• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Гусев Грандмастер

Стоит ли печатать свою книгу на собственные средства?

В советское время напечатать книгу самостоятельно было невозможно. На страже стояла цензура, подкреплённая советскими законами. Поэтому для печатания надо было идти не в типографию, а на поклон в то или иное государственное издательство (негосударственных тогда не было).

Там уж решали: печатать или не печатать книгу, а если печатать, то в каком виде и каким тиражом. Очень часто для критически настроенного автора всё заканчивалось написанием романа (или повести) «в стол».

Сейчас другие времена. Напечатать можно что угодно, были б деньги. (Разумеется, и сегодня называть в своей книге кого-нибудь из властей предержащих жёлтым земляным червяком — не рекомендуется.) Вопрос в другом: стоит ли тратить деньги и время на печатание собственной книги?

Вообще говоря, самое простое — книгу написать, несколько труднее её издать, но самое сложное — её продать. И не потому, что у наших сограждан всё ещё не очень много денег. Просто в начале третьего тысячелетия прилавки книжных магазинов завалены таким количеством «шедевров» в ярких суперобложках, что ваш труд может среди них затеряться и не попасть на глаза потенциальному читателю.

Однако предположим, что вы уверены в собственных способностях, трезво оцениваете своё произведение и точно знаете, что написали стоящую вещь. Как быть в таком случае?

Прежде всего, надо определиться с целью. Чего вы хотите на самом деле: заработать деньги на собственном творении, оставить след в литературе, стать популярным писателем?.. Или, может быть, ваша цель скромнее, и вы просто хотите иметь сборник своих стихов, чтобы дарить его девушкам при знакомстве, а также друзьям и родственникам, когда приходите к ним в гости?

Итак, начнём с простейшего. Если у вас есть свободные пара тысяч долларов, то последняя цель (своя книга как подарок) вполне достижима. Сейчас существует масса маленьких издательств, которые издадут ваше творение небольшим тиражом (от ста экземпляров), в красивой суперобложке, с официальными выходными данными (включая ISBN), и даже отправят 16 обязательных экземпляров во Всероссийскую книжную палату. В свою очередь книжная палата разошлёт эти экземпляры в крупнейшие российские библиотеки. Так что месяца через три после издания книги смело можете идти с приглянувшейся девушкой в Российскую государственную библиотеку и гордо заказывать свою книгу в читальном зале.

Несколько сложнее обстоит дело со следом в отечественной словесности. Тут уже важно не только издать книгу — необходимо, чтобы её заметили. Конечно, можно попросить своего издателя организовать за дополнительный гонорар пару-тройку рецензий в толстых журналах. Но если ваше творение называется, к примеру, «Летают ласточки», а внутри под обложкой покоится несколько десятков стихов, годных разве что для рубрики «Творчество наших читателей» в районной газете, то со следом в литературе стоит повременить.

Ну, а если рецензенты искренне пишут, что ваш роман необходимо сделать настольной книгой каждого президента, чтобы знать, как делать историю (вариант — как не надо делать историю)?.. Что ж, тогда следует задуматься о продажах вашего произведения. Сейчас существует довольно много оптовых книготорговых организаций. Едете со своим издателем в одну из них, предлагаете книгу на реализацию, заключаете договор.

Если всё сложится удачно, то уже через месяц увидите свой опус в книжных магазинах: в торговом доме «Библио-Глобус», в «Москве», в «Молодой Гвардии», в магазине «Ozon.ru» и ещё в десятке интернет-магазинов помельче. Вашу книгу начнут понемногу раскупать, хотя вряд ли она станет настольной книгой российского президента, как предрекали рецензенты. Но сам факт продаж значит совсем немало.

Главный вывод прост: пора браться за создание следующей нетленки. Всё время надо изобретать новое, чтобы не разочаровать читателей. Ведь литература сродни искусству иллюзиониста: читатель догадывается, что всё написанное придумано, но талантливый сочинитель заставляет поверить в свой вымысел. Хороший писатель — это всегда мастер иллюзии.

Статья опубликована в выпуске 3.08.2008
Обновлено 22.02.2019

Комментарии (46):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У меня есть знакомые поэты, наиздавали за свои или спонсорские деньги книжки своих виршей, теперь раздают в подарок всем подряд, нужны эти графоманские изделия кому еще, кроме их самих! Но издавать, конечно нужно - чтобы свое тщеславие потешить!

  • Заголовок лучше поменять на "Как издать свою книгу на собственные средства?", ибо для настоящего графомана вопрос стоит/нестоит даже и не стоит, он заведомо твердо знает что стоит.

    Ну и статью чуток подправить в этот ракурс. А вообще пятерка.

    Оценка статьи: 5

    • Насчёт такого изменения заголовка не согласен.
      Я ж эту заметку писал, исходя из собственного опыта, для вменяемых. «Как издать» — знают очень многие. Смысл заметки в том, чтобы всерьёз задуматься: стоит ли издерживать время и деньги на подобное предприятие? Может, лучше деньги бедным раздать, а время на девушек (вариант — на пчёл, на теорию суперструн, на путешествие в Эквадор…) потратить?

      А за пятёрку — спасибо!

      Оценка статьи: 5

  • Отлично, +5. Хорошая микстура от иллюзий.

    ******
    (Андрей, власть имущих (склоняется второе слово), но властей предержащих (склоняются оба слова).

    если рецензенты, искренне пишут (не нужна запятая).

    Оценка статьи: 5

  • По-моему, издать книгу за свой счёт - заранее расписаться в гарфоманстве.

    Исключения - достаточно признанные поэты, уже публиковавшиеся в солидных литературных журналах. Поэзию издательства сейчас берут редко. Другое дело, что всяк графоман пытаеся издать брошюрку (до подешевле, качества ксерокс + скрепка), чтобы дарить маме-папе... Ещё более жалкое зрелище они представляют, когда пытаются продать своё творение в переходах метро - типа, автор сам распродаёт свои творения.. Убого, просто убого.

    Мне кажется, этот момент можно было бы отразить в статье и пожёстче.

    • Ну, хочет человек «издать брошюрку» на свои деньги, и ради бога! Или лучше водку пить беспробудно?!

      Оценка статьи: 5

      • Что ж, и Экслер печатался за свой счёт. Тут, как и везде - для талантов исключение, они могут хоть чёрные квадраты рисовать, а графоманам всё можно - на них и так всем пофиг )))

        В группе риска оказываются те авторы, которые, получив пару отказов от издательств по причине невысокого качества текста и, клюнув на возможность самопечати, идут по простейшему пути - напечатаю как хочу. И печатают, вместо того, чтобы работать над качеством. И в результате - останавливаются в своём развитии, обрекая свой "самиздат" на прозябание на задней полке в краеведческом отделе местной библиотеки.

  • Когда-то один очень хороший и очень умный редактор сказал мне: "Солнце, никогда, никогда не издавайся за свой счет! Даже если предложат издать книгу за две копейки - не вздумай их платить. Автор платить не должен. Он должен получать".
    Я, естественно, поинтересовалась - а почему, собственно говоря? Ну, напечатаюсь за свой счет. Что тут такого?
    Мне тут же было заявлено, что подобное издание - это первый и классический признак графоманства.
    Это - мнение очень хорошего редактора. Действующего, что называется. И в весьма, весьма солидном издательстве.
    Да, он сноб с головы до пяток. Такая уж натура Но тем не менее...
    Кроме того, договориться о распространении книги... это ж почти нереальное дело Никто оценивать продаваемость книги из тех, кто занимается непосредственно продажами, не будет. У издательств есть своя система распространения, так сказать - ареал обитания. Договоренность на выкладки. На рекламу и так далее. У издательств есть серии - что удобно для покупателя. На детективах - оружие, на фантастике - космические корабли, на фэнтэзи - девицы с драконами... Обложка - визитная карточка. Издательство за свой счет автоматически такой карточки лишено. К тому же, хорошая обложка стоит денег... и - очень хороших денег. Оформление, дизайн... а уж печать! А уж если полноцвет! Это я еще не говорю о том, сколько стоит само оформление книги. Не обложка, а внутренность.
    Получается, что для такого издания, которым можно заинтересовать торговую сеть, требуются очень солидные вложения. Ради того, чтоб увидеть свою фамилию на обложке - это нерентабельно. След в литературе подобная книга не оставит никакими стараниями СМИ (а уж сколько стоит рекламная статья в приличном издании... да еще возьмутся ли ее писать и публиковать!). Чтобы остался след, должен быть тираж не 100 экз., а гораздо больше. И книга должна быть доступна не только в национальной библиотеке, а иметь широкий доступ - а это, опять же, зависит от тиража.
    И так далее. Тут такое множество нюансов, ограничений и прочего счастья...
    Если уж пришло в голову, что книга должна быть издана в любом случае, так можно обратиться в какое-нибудь крохотное издательство, из тех, которые вечно ищут молодых авторов - потому как просто не могут платить тем, кто уже не так "молод" и наивен Эти принимают к публикации очень, очень многое, и требования их весьма низки. Гонорар, конечно, двухкопеечный. Но зато - имеется какая-то распространительская сеть. Распространение через интернет-магазины. А это уже кое-что. Это - шанс. Хоть дохловатый, но получше, чем издание за свой счет.
    Мне приходилось видеть поэтов, которые продавали свои книжицы в пригородных автобусах. Больше всего это походило на "Подайте, Христа ради!". Подавали... а сборнички летели в мусорку сразу же по выходе из автобуса.
    Но есть один нюанс... Так сказать - луч света для графоманов. Моя соседка по даче - классический графоман. Поэтесса - это она себя так называет. Издала за свой счет сборник своих стихов. Стихи... ну, мой сын стащил подаренный экземпляр, и теперь, когда к нему приходят гости, они вслух читают эти стихи... Примерно так же, как мы слушали магнитофонные записи Жванецкого. Если я слышу, что в комнате сына дикий хохот - я точно знаю, что опять читают эти стихи.
    Но! Эта самая поэтесса говорит, что собирается издать таким образом еще два сборника. А когда они будут изданы, она подаст заявление на прием в Союз писателей. И уверяет, что ее примут. Потому как основное требование - три изданных (не важно как) книги.
    Так что у господ графоманов есть надежда оставить след пусть не в литературе, но в Союзе писателей

    • Вот, ей богу! чего вы все так на графоманов набросились? Ведь совершенно безобидные люди, в отличие, скажем, от убийц, бандитов и некоторых политиков.

      Оценка статьи: 5

      • Андрей... в графоманстве ничего плохого нет. Я лично очень нежно отношусь к графоманам Нравится людям писать - да пожалуйста... это их право - до тех пор, пока они не наступают на чужие права. Но это стандартное ограничение
        Вопрос несколько в другом - в цели издания за свой счет. То, что позволительно и даже желательно для графомана, для перспективного, что называется "гонорарного" автора может оказаться не просто нежелательным... но почти самоубийственным.

        • Писатель Юрий Никитин написал однажды книгу, которую ни одно издательство не хотело издавать. А одно захотело - даже выплатили ему гонорар! - а прочитали и тоже отказались, просили кое-что переделать и т.д. Никитин отказался, занял денег, издал книгу за свой счет, и тираж вмиг раскупили.

          Мало ли какие обстоятельства бывают.

          Уверена, что издание за свой счет или за гонорар - это не тот критерий, по которому можно судить о графоманстве.

          Некоторые будущие нобелевские лауреаты издавали за свой счет. Сколько поэтов вынуждены были это делать (Северянин там, Цветаева, Кир Булычев и т.д.). Шопенгауэр издавал за свой счет. Неплохая компания.

          Оценка статьи: 5

          • Я согласна, что издание за свой счет - еще не признак графоманства А вот попробуйте сломать этот стереотип у редактора книжного издательства... Они мозгами-то все понимают, а душа - не приемлет
            Успешное издание и продажа тиража за свой счет - это, увы, исключение, а не правило И увы - для успеха в этом случае нужно довольно много денег.
            Или - имя. Цветаева - очень хороший бренд Представьте на обложке - Марина Цветаева... или - Алевтина Пупкина... у кого больше шансов на успех?
            Да и с поэзией разговор отдельный. Поэзия действительно плохо принимается издательствами. Неходовой товар, к сожалению
            И еще нюанс... издание за свой счет во времена Северянина, и издание за свой счет сейчас. Различные обстоятельства, стереотипы покупателя изменяются, шансов на успех все меньше и меньше. Нужна реклама - чтоб не потеряться в общей массе. А сколько она стоит... Рекламная статейка на пол-полосы мелкой газетенки у нас стоит 500 $. В России - еще дороже. И эффект такая статейка дает приближающийся к нулю. И нужна не одна, не две статейки... Вот и считайте себестоимость одного экземпляра книги, изданной за свой счет, чтобы ее раскрутить.
            Это я не из вредности, Галина В порядке дискуссии

            • А вот попробуйте сломать этот стереотип у редактора книжного издательства... Они мозгами-то все понимают, а душа - не приемлет

              Я тут как раз задумала статейку написать "Издадут ли вашу книгу, или На что смотрит издатель?" (у.н.), опираясь на собственный опыт - не автора. Описанной Вами проблемы там не будет, потому что в нашем издательстве ее нет. Ну не на это у нас смотрят!

              Или - имя. Цветаева - очень хороший бренд

              Это сейчас оно бренд, а тогда - ничем не отличалось ни от Пупкиной, ни от Табуреткиной.

              издание за свой счет во времена Северянина, и издание за свой счет сейчас. Различные обстоятельства...

              Времена всегда одинаковы, в том смысле, что тогда одни обстоятельства, сейчас другие, завтра будут третьи. То в политический режим не вписался, то коммерческий неуспех поэзии очевиден, а завтра всё может измениться.

              Всё правильно Вы говорите и про рекламу, и про остальное, и в моей будущей статье об этом будет чуть ли не слово в слово, но разговор Андрей затеял не о том. И я собираюсь, рассказав читателю об условиях, когда книгу скорее всего примут, а когда нет, дать ссылку на статью Андрея. Должен же быть у автора выход!

              Дискуссия наша мне очень нравится. Побольше бы таких дискуссий!

              Оценка статьи: 5

              • Галина, меня тоже посетила мысль - написать статью на эту тему Об изданиях за свой счет - с точки зрения автора, и с точки зрения редактора... Опираясь на свой собственный опыт и того, и другого
                Но именно об издании за свой счет...
                А вот то, что вы задумали - написать на что смотрит редактор вообще, рассматривая текст - это очень хорошее дело! Множество начинающих авторов тычутся носом, не знают, с какой стороны подойти, как и куда. И ошибаются, спотыкаются буквально на ровном месте. И ведь не споткнулись бы, если бы кто-то взял на себя труд чуточку им объяснить специфику всего этого дела. За авторов обидно!

                • София и Галина!
                  Интересная у вас дискуссия получилась.
                  Однако вы упускаете из виду ещё один (в общем-то, редкий) вариант. Это случай, когда автор произведения сам является редактором или совладельцем чего-нибудь «печатного». Ну и зачем ему идти в издательство со своим романом?!
                  Он может сам его отредактировать, сам сделать компьютерную вёрстку и дизайн обложки (либо поручить это своему сотруднику). Его друзья и коллеги могут совершенно бесплатно написать и опубликовать несколько рецензий (не обязательно хвалебных). При таких обстоятельствах, зачем автору идти в издательство?! Там же наверняка начнут выставлять условия, «изгадят» текст…
                  Нет, лично я выбираю путь в типографию. Разумеется, с готовым оригинал-макетом.

                  Оценка статьи: 5

                  • А вот знаете, есть у меня знакомый владелец издательства и типографии разом В небольшом (относительно) российском городе.
                    По одному случаю ударило его по голове пером... и написал он три повестушки и два сборничка рассказов. И так ему хотелось быть не только издателем, но автором, что - опубликовал в собственном издательстве. Тут, расходы, конечно, для него были минимальные. И где ж его пять книжиц? В библиотеках родного города - собственными руками дарил. Энное количество экземпляров отправлены, куда положено. Вот и все на этом. Потом пытался сунуться в другие издательства... так даже в мелких смеялись - графоман, мол... Очень человек расстроен был.
                    Тут ведь самое главное - что именно издавалось. Вот в данном случае - действительно на редкость графоманская литература. А бывает, конечно, иначе. Но очень, очень редко. К сожалению.

                    • София!
                      Да проблема в том, что не хочу я объяснять этим редакторам и владельцам издательств, о чём мой роман. Я и так знаю, что побоятся и не напечатают из политических соображений.
                      Кстати, на одном белорусском сайте, где стоит отрывок из этого романа, редактор прямо сказала: у них такую вещь опубликовать на бумаге было бы невозможно. А в Москве напечатали. Пока ещё в России за деньги издать можно всё что угодно.

                      Оценка статьи: 5

                      • В Белоруссии? Политический роман??? Андрей, поверьте на слово - я ведь все-таки в Минске - в Белоруссии не только политический, в Белоруссии вообще никакой роман на бумаге не напечатают. Или - микроскопическим тиражом, где-нибудь 300 экз. максимум.
                        Наши издательства бедные, гонорары платят копеечные, хорошие авторы к ним не идут. С продажами весьма туго. Российские издательства не пускают белорусов на свой рынок (я имею в виду именно белорусские издательства, а не филиалы российских, или практику заказов в наших типографиях). А где ж продавать? Здесь рынок мелкий.
                        А вы говорите - роман с политическим уклоном... да в Белоруссии... Тут вопрос даже не в содержании, тут вопрос в том, что художественную литературу почти не издают. Даже с учебно-популярной напряженно - а уж ее, по крайней мере, покупают хотя бы ради броского заголовка.
                        А за свой счет, между прочим, можно и в Белоруссии с легкостью издаваться Все, что угодно. И гораздо дешевле, чем в России

    • София Варган, " Когда-то один очень хороший и очень умный редактор сказал мне: "Солнце, никогда, никогда не издавайся за свой счет! Даже если предложат издать книгу за две копейки - не вздумай их платить. Автор платить не должен. Он должен получать"." - золотые слова!

  • А я вот написал рОман, только тысяч у меня нет. У меня вообще денег нет. А хочется, чтоб побольше народу прочитало...

    • Денис, так разместите в сети. Есть же специализированные литературные порталы. Зайдите на прозу.ру, зайдите на СИ. Бесплатная регистрация, свободное размещение, посетители, рецензии... Прочтут. Блог заведите, в конце концов. Рассылку. Это - гораздо более перспективно для прочтения, чем всякие издательства за свой счет. Особенно, если у вас денег нет
      Кстати, а почему вы не предлагаете в издательство? Они даже платят, представляете))

      • На Прозе.ру роман уже почти год висит, отзывов не поступало. В блогах роман никто не комментил. К тому же я уже замучился его выкладывать - ни один из моих блогов не продержался больше года, их всё время удаляют. На разных форумах помещал в разделах творчества - кое-где хорошо отзываются, но посещаемость топика очень низкая, а на многих форумах буквально оплевали. Кое-кто из друзей говорит, что роман замечательный, но большинство его вообще не прочли - говорят, что нет времени.

        • Отзывы друзей - не показатель качества и профессионализма, увы. Дайте-ка мне ссылочку на вашу прозовскую страничку. Посмотрю. Что-то вы там не так сделали. Потому как не получить отзывы на прозовском сайте - это постараться нужно! Знаете, у этих сайтов есть свои хитрости и по размещению, и - чтобы получить рецензии. Причем хитрости зависят от того, что вам нужно от сайта, с какой целью размещаетесь там.
          Я вас там поискала, как Дениса Леонтьева, но увы - не найден такой.

  • Очень интересная статья и дисскуссия после неё!
    Прям захотелось статью написать- про продажи, и книг в том числе.

    Оценка статьи: 5

  • Ежели кому охота самолюбие потешиьт за свой собственный счет - ничего в этом плохого нету, и в самом деле лучше, чем водку квасить или правительство ругать. А так-то обстоятельства бывают разные. Вот один мой знакомец издал очень хорошую и нужную публицистику вначале за свой счет (благо, что человек состоятельный, и издание было оформлено достойно), потом отправил ее на соответствующий конкурс, там хоть наград не полуичл - но получил предложение солидного издательства. И вышла она уже оформленная по всем стандартам того уважаемого издательства - и слава тебе, и почет, и гонорар. А заодно и самолюбие. Так что дело такое, тут кто как умеет.

  • Извините, что только пришла и сразу критиковать. Дело вот в чём:
    Так хотелось прочитать быстрее статью, узнать что-то новое. Открываю, а там 2 абзаца про СССР + 3ий, подводящий...Чуть не закрыла статью. Для меня это слишком длинная подводка. Может потому что не жила в том "хвалёном" СССР .
    Однако статью дочитала и не пожалела. Интересно,даже забавно написано про цели издания книги, я как-то об этом не задумывалась.

  • 5 баллов

    И статья великолепная, и дисскуссия завораживающая!

    Оценка статьи: 5

  • лана солнцева Читатель 5 мая 2010 в 02:26 отредактирован 24 мая 2018 в 08:00 Сообщить модератору

    статью, считаю, можно оценить достаточно высоко. (особенно это важно, наверное тем, кто, действительно, хочет напечататься.) с книгоизданием сейчас проблем нет только у тех, кто может заплатить. или у тех, у кого в издательстве есть знакомство. (это я имею в виду первоиздание)

  • Андрей Гусев, для начала хотел бы узнать, где Вы взяли материал для этой статьи? Это Ваша работа или нет?
    Буду благодарен за ответ.

  • Андрей Гусев, и по написанному и комментариям:
    1) ни издание за свой счет, ни за счет издательства ни о чем не говорит. И уж тем более, о качестве написанного.
    Как напечатанное за свои кровные может быть достойно внимания, так и напечанное за счет издетеля - гламурным чтивом - не более. Хотя, печатание за счет издательства с выплатой гонорара может свидетельствовать хотя бы о кое-каком писательском уровне (например, просто об умении грамотно излагать свои мысли - что для начинающего писателя уже неплохо).
    2) Число печатающихся за свой счет гораздо большее, нежели здесь представляется. Обычная ситуация: книженция издана самиздатом, но за таковую не выдается. Многие издания именно за счет этого выживают.
    3) Число пишущих недурственно гораздо большее, чем принято думать. Когда-то стартовав с таким же ощущением "все - графоманы", я постепенно познакомился с немалым числом людей хорошо пишущих, умных, совестливых, изменив свое мнение до более приземленного. В конце концов, искусство должно быть народным, понятным.
    4) Критерии определения "хороший автор - плохой автор" - релативны. Это не бег на сто метров. Булгаков считался дурным писателем. Многие при жизни не печатались. Еще больше начинали с самиздата и при жизни вовсе не были признанными. А многие признанные стали признанными за одну ночь. Сегодня ты графоман - завтра ты наше все. Да и после смерти, внимательно ознакомившись с некоторыми "chefs d'oeuvres" находишь, что их слава дей-но бежала впереди них.
    Очень большую роль в прославлении того или иного "великого" труда играет фикция. Каждое третье, выуженное в интеренете произведение, можно отшлифовать и при умелой рекламе сделать, как минимум, известным.
    5) Многие из нынешних великих опусов - плод умело внушенной фикции тысячам и миллионам. Рассказ, стихотворение, картина может быть недурственной, но является ли она гениальной?
    5) Мнение о "плохих нынешних временах" и "хороших тогдашних" - ошибочное.

    • Не бывает двух пятых пунктов.
      Мнение о хороших и плохих временах всегда субъективно, а не ошибочно, как пишете Вы. Впрочем, лично я про хорошие и плохие времена ничего не говорил, а лишь констатировал тот факт, что нынешнее время отличается от советского.
      Что касается первых четырёх пунктов вашего отзыва, то во многом с этими рассуждениями стоит согласиться.

      Оценка статьи: 5