• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Шуваева Мастер

Легко ли быть оборотнем?

Многие века «живёт» среди людей оборотень — один из самых таинственных персонажей древних легенд и верований. Вера в ликантропов (в переводе с греческого буквально означает «человек-волк», «превращение ведьмы в волка») существовала у многих цивилизаций на протяжении тысячелетий. Но в разных культурах отношение к оборотню было неодинаковым.

Некоторые племена индейцев и коренного населения Африки считали их тотемными, священными существами, своими покровителями и были уверены, что их вожди или шаманы могут превращаться в волков. Древние египтяне своего бога Анубиса изображали с головой волка (шакала). В китайской мифологии волк (собака) занимает не последнее место в иерархической лестнице божеств. В Европе на оборотней устраивали облавы, и тогда под удары «охоты на ведьм» попадали невинные люди.

В России же общепринятая точка зрения выражена просто:

«Оборотни — сказочный персонаж, если и существовали, то во времена царя Гороха, а уж коли кто чего и увидит похожее на них, значит, наверняка этому можно найти объяснение».

Как раз поисками объяснений на эту тему и занимались немало лет Александр Кузовкин — физик-оптик, и Николай Непомнящий — журналист. Оба — сотрудники известного журнала «Вокруг света». Их работа вылилась во всестороннее изучение феномена ликантропии, который рассматривался с четырех основных позиций.

Во-первых, оборотень — мифическое существо, человек-колдун, умеющий превращаться в волка. В общем, кровожадное существо выискивает свои жертвы, и убить его можно лишь определенным способом (например, серебряной пулей).

Во-вторых, это волк сам по себе. Хитрый и умный зверь, который научился обманывать человека и который, по словам тех, кому волки все же научились доверять, обладает высоким интеллектом и яркой индивидуальностью.

В-третьих, человек, пораженный очень редкой наследственной болезнью, многие симптомы которой совпадают с признаками ликантропии (порфирии). Это состояние вызывается генетическими нарушениями, приводящими к везикулярной эритеме. Иными словами, кожа больного становится очень чувствительной к свету, особенно солнечному, и под его воздействием покрывается воспаленными пятнами.
Воспаления превращаются в язвы, которые могут перейти в хрящи и кости. Постепенно нос, уши, веки и пальцы разрушаются. Меняется пигментация кожи, зубы могут стать красными или красновато-коричневыми. Возможны психические проявления от легкой истерии до маниакально-депрессивного психоза и иступленного бреда. В средние века этого было достаточно, чтобы приговорить беднягу к смерти.

В-четвертых, это феномен естествознания, дикий ребенок-волк, человеческий ребенок, выросший среди зверей, утративший почти все человеческие особенности: дар речи, умение свободно передвигаться в вертикальном положении.

По мнению исследователей, на живучесть мифов повлияло наличие всех этих четырех факторов. Оборотень, волк, жертва ликантропической болезни и ребенок-волк прочно связаны в жизни и легенде. Волк с острыми клыками, крадущийся в ночи, наводил страх на первобытного человека, как наводит его до сих пор на людей, живущих в глухих уголках Земли. Своими кровавыми делами волк обеспечил себе мрачное место и в естествознании, и в легендах.

Страх перед волком в древние времена и в средние века трансформировался в представление о еще более страшном существе — человеке, превращающемся в подобие волка, одержимом жаждой крови. В те далекие времена люди в своем сознании делали мало различий между оборотнем и самим волком. Так велик был страх, который вызывали и тот, и другой. Еще меньше различали оборотней и жертв порфирии, поражавшей в средние века много людей.

Жестокое обращение с детьми, воспитанными зверями, тоже вызвано страхом перед оборотнем. Ребенок-волк имел ужасный вид, он неистово сражался за свободу и без колебаний бросался на любого, кто тревожил его в лесу, и как настоящий оборотень, испытывал тягу к луне: ночью становился беспокойным и выл, глядя на нее. К счастью, существовали такие люди, как Жан Итар и доктор Сингх, способные окружать таких детей заботой и вниманием.

Исторический факт. В 1963 году в Сибири милиция поймала некоего Никодима Рудняева, который забивал местных коз и пил их кровь. Установили, что Рудняев убивал животных зубами, а перед тем, как вгрызаться им в горло, вставал на четвереньки и настигал жертву одним прыжком. Никодима перевезли в Москву, в научно-исследовательский центр, под крыло КГБ, и следы его затерялись.

В 1976 году был конфликт в одном из африканских государств, в подавлении которого принимал участие СССР. Африканцы вспоминают, что одним из главных действующих лиц в команде советского спецназа был человек необычайной силы, жутко заросший волосами, который не пользовался оружием, а бросался на огромных вооруженных бойцов с голыми руками, буквально выгрызая им горло. По описаниям этот человек очень напоминает сибиряка Рудняева…

Статья опубликована в выпуске 15.10.2006
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: