• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Отчего экскурсовод испуганно воскликнул: «Русские идут!»?

Старинный Углич — это город-картинка (в парадной своей части), город-интурист. Пожалуй, в смысле туристического сервиса сейчас и ориентрирован больше на зарубежных гостей. Понятно: доходу с них больше, к тому же он, этот доход, «цветнее» отечественных рубликов.

Поэтому, прибыв по Волге в это историческое место, прямо с причала попадаешь на длинную аллею, заставленную плотно-преплотно лотками, на которых выставлен «русапетистый» ассортимент от краснозвездных ушанок и буденновок до бог знает чего: маек, гармошек, свистулек, картинок… На наших глазах один солидный иностранец примерял головной убор типа панамы, увешанный советскими значками так, что ткань за пределами полей практически не просматривалась, и демонстрировал себя спутникам, которые весело хохотали.

Наш теплоход пришел очень удачно: ранним утром. Но если прежде на берегу пассажиры расходились по нескольким экскурсионным группам, то на этот раз все оказались под началом одного-единственного экскурсовода. Это была очень невысокого роста и слегка прихрамывающая старушка с разноуровневой линией левого и правого плеча. Безропотно приняв многочисленную братию, она сказала несколько приветственных слов и припустила в кремль.

Пока мы трусцой бежали за ней вслед, на ходу то и дело перебрасываясь со знакомыми и незнакомыми участниками туркоманды недоуменными репликами по поводу неожиданной прыти этой неспортивного вида дамы, наши нестройные ряды несколько сплотились, объединенные общими спортивными усилиями и возникавшими то и дело смешками на тему успехов геронтологии.

Зато потом были весьма благодарны своему экскурсоводу, поскольку большую часть маршрута прошли без толкотни, образованной позднее обилием конкурирующих групп из желающих припасть к памяти истории. Да и рассказ был достаточно интересным, внятным и доходчивым. Часто и уверенно называя нас товарищами, наша предводительница вела группу из собора в собор.

Заминка возникла перед храмом, в котором должен был состояться короткий вокальный концерт духовной и народной музыки, исполняемый а-капелла. Элегантно одетый менеджер легким движением руки пропустил вперед западных ценителей искусства, предложив нам подождать еще.

Мы до этого уже ждали, но согласились. Отойдя чуть в сторонку, прослушали рассказ о том, как на Угличском часовом заводе советские мастера изготовили башенные куранты для колокольни, под которой мы стояли (давно уже не работающие).

На следующий сеанс мы тоже не попали, поскольку западных меломанов прибавилось: подошел большой пароход, у которого, как нам объяснили, короткая стоянка. Потоптавшись, пошли поглядеть на сувениры, но цены «кусались» отчаянно.

Когда группу в третий раз отлучили от искусства, в народе возник ропот. А на четвертом отказе самый решительный из мужчин просто смешался с толпой иноземцев и вошел в зал, за ним потянулись другие. Борясь на крыльце с интеллигентской рефлексией, я вдруг поняла, что могу потерять мужа, который уже внутри (а выход — через другую дверь). Эта заминка не прошла мне даром.

Только перешагнув порог выставочно-концертного зала, услышала испуганно-возмущенное восклицание: «Но это ведь уже русские идут!» Возглас принадлежал хорошенькой девушке-экскурсоводу интуристской группы, стоящей в обществе коллег аккурат напротив меня. В этот момент мне стало очень весело, и я с самой добродушной улыбкой до ушей спросила: «А что, русским сюда нельзя?» Общество коллег засмеялось, обстановка разрядилась.

Мы стоя прослушали действительно прекрасный вокал, поскольку сидячие места были предоставлены «спешащим к отплытию» иностранцам (позднее выяснилось, что мы уходили в плавание раньше), а когда они потянулись к выходу, стали определяться с полнотой состава своих рядов. Реакция музыкантов оказалась неожиданной.

Они вышли в зал, принесли извинения и сказали: «А давайте мы для вас еще споем?» Весьма довольные таким оборотом, мы уселись в первых рядах и еще раз насладились концертом, причем репертуар был на сей раз другой. Наша резвая предводительница тоже зауважала группу, ласково назвав несколько раз штурмовиками вместо товарищей.

Вот такая история случилась нынешним летом в Угличе, где, оказывается, русские тоже идут.

Статья опубликована в выпуске 29.08.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Любопытная зарисовка.

    Оценка статьи: 5

    • Моё любопытство было направлено, ес-но, на скрытые факты в истории. И, как Я ни старался, ничего подобного в зарисовке, вернее своеобразном "карандашном " наброске, не нашёл. Это скучноватенько, сероватенько (во всяком случае для Меня).
      Заголянул в и_нет о названии Углич. Здесь полный абсурд. Никакой конкретной версии, даже подойти близко к одному из самых знаменитых в русской истории городов (в древности Углич был одним из крупнейших городов на Руси).
      Выскажу свои версии.
      Первая версия - прозаическая.
      Древняя часть Углича смотрится на карте близкой к какому-то центру, как будто Углич основали на мысу у Волги те, кто нарисовал на карте некую окружность.
      Рисовать окружность, круг будет на Святом языке купцов-гостей и инженеров древности - עוגל /огель. עגל /угель - "был округлён" *(кстати, и слово "угол" - окружность - это бесконечное число углов, знает каждый геометр).
      Но есть окончание - ИЧ. Оно означает на Святом языке купцов-гостей и инженеров древности - "יצא, אץ "/эц - исходить, выходить. Значит, древний УглИч вышел за границы окружности, которую нарисовали геометры-основатели города.

      Вторая версия происхождения названия Углича - лирическая.
      На на Святом языке купцов-гостей, инженеров древности и поэтов-сочинителей разных языков ЕВРАзии אגל /эгел - "капля, капелька". Разросшийся Углич напоминал набухавшую от купцов-гостей каплю, которая не только растеклась по окрестностям, но и потекла, потекла Волгой-матушкой в Низ - מורידה בא /морида ва - "С Низу пришли" - в мордовские и черемисские земли...

      Оценка статьи: 5

  • Написано с теплотой и юмором. 5

    Оценка статьи: 5

  • Казалось бы, прошло уже время этого совкового подхалимажа, когда перед иностранцами стелились ради нескольких валютных копеек, да и доллары перестали быть экзотикой, и наши туристы ездят уже по всему миру, а поди ты...

    • и наши туристы ездят уже по всему миру

      А знаете, как на них смотрят местные? Как на дикарей. К сожалению, это так.
      А знаете почему?
      Потому, что для русского человека - где бы он ни жил, но, если он родился в России или в СССР человеческое достоинство другого человека (а особенно говорящего по- русски) не представляет никакой ценности.
      Русского "по фигу", что у другого есть честь, русский не понимает, что такое вести себя с достоинством (это совсем не гордо, не высокомерно, нет!). Это просто знать, что твоя свобода (т.е. по-русски - "вседозволенность") кончается на краешке твоего собственного... нет не кошелька, а НОСА, который ты не можешь без разрешения другого человека сунутьв его "ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ. "
      Но русские, веками воспитанные в коммуналках, в колхозах, на мiру, в людской, ещё не отвыкли от рабской психологии или, проще говоря - "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак".
      Русские туристы, выйдя за границы людской, начинают вести себя "отвязанно". Да ещё и "синдром Задорнова": американцы - да они ж тупые, негры - да они ж чорные, англичане - дак оне ж чопорные.... и все, буквально все - не любят Россию.
      Вот и отношение экскурсовода к русским "бабам толстозадым" и соответственное отношение этих "баб" к "экскурсоводихе" , которая чего-то бухтит мне про космические корабли, бороздящие...", да за мои ж деньги...

      Чем кумушек считать-трудиться...
      См. http://www.topos.ru/article/2759

      А какие впечатления, какие подсознательные воспоминания у русского человека? Один – раб, холуй, подлец (подлый), быдло, другой – такой же раб вышестоящего, такое же быдло, который угнетает нижестоящего. «Рабы, кругом, рабы, сверху до низу все в рабстве!». так писал Чаадаев. Что-нибудь изменилось?

      Оценка статьи: 5

      • Российская специфика в том, что у нас своих же русских меньше всех любят. Вспомните стихи Барто про школьника, который встретил в электричке вроде бы двух иностранок и уступил им место, а они оказались москвичками - вот облом так облом! Или у Зощенко командировочный не мог устроиться в гостиницу - притворился иностранцем, и место сразу нашлось. Как вдруг раскрылся его чемоданчик, и оттуда выпали мыло, подтяжки... Сразу: "А ну выметайся обратно, подлец!" И так ведь вне зависимости от того, что за человек - турист, который у себя на родине круглый год работает мелким клерком в конторе, или распоследний служащий иностранной торговой фирмы, главное, что нерусский. Я не представляю, чтобы подобное могло быть в любой стране, кроме нашей. В древнем русском городе Угличе для иностранцев создаются комфортные условия в ущерб комфорту потомков тех, кто основывал эти древнерусские города! Наши пенсионеры, победившие в войне, не могут даже собарться и поехать по местам боевой славы, а немецкие пенсионеры, которых до самого Берлина гнали, регулярно это делают. Причём в наших туристических заповедниках, на мемориалах воинской славы, могут нашего ветерана погнать прочь и тут же немцу в пояс поклониться.

  • Как приятно что русские лучше относятся к русским и пересматривают свои взаимоотношения , и вообще в мире тенденция такова что очень многие русские (эмигрировавшие в советский период) стали намного лучше относиться к своим соотечественникам.

    Оценка статьи: 5

  • Это настоящий клуб кинопутешествий. Только виртуальный.
    Оценка 5.

    Оценка статьи: 5