• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

В каком музее с посетителей не брали плату, а предлагали рюмку водки или чашечку кофе?

31 января 1714 года, 295 лет назад, Петр I отдал распоряжение перевезти все свои коллекции диковинок из Москвы в новую столицу России — Санкт-Петербург — и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке. До этого коллекция хранилась в Москве. Император распорядился называть собрание своих диковинок Куншткамерой — кабинетом редкостей.

Готторпский глобус

Начало коллекции Петр I положил еще в XVII веке. Однако по приезде в Санкт-Петербург оказалось, что помещения маловаты, да и на охрану коллекции понадобился целый штат смотрителей. Если бы коллекция не пополнялась, то может быть, все оставалось бы как есть. Но со всей страны привозили различные экспонаты, и вскоре «кабинет» оказался явно тесноватым.

Особенно после того, как в Санкт-Петербург было доставлено одно из самых примечательных творений того времени — Готторпский глобус. Он представлял собой полый шар диаметром 3,11 метра и весом 3,5 тонны, выполненный по железному каркасу. Его внутренняя и наружная поверхности расписаны по оклеенному холсту: на наружной — карта Земли, на внутренней — небесные Созвездия.

Глобус-планетарий был изготовлен в 1654—1664 годах в Голштинии по заказу Фридриха III под руководством географа и придворного астронома голштинских герцогов Адама Олеария. Диковинка была подарена Петру I в ходе Северной войны и в 1717 году прибыла в Северную Пальмиру.

Кикины палаты

Уже в следующем, 1718 году, музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина, который в ходе расследования дела царевича Алексея был убит. Домочадцев из его двухэтажного дома выселили, а его здание конфисковали. Тогда же Петр решил приспособить его под Кунсткамеру и Библиотеку. Новое место получило название Кикиных палат.

Под экспонаты были отведены 8 комнат (залов). В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландского анатома Рюйша, приобретенные Петром во время Великого посольства. Здесь можно было увидеть искусно препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, птиц и тому подобные диковинные, невиданные вещи.

Кстати, в том же году в Санкт-Петербург со всей России начали присылать свои диковинки. Из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, из Тобольска — барашков, одного — с восемью ногами, другого — с тремя глазами. Кроме того, были здесь и «странные мыши с собачьими мордами» и много чего еще…

Живые экспонаты

Особую «жуть» у посетителей вызывал зал живых экспонатов — люди-уроды. Их называли монстрами и они отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты.

С 1719 года Кунсткамера открылась для посетителей. Чтобы увеличить посещаемость музея, Петр I решил на зависть всей Европе не взимать входную плату с посетителей, наоборот, каждому при посещении выдавалось угощение — чашечка кофе или рюмка водки. На эти цели из государственной казны выделялось по 400 рублей. Для посетителей познатнее были еще и бонусы: дамам выдавали конфеты к кофе (в те времена их называли «цукерброды»), а кавалерам водку заменяли на венгерское токайское вино с закусками…

К тому времени стало ясно: экспонаты прибывают так стремительно, что Кикины палаты — это временное пристанище музея. Для Кунсткамеры начали строить новое здание, правда «растянули удовольствие» аж до 1734 года. Справедливости ради, следует сказать, что переезд состоялся несколько раньше, в 1727 году.

Ломоносов стал свидетелем страшного пожара

И еще один факт, о котором нельзя не упомянуть: в башне здания Кунсткамеры с 1741 по 1765 годы проработал знаменитый Михайло Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета. В башне был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Именно в этот период (1747 год) разразился самый разрушительный пожар. Во-первых, почти все здание было уничтожено огнем, а во-вторых, что не менее обидно, не пощадил «красный петух» и часть экспонатов. Но, в конце концов, одни диковинки были заменены другими, а здание почти полностью восстановили.

О Кунсткамере были наслышаны все прогрессивные ученые того времени. Достаточно сказать, что экспонаты для нее поставляли в свое время такие выдающиеся люди, как Д. Кук, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие знаменитые путешественники. К слову, к 1800 году было собрано около двух миллионов экспонатов, из них 250000 этнографических, полмиллиона археологических и 380.000 антропологических объектов со всего света.

«Дети» одной матери

Время от времени от Кунсткамеры «отпочковывались» музеи. В частности, в 1838 году был открыт отдельный Зоологический кабинет, который со временем стал основой для Зоологического музея, ныне являющегося одним из крупнейших музеев мира. Число экспонатов в нем более 30 тысяч. Кроме этого, самостоятельными единицами стали Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Ботанический, Минералогический музеи…

О Кунсткамере можно рассказывать долго. Но лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потому помните — Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого Российской Академии наук широко открыл двери для всех жителей и гостей Санкт-Петербурга.

Статья опубликована в выпуске 31.01.2009
Обновлено 19.11.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Юрий, выношу сюда из статьи информацию о месте и времени работы музея и замечу, что очередь в него - на два часа.

    "Он расположен на Университетской набережной, 3 (вход для посетителей – с Таможенного переулка). Проезд троллейбусами №№ 1, 7, 10; автобусами №№ 7, 10 (от ст. метро «Невский Проспект»). Музей работает с 11:00 до 18:00 касса открыта до 17:00. Выходной день – понедельник. Санитарный день – последний вторник каждого месяца. Стоимость билетов: для взрослых – 150 рублей, школьный, студенческий, пенсионный – 50 рублей. Для гостей Российской Федерации – взрослый – 250 рублей, школьный, студенческий – 150 рублей."

  • Юрий, не текст, а цукерброд. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • А из Кикиных палат перенесли коллекцию вот почему: Кикин-то был опальный, поэтому пристанище планировалось как временное. Задумано было строить другое здание для музея. И вот легенда: гуляет Петр по Васькиному острову. И вдруг две сосны. И ветвь одной так вросла в ствол другой, что невозможно было определить, чья из двух сосен она. Это Петрушу и навело на мысль, где раритетам хранится. И еще одна легенды города: в блокаду стоял там экспонат - папуас, вообруженный луком. И вот упала рядом фугаска и от сотрясения стрела из лука вырвалась и врезалась в стену. Блокадники приняли как добрый знак - стрела была направлена в сторону Германии. Спасибо за статью, Юрий. Всегда о Питере читать приятно.

    Оценка статьи: 5

  • Юрий Москаленко, статья замечательная, хорошо бы и сейчас вместо входной платы что-нибудь наливали

  • Кунсткамеру посещаю всегда, когда бываю в Питере. В последний раз посчастливилось побывать с экскурсией и в Готторбском глобусе. Туда, оказывается, пускают редко... Этот самый глобус "вносили" через окно - в дверь не проходил. С учетом того, что находится помещение музея довольно высоко, а время это было еще петровское, можно представить сложности транспортировки и подъема!

    Внутрь глобуса не разрешили залезть даже Путину ... Боятся разрушения. Но оочченньь этот экспонат впечатляет, даже больше чем заспиртованные уродцы.

    Очередь в музей была небольшой - правда, у нас заранее были куплены билеты на экскурсию. Интерес к музею не пропадает и не зависит ни от времени года, ни от погоды...

  • Юрий Москаленко, отличная статья. 5!

    Оценка статьи: 5