмо счастья» — это частный случай флэшмоба. Почему далеко не каждое письмо счастья становится флэшмобом, а также о том, почему явление «флэшмоб» интересует полит-технологов и агентов спецслужб, я расскажу в следующей части статьи. Если только кроме меня это еще кому-нибудь интересно.

Статья опубликована в выпуске 30.09.2006
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: