• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Пузанова Дебютант

Почему мы наряжаем елку и дарим подарки на Новый год и Рождество?

Вечнозеленое дерево издревле было символом жизни среди зимы. Древние римляне украшали свои дома ветками, отмечая Новый год. Обитатели Северной Европы срезали зимой вечнозеленые деревья и размещали их дома в горшках.

Фото: Depositphotos

Тертулиан, живший во II веке, осуждал тех христиан, которые отмечали зимние празднества или украшали свои дома лавровыми ветвями в честь императора:

«Пусть они осеняют тех, для кого огни ада являются неизбежными. Ветки, обреченные вскоре на сожжение, являются предзнаменованием их собственной участи».

В начале Средних веков распространилась легенда, согласно которой, когда Иисус родился среди зимы, каждое дерево повсюду на Земле чудесным образом стряхнуло с себя лед и снег и выпустило зеленые побеги.

В то же время христианские миссионеры, проповедовавшие среди германских и славянских народов, стали искать более мягкие подходы к их культурным обычаям. Согласно одной из легенд VIII века, миссионер Бонифаций после того, как срубил дуб, посвященный богу Тору и использовавшийся для человеческих жертвоприношений, указал взамен ель — как символ любви и милости Божьей.

Ель — символ любви и милости Божьей
Ель — символ любви и милости Божьей
Фото: Depositphotos

Наиболее вероятной представляется теория, что рождественские ели получили широкое распространение от средневековых представлений на библейские темы, которые поначалу были частью церковного служения. Они демонстрировали историю Творения. Райский сад был представлен деревом с висящим плодом. После запрета спектаклей в XVI веке люди стали устанавливать «райские деревья» в своих домах. Они назывались «райками». Их часто увешивали печеньем, символизировавшим евхаристию. И теперь печенье используется в Германии как елочное украшение.

Обычай получил популярность в XVII−XVIII веках, вопреки протестам духовенства, которое выражало недовольство тем, что символ отвлекает внимание людей от истинного вечнозеленого дерева — Иисуса Христа. Но это не помещало кое-где устанавливать рождественские ели даже внутри храмов.

Печенье, которым украшали елки, символизировало евхаристию
Печенье, которым украшали елки, символизировало евхаристию — освящение еды перед употреблением
Фото: Depositphotos

Вокруг дерева часто размещали деревянные «пирамиды» — множество полочек, уставленных свечами, по одной на каждого члена семьи. Такие пирамиды свечей стали предшественниками фонариков и украшений на современных рождественских елках.

Немало времени в истории праздника потребовалось для того, чтобы елка стала ассоциироваться с подарками. Хотя легенда связывает обычай рождественских подарков с дарами волхвов, принесенными Иисусу, реальная их история более сложна.

Как и деревья, обмен подарками был первоначально римским обычаем, связанным с днями зимнего солнцестояния, которые отмечались как праздник. Хотя позднее празднование Рождества вытеснило языческие торжества, традиция преподнесения подарков продолжалась. Часто подарки дарили анонимно. У датчан был обычай заворачивать подарки во много слоев упаковки, на каждом из которых были обозначены различные имена. И кому он на самом деле предназначался, выяснялось только тогда, когда все слои были открыты.

Семья Виктории в 1846 году кисти Франца Ксавера Винтерхальтера. Слева направо: принц Альфред и принц Уэльский; королева и принц Альберт; принцессы Алиса, Елена и Виктория
Семья Виктории в 1846 г. кисти Франца Ксавера Винтерхальтера. Слева направо: принц Альфред и принц Уэльский; королева и принц Альберт; принцессы Алиса, Елена и Виктория
Фото: ru.wikipedia.org
  • Окончательно связали подарки с рождественскими елками английская королева Виктория и ее муж принц Альберт, уроженец Саксонии (теперь это часть Германии). Они установили нарядно украшенную елку в Виндзорском замке для своих детей в 1841 году. С этого времени появился обычай развешивать рождественские подарки прямо на елке.

Немецкие и датские иммигранты принесли свои рождественские и новогодние традиции в Новый свет в начале XIX века. Рождество окончательно стало семейным праздником, сформировался современный образ Санта Клауса.

Часто мы делаем нарядные елки и подарки центром рождественских праздников, забывая, что они лишь символ Того, Кто подарил нам единство Неба и Земли, Кто украсил бесплодные пустоши цветами…

Статья опубликована в выпуске 28.12.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • символ Того, Кто подарил нам единство Неба и Земли, Кто украсил бесплодные пустоши цветами

    ))
    но нимало не озаботился наведением порядка в образовавшемся беспокойном хозяйстве.

    Оценка статьи: 4

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 3 января 2019 в 14:07 отредактирован 3 января 2019 в 14:08 Сообщить модератору

    В рамках популярных легенд и мифилогем, все так.
    Но что меня умиляет, так это непоколебимый сплав религиозного с языческим. Елки в наших костелах и церквях, языческие ритуалы вперемешку с христианскими... а с недавнего времени и восточные "феншуи" к нам спешат: тот же Год Свиньи под бой курантов, церковный благовест и хороводы вокруг красавицы-елки-)))

    А всего-то, разве не черным по белому, красной нитью, через всю Библию о том, что для христианства нет ничего противнее языческих ритуалов и богов, о чем неустанно повторяют наши богословы?

    Нет, все-таки "каша (в голове") - наше любимое блюдо-)

    Как тут не понять тов. Вольтера с его эмоциональным "О, ecrasez l'infame!"

    • Игорь Ткачев, вы правы. Каша изрядная. Но для большинства людей эти вещи- просто развлечения, не имеющие отношения ни к каким верованиям. А вот гадания, использование символов года в качестве талисманов - это мерзость, конечно, как и всякий окультизм.