• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Как в русской армии у воинов появились не только обязанности, но и права?

Развитие военного дела, совершенствование средств вооруженной борьбы требовали от солдата осознанных, инициативных действий, определенной самостоятельности. Возникла необходимость четко определить права всех военнослужащих, отказаться от отношения к солдату как к крепостному. Особенно остро это проявилось в ходе Крымской войны (1853−56 гг.)

В июле 1863 года было утверждено «Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных», которое и явилось первым дисциплинарным уставом русской армии. В 1865 году утверждается новый проект, названный «Положением о взысканиях дисциплинарных». В нем были определены общие правила соблюдения воинской дисциплины, дисциплинарные взыскания и порядок их наложения, порядок подачи просьб и жалоб, вводился суд общества офицеров.

В 1869 году был утвержден новый проект этого документа — «Устав дисциплинарный». В нем заложено требование «строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказания начальства… добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять проступков и упущений подчиненных без взыскания». Одновременно он обязывал командиров «быть справедливым, отечески пещись о благосостоянии вверенной ему команды, входить в нужды своих подчиненных… избегать неуместной строгости, не оправдываемой требованиями службы, а также развивать и поддерживать в каждом офицере и солдате сознание о высоком значении воина».

Устав определил виды дисциплинарных взысканий, права начальников по их наложению, порядок приведения их в исполнение. Для рассмотрения проступков, требующих особо строгих наказаний, предусматривалось создание полковых судов.
В соответствии с уставом для нижних чинов вводились:
- простой арест (не более месяца);
- строгий арест (20 суток);
- усиленный арест (8 суток);
- смешанный арест: строгий и усиленный (не более месяца).

Устав предусматривал различные наказания в зависимости от происхождения и сословной принадлежности. Нижние чины из детей дворян, священнослужителей, купцов первой и второй гильдии не привлекались «на случающиеся в роте работы, не переводились в разряд штрафованных и не подвергались строгому и усиленному арестам».

После введения в 1874 году всеобщей воинской повинности, возникла необходимость переработать «Устав дисциплинарный». В 1879 году он был переработан с учетом опыта русско-турецкой войны.

Очередная редакция устава была принята в 1888 году. Согласно ему рядовые и ефрейторы переводились в разряд «штрафованных» в мирное время по приговору суда, а в военное — властью командира полка; унтер-офицеры — только по приговору суда.

В 1901 году устав был дополнен статьей «правила о разбирательстве ссор, случившихся в офицерской среде». В 1904 году из него исключили указания о телесных наказаниях.

Несмотря на все изменения и переиздания, основные положения «Устава дисциплинарного» с 1869 года оставались неизменными. Он не предусматривал меры поощрения и закреплял взгляд на дисциплину, как на обязанность подчиненных повиноваться, а начальников — карать за проступки.

Во второй половине ХIХ века в России была проведена всеобъемлющая военная реформа. Вооруженные силы стали комплектоваться на основе всеобщей воинской повинности, что значительно снизило остроту социальных противоречий в армии, сделало ее более монолитной.

В этот период передовая часть русского офицерства стала искать формы и методы воспитания войск, отвечающие новым условиям службы. Создается военно-педагогическое учение, одним из основателей которого стал генерал М. И. Драгомиров. В его трудах «Дисциплина, субординация, чинопочитание», «Опыты руководства для подготовки частей к бою», «Подготовка войск в мирное время» в наиболее полном виде раскрыты требования к воинской дисциплине, пути ее укрепления, роль офицеров в воспитании солдат.

Драгомиров считал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты отвечали своему назначению». Он включил в воинскую дисциплину: подчинение начальнику; исполнительность; преданность начальнику, службе, Отечеству; субординацию; воинскую вежливость. Развивая мысли А. В. Суворова, отмечал, что дисциплина «укореняется непрерывною настойчивостью в раз поставленных требованиях, справедливостью, строгой законностью, заботливостью о солдате, честным отношением к его довольствию».

Военный педагог разъяснял офицерам, что «если молодой солдат не исполняет чего-либо или исполняет дурно, то это происходит от непонимания требований; помочь этому можно только терпеливым и кротким объяснением того, что он должен делать, а не взысканиями; взыскания в подобных случаях могут только окончательно запугать и ошеломить его». Он рекомендовал командирам хорошо знать о доармейской жизни солдата, даже переписываться с его семьей. Эту форму, которая и сегодня активно используется в армии, успешно применяли многие русские офицеры.

В качестве примера — интересный документ, датированный 28 ноября 1908 года. Это письмо командира родителям новобранца:
«Уведомляю Вас, что сын Ваш Федор Смирнов зачислен на службу в 4-ю батарею Лейб-гвардии 1-й Артиллерийской бригады, прибыл благополучно 10 ноября 1908 года, здоров.
Российской Артиллерии предки доблестно сражались еще под знаменами императора Петра Великого под Нарвой, Лесной и в Полтавском бою, били мы врага и в Отечественную войну 1812 года и в Турецкую кампанию 1878 года. Вашему сыну выпала высокая честь служить в такой старой и славной бригаде. Уверены, что он окажется достойным этой чести.

Милостью государя нашего служба теперь коротка, служить Вашему сыну полагается только 3 года, считая с января 1909 года, такой небольшой срок ему нетрудно будет соблюсти себя построже, — с любовью и старанием отнестись к царской службе, чтобы потом, вернувшись на родину, иметь чистую совесть солдата — честно исполнившего свой долг и присягу.

Во время службы Ваш сын будет находиться на полном казенном содержании. Теперь он уже получил койку, матрац, подушку, одеяло, 3 простыни и 3 наволочки, а еще получит сапог — 2 пары, рубах — 3 штуки, подштанников — 3 штуки, портянок — 3 пары, платков носовых — 3 штуки и полотенец — 2 штуки, вся верхняя одежда тоже полагается ему казенная — как то: мундиры, шаровары, шинели, верблюжья куртка, фуражки, башлык, наушники, рукавицы и набрюшники.

Пища полагается казенная: каждый день — обед из двух блюд с ½ фун. мяса и ужин с ¼ фун. мяса, хлеба 3 фунта, горячий чай; каждый месяц выдается 1 1/8 фун. сахару и ½ фун. мыла. Баня казенная — мыться полагается не менее 1 раза в неделю.

Жалованье получает 1 руб. в месяц. Свое вольное платье сдал на хранение, но в любое время может получить обратно и выслать его домой или продать. Денег с собой не принес. О своем житии отпишет Вам сам, Вы же не забывайте его и пишите, чтобы и он помнил, любил и почитал свою родную семью".

Активная, целенаправленная работа по упрочению дисциплины в русской армии не прекращалась до последних дней ее существования в 1917 году.

Создаваемая молодая Красная Армия впитала в себя многие лучшие традиции русской армии, в том числе высокую самоотверженность и дисциплину. Их принесли с собой сотни тысяч солдат, пятьдесят тысяч офицеров и генералов старой армии, которые стали служить молодому государству.

Эта статья завершает цикл статей, посвященных особенностям обеспечения в русской армии воинской дисциплины:
Как на Руси воспитывали у воинов самоотверженность и верность клятве?
Как в русской армии появились первые воинские уставы?

Статья опубликована в выпуске 23.07.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: