• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Кто был «занозой в культуре XII века»? О великой и греховной любви.

История знает немало примеров необычных и потрясающих отношений между мужчиной и женщиной. Имя им все равно — любовь, но в эту любовь вмешивалась история, церковь, невероятные стечения обстоятельств.

В небольшом домике рядом с Собором Нотр-Дам-де-Пари есть надпись: «Здесь жили Элоиза с Абеляром. Искренние возлюбленные. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118».

Жил на свете богослов-вольнодумец и даже воспитал нескольких пап. Современники называли его Сократом Галлии, Платоном и даже Аристотелем своей эпохи. Правда, католическая церковь видела в его сочинениях ересь, хотя основные догматы Пьер Абеляр сомнению не подвергал. Не думал он и подвергать сомнению целибат — то есть отказ от семьи и полное целомудрие.

Но случилась роковая встреча. Сирота из богатого женского монастыря, блестяще образованная, говорившая на древнегреческом, латыни и древнееврейском (а это, как шутил Абеляр, уже никак не укладывается в голове), шестнадцатилетняя Элоиза Фульбер стала брать уроки у знаменитого философа и теолога. Страсть разгорелась, последствия ее не преминули дать о себе знать, беременность стала уже заметной. Приходится устраивать тайное венчание, весть о котором, конечно же, разнеслась сплетниками.

Элоизу отправляют в монастырь, где ее, вопреки уставу, навещает Абеляр. Вместо пострига в монахини — плотский грех прямо в монастырских стенах. А родившийся сын, названный Астролябием, отдается на воспитание к дальним родственникам, чтобы никогда не увидеть родителей.

Такая ситуация не могла не шокировать общественность. Но даже клирики не смогли придумать того мщения, «варварского и постыдного», которое приготовил для Абеляра дядя — опекун Элоизы. Вместе со слугами и испанским врачом, привязав Абеляра к кровати, он кастрирует его, и это было не просто физическое изуверство, но и духовное: евнухи в храм не допускались, а, значит, и речи не могло быть о церковной карьере.

Но дядю-опекуна отправляют в сумасшедший дом, лишив его всего имущества. С наемниками поступили по принципу «око за око»: они тоже подвергаются оскоплению, да еще их и ослепили.

Это Средневековье, которое принято считать временем застоя, упадка и жестокости. Но, которое, как видим, не отменяло и некоторой свободы нравов и чисто человеческих проявлений. Ведь одновременно это эпоха и другой возвышенной любви — Тристана и Изольды.

Два года после этого страшного события Абеляр прожил в построенной молельне из камыша, которая быстро стала центром притяжения учеников, которых все прибывало и прибывало. Впоследствии он становится аббатом в одном из монастырей, но и там так не поладил с местной паствой, что чуть не стал жертвой двух покушений на свою жизнь. Зато начал писать книгу «История моих бедствий».

А Элоиза все-таки приняла постриг и тоже, в свою очередь, стала аббатисой.

И всю оставшуюся жизнь они писали друг другу письма. Отнюдь не религиозные, а наполненные живым чувством любви и обожания. «О, мой любимейший!» — начинались письма Элоизы.

Умирая, Абеляр завещал свое тело Элоизе, и та распорядилась похоронить его с достоинством в той самой молельне. Она добилась грамоты об отпущении богослову всех грехов и даже денег для сына. Ежедневно она молилась за Абеляра, умерла тоже в 63 года и была захоронена в могиле философа.

В средневековых летописях сказано, что он простер возлюбленной свои объятия. Конечно, это уже легенда, но, значит, не чужды были летописцы понимания явления, с которым столкнулись. Позже, в 1828 году, их останки перенесли на знаменитое кладбище Пер-Лашез, где их могила — одна из достопримечательностей и сейчас.

Их «реальная» связь продолжалась два года. Но всю оставшуюся жизнь они, не видясь, продолжали любить. И их письма друг другу разошлись по миру, их перечитывал Петрарка, почти через тысячелетие они дошли до нас и стали примером одних из самых известных в мире длительных и глубоких отношений. А также частью мирового культурного наследия.

«Бог свидетель, что я никогда ничего не искала в тебе, кроме тебя самого. И хотя наименование супруги представляется более священным и прочным, мне всегда было приятнее называться твоей подругой, или, если ты не оскорбишься, — твоею сожительницей или любовницей. Я думала, что чем более я унижусь ради тебя, тем больше будет твоя любовь ко мне и тем меньше я могу повредить твоей выдающейся славе. Я последовала за тобой, устремившимся к Богу, и по образу жизни даже предупредила тебя. В самом деле, ты сначала побудил меня надеть монашеские одежды и произнести монашеские обеты, как бы вспомнив о жене Лота, обернувшейся назад, и лишь затем посвятил Богу самого себя».

«А так как в большинстве этих песен воспевалась наша любовь, то и я в скором времени стала известна во многих областях и возбудила к себе зависть многих женщин. Какие только прекрасные духовные и телесные качества не украшали твою юность! Какую женщину, хотя бы она и была тогда моей завистницей, мое несчастье не побудит пожалеть меня, лишившуюся таких радостей? Кто из мужчин или женщин, пусть они раньше и были моими врагами, не смягчится из сострадания ко мне?»
(из писем Элоизы к Абеляру).

О них написаны книги. От Руссо до Цветаевой и Шкловского многие обращались к этого бессмертному сюжету. Недавно вышла полноценная монография французской исследовательницы Средневековья Режин Перну.

Представляется, что выдержит их любовь проверку временем еще не одно тысячелетие…

Ты этого хотел.- Так.- Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.

В грудь оттолкнувшую — к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал — тишину.

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
 — Моё дитя становится послушным!

Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука

Монашеская — хладная до жара! -
Рука — о Элоиза! — Абеляра!

В гром кафедральный — дабы насмерть бит
Ты, белой молнией взлетевший бич!

Марина Цветаева

Статья опубликована в выпуске 1.10.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В глуши, во мгле обители угрюмой,
    Исполненный бесстрастно-скорбной Думой,
    В краю Печали, в сумрачной тиши
    Что значит этот вихрь на дне души?
    Зачем опять мечта моя крылата
    И сердце вновь бунтует, как когда-то,
    Вновь чувствует давно забытый жар
    И губы снова шепчут: "Абеляр?"

    Но нет! Замкнуть уста! Избыть былое!
    Предать забвенью имя роковое!
    Пускай в священной этой тишине
    Оно навек сокроется во мне!
    Не отвечать! Не умножать напасти!
    Увы, рука, покорна зову страсти,
    Уже выводит имя - знак Судьбы!
    Напрасно все: и слезы, и мольбы.

    О, затхлый гнет промозглых подземелий!
    О, мрачный ужас мхом поросших келий!
    Бездушность камня! Ветхость хладных стен!
    Томящей скорби добровольный плен!
    Гробницы, пред которыми смиренно
    Сонм девственниц коленопреклоненно
    Льет токи слез на бдениях ночных
    Под взорами безрадостных святых.
    читать дальше →



    Александр Поуп. (Поп). Элоиза Абеляру.
    Перевод Д. Веденяпина

  • Удивительная история. 5

    Оценка статьи: 5

  • да уж.........

  • Люблю эту историю.
    Давно хочу найти фильм "Украденные небеса", что показывали когда-то по телевизору...

    Оценка статьи: 5

  • Парадокс.

    Вот удивительный парадокс: люди веруют в бога, чтут боговерие и знают библейские законы, учат других поступать по-божески. Сами поступают не по библейски и не по-божески. Другой человек оступился, помоги ему, не отомсти! Жизнь хитрая и мудрая штука, но человек всевластен в области добра и зла, и зависит от человека, что будет царить в мире.

    Оценка статьи: 5

  • Начала читать статью, тоже сразу вспомнила фильм. Фильм новый, но не новейший, Голливудский, хороший. В нем, на мой взгляд, красной нитью проходит мотив - "любовь-созидательница". Оба героя умные, красивые, любящие, творческие, деятельные. Истинная любовь рождает потребность воплощать чувства в добрые дела, при любых обстоятельствах.
    Галя, статья чудная.

    Оценка статьи: 5

  • прекрасная история о любви.. любви не идеальной в представлениях и фантазиях, но любви истинной.. настоящей.. спасибо

    Оценка статьи: 5