• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Так ли страшен серый волк? Древняя символика образа

Заглянув в справочники по мифологии, можно узнать, что во многих культурах Евразии и Северной Америки образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени, который «выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка». В ряде случаев такой герой имел соответствующее имя либо прозвище. Таковым был, например, Бхима из индийской Махабхараты. В осетинском эпосе Нарты герой именуется «имеющим голову волка». Грузинского царя Вахтанга I звали Горгослани, т. е. «имеющий брюхо волка». В египетской традиции Упуат — бог в образе волка был проводником, разведчиком и покровителем умерших, его называли «первым бойцом» Осириса.

У этрусков волчий скальп украшал голову царя Преисподней Аиты, аналогичный головной убор носил изначально и этрусский Лукумон, символизируя священного покойника. Связь волка с первопредком просматривается в легенде о капитолийской волчице, вскормившей основателей Рима, Ромула и Рема. Это было знаком приобщения их к миру мёртвых, т. е. они с рождения стали лукумонами — владыками, обладавшими тайным знанием.

Подобные сказания есть и у других народов. По древнеиранской легенде, царя Кира вскормила тоже волчица; китайская хроника VII в. сообщает о предках тюрок, истребленных врагами, кроме одного мальчика, которого спасла и вскормила волчица, впоследствии ставшая его женой и родившая ему девять сыновей. А у Аполлона было прозвище «рождённый волчицей», поскольку её облик приняла богиня Лето. Генеалогический миф чингизханов сообщает, что их прародителем был пепельный волк, спустившийся с неба и соединившийся с ланью.

И у бога Одина, было, как известно, два волка — Гери и Фреки, являвшиеся его чудесными помощниками. А сам он был проглочен гигантским волком Фенриром. Индейцы-алгонкины считают, что Волк, брат Манабозо провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых.

Широко прослеживается символика волка и в славянской, и русской мифологиях, где он соотносится с мертвыми, предками, «ходячими» покойниками и т. п. В некоторых заговорах от волка упоминалось, что он бывает у мертвых на «том свете», а при встрече с ним полагалось призывать на помощь умерших или «превратиться» в покойника, т. е. замереть молча, не дышать. Былинный богатырь Волх Всеславич умел превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение громадные расстояния. Любопытно, что существовал обычай называть волками всю родню невесты, а иногда всю дружину жениха, в народных песнях родня жениха называет невесту «волчицей».

Волку в культурной традиции присуща функция посредника между «этим» и «тем» светом, между людьми и силами иного мира, в т. ч. в их отношениях с Богом. Уже отмечалось, что нападение волка считалось выполнением карающей божьей воли. А ещё была поговорка: «Что у волка в зубах, то Егорий дал».

С волком связывались важнейшие приметы, поскольку считалось, что он может предвещать судьбу. Так, волк, перебегающий дорогу путнику, или показавшийся вблизи деревни, предвещал удачу, счастье и благополучие. А если забегал в селение — это было знаком неурожая. Волчья стая означала приближение войны, вой их предвещал голод. Осенью волчий вой расценивался как предвестье дождя, зимой — мороза и метели.

С принятием христианства хтонические персонажи славянской мифоло­гии стали ассоциироваться с чертя­ми. По народным поверьям, волки охотятся за ними, чтобы снизить их поголовье. Старинное сказание повествует, что будто бы чёрт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить, а когда это было сделано Богом, зверь бросился на чёрта и схватил его за ногу.

Одна из трактовок символизма сказки про семерых козлят утверждает, что первоначально волк в ней олицетворял первопредка, который должен был извести семь смертных грехов, в чём ему помогает сам Бог в образе кузнеца, уцелевший козлёнок — это воплощение гордыни, самого труднопобедимого греха, а коза — символ неуничтожимого сатаны. Вспомним, что Серый Волк спасает и Ивана-царевича, убитого братьями, с помощью живой и мёртвой воды.

Целые народы называли себя волками: славянские лютичи, соранские ирпы, даки и т. д. Этот образ до сих пор присутствует в воинской, спортивной символике, в геральдике как знак доблести, силы и ума, а также справедливости и честолюбия, храбрости, свободы, независимости, самостоятельности, выносливости. Так что не всегда стоит бояться волка.

Статья опубликована в выпуске 17.07.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Любопытно, что на Руси всегда было двойственное отношение к волку - он может быть злодеем, а может быть верным помощником. Отличная статья. 5+

    Оценка статьи: 5

  • Отличный материал для археолингвистического исследования.
    Оценка - 5

    Интересно, а как сама автор думает о происхождении слов "Волк, Волчица, Wolf"?
    Сначала - Ваша версия, а потом Я представлю правильную.

    • Владимир, Вы имеете в виду, знаю ли я версию о колене Вениаминовом? Да, читала у А.Кобринского. Есть и другие, да хотя бы у Олжаса Сулейменова в "Аз и Я" - тюркская. Есть ещё русская (от "валить", "волочить" и т.д.), латинская и др. Честно говоря, трактовка образа мне в данном случае интереснее этимологии, потому как тотемный ряд просматривается очень хорошо. Мирче Элиаде об этом весьма убедительно писал Кстати, он утверждал, что именование народа даков произошло от этого слова, т.е. речь идёт о греческом происхождении. У меня нет предпочтительного варианта, поэтому ни об одном не пишу подробно.

      • Те, кто не могут разобраться в сложностях, не читайте.

        Здравствуйте, уважаемая Валентина Пономарёва.
        Я ни в коем разе не хотел Вас укорить в том, что Вы чего-=то не знаете. Ведь этого не знают и другие.
        Поэтому, чтобы расширить Ваш диапазон, Я публикую свое небольшое исследование этимологии слова "ВОЛК"

        читать дальше →

        • Поговорила я об этом, Владимир, с волхвом одним, довольно известным. Осерчал он от упоминания Баала, покоробившись именем сим и велел не святотатствовать, ещё и стихиями пригрозил. Так что я умолкаю. И Вам советую поосторожнее с этим понятием-образом-символом,потому как для России до сих пор силу имеет. Зря что ли Сталин допреж других народов вепсов (еще до войны) выселял с исконных мест?

  • Валюша, очень интересно.5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Мне теперь понятно становится название одного из хребтов в Аппалачах. Хребет волка. Wolf Ridge.

  • Этот образ до сих пор присутствует в воинской, спортивной символике, в геральдике как знак доблести, силы и ума, а также справедливости и честолюбия, храбрости, свободы, независимости, самостоятельности, выносливости.

    Наверное поэтому графическое изображение волка столь популярно в аэрографии. Байкеры, стрит-рэйсеры используют его для оформления мотоциклов и автомобилей. Шлемы расписывают, куртки, собственные тела. Картинки с котятами для этого не годятся Оборотни, опять же, волки. В готическом стиле зверь

    Оценка статьи: 5

  • !

    Оценка статьи: 5