• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Что общего у мансарды и мезонина? John O`Brien

Согласно словарю Даля, жилье под крышей имеет несколько названий: мезонин, горница, светелка, и даже теремок. Горница и светелка венчали собой богатые крестьянские дома или дома городской окраины, а мезонин — скорее атрибут домов помещиков, характерный для загородных усадеб или домов с садами в тихой части города.

Мансарда — чердачное помещение, оборудованное для жилых нужд. Названо по фамилии французского архитектора Ф. Мансара (1646−1708).
Устройство мансарды дает возможность получить дополнительную полезную площадь в виде пространства под крышей, которое получается в результате того, что крыша имеет двойные скаты с каждой стороны.

Мезонин  — (от итал. mezzanino) — надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и деревянных домов среднего достатка. Часто встречается на картинах Кустодиева и других русских классиков. Мезонин строился обычно с тремя окнами, фронтоном и собственной крышей. И этим мезонин принципиально отличается от мансарды, т. е. жилого использования чердачного помещения всего дома.

В мансардах жили поэты, художники, певцы, музыканты — такое жилье стоило дешево, а у богемы всегда нет денег. При слове «мансарда» вспоминаются крыши Парижа, бульвары с желтой листвой и маленькие кафе. При слове «мезонин» — патриархальная жизнь российского предместья, барские имения, живописные пригороды.

Множество литературных объединений и журналов носят название «Мансарда», литературный Журнал «Мансарда» зарегистрирован в Санкт-Петербурге, что показывает весьма приятную литературную коннотацию. Мезонин тоже несет много литературных ассоциаций — «Дом с мезонином» Чехова, объединение футуристов «Мезонин поэзии» (1913: В. Шершеневич, Л. Зак, К. Большаков, С. Третьяков и др.).

Но мезонины и мансарды своей романтикой и близостью к небесам привлекают не только русских и не только классиков. Мы уже рассматривали тут картины Л.Кондаковой, Дерка Хансена и Кинкейда — ярких представителей стиля «романтический реализм». И у всех троих — случайно ли это? — можно найти на картинах прекрасные образцы мансард и мезонинов. Есть, есть в этих архитектурных явлениях что-то, кроме просто практического желания — увеличить жилплощадь!

И вот еще один живописец, картины которого радуют глаз и греют душу — Джон О’Брайен. John Patrick O’Brien (1951 — 2004) учился в престижной Художественной Лиге Student’s в Нью-Йорке, впоследствии в студии в Гринвич-Виллидж, в Сан-Франциско и в Париже. Его академическая манера письма в сочетании с любовью к красоте типична для американского импрессионизма. Его работы находятся во многих частных собраниях США и Европы.
Интерьеры и улицы на его картинах — реальные или полностью выдуманные, соблазняют и вызывают желание оказаться там, в этих приветливых уголках Земли. Это и есть ««современный романтичный реализм». Его страсть к Франции, Италии и Ирландии может видеться в череде романтичных изящных интерьеров, уличных мест действия, кафе и бульваров. И на многих его картинах — маленькие уютные мансарды и мезонины, в которых хочется хоть немного пожить, провести отпуск или поселить героев какого-нибудь лирического повествования, фильма, романа.

Русский читатель опять же не обойдется без воспоминания о Зурбагане и Лиссе, и о простых, веселых жителях приморских городов, услышит скрытую музыку и почувствует теплый ветер.
Пораженный тяжелой болезнью, Джон О’Брайен до последних дней старался нести своими картинами радость и позитив всем зрителям. И разве не приятно в неласковые зимние сумерки поставить на монитор картину уютного переулка средиземноморского или калифорнийского городка, и помечтать о чашечке кофе в уличном кафе?

Статья опубликована в выпуске 23.01.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: