• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Шомин Мастер

Что такое джаз и как его слушать? Часть 2

В первой части мы рассмотрели основные вопросы, необходимые для прослушивания джаза. Во второй части продолжим рассмотрение других особенностей джаза.

Музыкальная форма

Для полного понимания, что происходит с темой во время исполнения, необходимо познакомиться с музыкальной формой.

Чаще всего джазовое исполнение с точки зрения теории является вариационной формой. Она характерна и для народной музыки, и для классики. В варианте, применяемом в джазе, она предполагает сохранение гармонии. В отношении мелодии может быть принято несколько разных вариантов. Чаще всего это обыгрывание аккордов. В ранних формах джаза оно производилось простым перебором нот аккордов в различных комбинациях. Сегодня существуют разные принципы перевода аккорда в мелодию. В каждом стиле могут быть свои особенности.

Существует также своеобразное соревнование исполнителей. Один исполнитель начинает музыкальную фразу, другой ее заканчивает. Потом они меняются ролями.

Композиторский джаз может представлять собой какую угодно форму, вплоть до такой крупной, как опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина. Из этой оперы многие исполнители берут отдельные темы для своих выступлений.

Соло

После изложения темы исполнители по очереди начинают солировать. Такие соло могут быть или чисто импровизационными, или хорошо подготовленными. В любом случае мелодия соло строится по принципам принятого стиля исполнения. В каждом соло полностью сохраняется количество тактов и аккордов темы.

Часто при построении соло используются общепринятые мелодические ходы. Таких ходов существует огромное количество. Композиторы называют все их многообразие языком джаза (а вернее его «словами», так как в язык входит еще и гармония). Изучать их надо, слушая соло великих исполнителей.

Кроме общепринятых хороший исполнитель придумывает и свои новые «слова». Они вполне могут потом войти в «словарь» джаза. Он, собственно, так и формировался.

В старых формах традиционного джаза существовала групповая импровизация, когда каждый исполнитель в группе обыгрывал аккорды по-своему.

В некоторых случаях мелодический ход в соло может оказаться целой фразой, взятой из какого-либо стандарта. Это называется цитатой. При хорошем знании тем такие цитаты узнаются легко и быстро.

В наиболее редком случае соло исполнителя может представлять собой результат так называемой тематической работы. Это вариационное развитие самой темы. При этом тема может дробиться на отрезки и изменяться по определенным законам, родственным классической музыке. Может происходить смещение отрезков темы на другие позиции, растяжение во времени и проч.

Иногда в такую тему незаметно вплетается совершенно другая. И это уже не цитата. Это развитие темы. Вплетение такой темы может иметь целью породить у слушателя какие-либо ассоциации, а не просто воздействовать на его эмоции. Вплетаемая тема может быть очень далекой от джаза. Это может быть народная песня или тема из Моцарта. Все зависит от вкуса исполнителя.

Заключение

Из всего вышесказанного понятно, что основным в понимании джаза является знание исполняемых тем. Но не последнюю роль играет и знание «языка» джаза, его мелодических ходов и последовательностей аккордов.

И конечно же, общая музыкальная культура. Немного Моцарта, Чайковского, Дебюсси, Стравинского. Больше читать о любимых авторах и исполнителях. Уметь различать голоса инструментов, различать составы исполнителей (малый, биг-бенд, симфонический оркестр).

Слушайте больше музыки, хорошей музыки!

Статья опубликована в выпуске 1.05.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Приятная статья (обе).

    Оценка статьи: 5

  • Чарли Паркер рулит!

  • А для меня джаз - какофония

    • Да уж. А тогда слова для современной академической музыки уже не остается.
      На самом деле дело в привычке. Для начала надо привыкнуть к ирландской музыке. Тогда джаз покажется не таким диким и негритянским.

      • А смысл привыкать? Не сложилось... Не вижу мелодической основы, просто не воспринимаю. А многим нравится

        • Не сложилось, так не сложилось. Что себя мучить...
          А мелодическая основа, как это ни смешно, та же самая, что и у Паганини. Тоже тот еще был джазист (конец 18, начало 19 веков). Все вещи такие же чисто техничные, по тем же принципам. Вот только аккорды несколько попроще. Да и вообще 99 процентов той же классики слушать невозможно нормальному человеку, ибо чистая композиторская техника на тех же принципах, что и джаз. И никакой души, не говоря уж о моцартовской попсе мелодической. Чтобы стать Моцартом, надо родиться гением.

          • Не, Паганини не джазист, не согласен. "Мелодическая основа" совсем иная. Хотя вещи у него чумовые совершенно, согласен.

            • Ну ладно, не джазист, не было тогда джаза. Но суть-то та же. И у Паганини и у современных джазеров мелодия рождается чисто технически. В основном из аккордов и стандартных попевок. В 19 веке аккорды были простые, а в 20 - сложные, до двух октав, да еще альтерированные. Вот из этих альтераций и получается совершенно иное звучание, а техника та же.

              Суть лежит гораздо глубже, в ладовой основе. В музыке конца 19, начала 20 вв. (академической, и только потом уже джазовой) традиционные лады (мажор-минор) стали размываться. В академической это иногда выглядит натуральной какофонией. Джаз более "народное" (слегка упрощенное) явление, там еще остался "мелодизм".

              • И у Паганини и у современных джазеров мелодия рождается чисто технически.

                А душа где?

                В 19 веке аккорды были простые, а в 20 - сложные, до двух октав, да еще альтерированные.

                Вы имеете ввиду "мелодические" аккорды? Ну, к сложным аккордам термин "мелодические" вряд ли применим, это же просто "фишки" (turnaround и т. д.). И вообще, аккорды не могут быть "до двух октав", потому что это уже "обращение аккорда" называется. Паганини играл как раз в традиционных миноре и мажоре, в джазе гармония сложнее гораздо. Просто потому что культура разная - Европа - Африка. А джаз приспосабливался к европейской нотной грамоте, со своими африканскими корнями.

                В академической это иногда выглядит натуральной какофонией.

                Акадамической предпочитаю называть музыку до Шостаковича. Современной академической - не бывает. Почти.

                Джаз более "народное" (слегка упрощенное) явление, там еще остался "мелодизм".

                Вы имеете ввиду не "мелодизм", а "гармонию"? Тогда согласен. Но, опять таки - смотря какой джаз. Больше всего люблю бибоп - усложненная до максимума гармония, но остается в ее рамках. Чего нет в некоторых представителях современного "джаза", который называется "авангардным". Впрочем, у "классики" то же самое - Шенберг - это "классика", по вашему?

                • Вот душа... Для меня стало "открытием", что в паганиниевской музыке души-то и нет. Чистая скрипичная техника. Ну, это кто как думает. Я вот так...

                  Про Африку... Не буду спорить. Но считаю, что Африка к джазу имеет такое же отношение как и Россия. Последняя даже больше. Первые негры пытались неумеючи играть обычную музыку европейскую. Те самые "марширующие" оркестры. Как умели, так и играли - получился джаз. Подсуетились там и ирландцы и цыгане и латины. ВОт эту гремучую смесь и зовем джазом. От негров тока цыганские трубы. Ну и рабочие песни блюза (к джазу тоже имеет очччень относительно отношение)

                  Двухоктавные аккорды называются квинтдецимаккордами. И это не обращения. Это самостоятельные аккорды. И их верхушки ВСЕГДА альтерированы. Вот из них-то (верхушек) и рождается новый мелодизм не подчиняющийся мажорам-минорам. А бывают еще терцдецим, ундецим... Много чего бывает.

                  А мелодия с гармонией путается как в джазе, так и у Паганини. Одним из мелодических принципов является движение по звукам аккорда, как в классике, так и в современике. Причем джазисты из аккорда добывают звукоряд (покореженный альтерациями) и используют его как основу для построения мелодии. Со всеми своими попевками и прочими ухищрениями.

                  А Шенберги Веберны (или как йих там) - как раз и основоположники какофонии-додекафонии. Новая венская школа, типа. Тот же бибоп мимо не прошел. ВОт тока в джазовых квадратах развернуться негде. Форма ограничивает, а то бы бибоповцы понаписали...

                  • Чистая скрипичная техника.

                    Ну, что думал Паганини, когда писал это - не нам с вами знать. Вообще, говорят, он "ДУШУ" дьяволу продал. Но меня лично каприс №24 продирает по самое "нехочу". Только не в исполнении Зинчука.

                    Но считаю, что Африка к джазу имеет такое же отношение...

                    По-большому счету, согласен, не Африка - Америка. Но корни то откуда?

                    Подсуетились там и ирландцы и цыгане и латины. ВОт эту гремучую смесь и зовем джазом. От негров тока цыганские трубы.

                    Обижаете афроамериканцев. Синкопа и ундецимааккорды (как это в европейской традиции классифицируют) - чисто народная африканская фишка. Возьмите тот же фанк.

                    Двухоктавные аккорды называются квинтдецимаккордами. И это не обращения. Это самостоятельные аккорды. И их верхушки ВСЕГДА альтерированы.

                    Согласен. Жму руку, правда. Только вот эта штука - она надуманная, считаю, теоретическая. Если в канве ты играешь ее от тоники, то к моменту восхождения все уже забыли, с чего ты начинал. А если быстро сыграешь, то это уже обращением будет. Хотя, возможно, я в музыке плохо разбираюсь. В современной особенно.

                    А мелодия с гармонией путается как в джазе, так и у Паганини.

                    Вот этой фразы в упор не понял. У Паганини с гармонией (с обыгрыванием основного аккорда, в смысле) как раз-таки - не очень. Межоктавные прыжки - офигительные, но к джазу это приплетать - имхо, как-то натянуто.

                    Тот же бибоп мимо не прошел. ВОт тока в джазовых квадратах развернуться негде. Форма ограничивает, а то бы бибоповцы понаписали...

                    Ну вот Шенберг и отменил классическую форму и ввел додекафонию. Только вот слух у паренька был слишком уж исключительный (читай - слуха не было). А у Паркера слух был, и квадратов джазовых не знал он, но играл как бог. Вот Гиллеспи уже мудрить начал, а позже него - тем более. Я считаю, что в бибопе, что в джазе Паркер все сказал. Нет, сейчас есть, конечно, офигительные исполнители, возможно, технически и музыкально сильней Паркера, но великими они уже, к сожалению, не будут.

                    Дмитрий, а вы - музыкант?

                    • Называться музыкантом не буду, не музыкант я. Просто интересуюсь музыкой. Но, в отличие от большинства, я не только слушаю, но и пытаюсь понять, что они там пытаются сказать эти музыканты. И если это не попса, то надо разбираться с книжкой в руках и наушником в ушах.

                      Паганини я взял как пример именно чисто технической музыки. В детстве я не понимал этого (сам учился "скрипеть"), мне казалось круто. А на старости лет научился немного отличать композиторскую и исполнительскую технику от души, как мне кажется. По мне у него слишком все пестро, чистый ПР. Его прикалывало как он владеет скрипкой. Но меня двухоктавные гаммы уже не прикалывают. Это когда сказать нечего, тогда гамма на две (а то и поболе) октавы. Тогда это называлось "тирата", этакое украшение, демонстрирующее как раз отсутствие слов. Пассаж - это тоже украшение, в том числе обыгрывающее аккорд.

                      Еще раз по поводу Африки. Я их (афроамериканцев) обижать не хочу. НО если посмотреть на соцкартину конца 19 нач 20 вв, то станет все понятно. Толпы слоняющихся без дела негров, полное отсутствие среди них культуры и денег. Что они будут делать? Работать на грядках сезонно и отираться у кабаков. А там цыгане на юге и ирландцы на севере. Первые с дудками и скрипками, вторые - со скрипками и балалайками. Да, в кабаках еще фортепианки раздолбанные стояли, хонки-тонки.
                      А можно еще взглянуть на литографию Тулуза с Лотреком. Шоколад в ирландско-американском пабе. Шоколад - это негр в кепке. А все остальное - это легенда. Как про девушку Мэйбл и вазелин, в честь которых названа марка Мэйбелин. Да и вообще вся американская народная музыка, хоть джаз, хоть кантри замешана на ирландской музыке.

                      Достаточно послушать настоящие африканские ритмы (страшно монотонные и заунывные) и сравнить их с джазом. Да, еще послушать цыганские ритмы. Когда услыхал Стафа Смита, то сразу понял у кого он учился играть, настолько он похож по технике на румынских цыган.

                      Да, еще предлагаю взять ученую книжку по джазу, где перечислены все их синкопы и триоли и взять томик дядюшки Бетховена с ф-нными сонатами. И на каждый джазовую феньку полистать сонатки. Утверждаю, что найдется все. Только в большее разнообразном и благообразном виде. Но, конечно, кроме парикмахерской гармонии. Исследователи утверждаю, что это чистая Африка. Не знаю. При наличии гитары и знании одного аккорда ничего другого и не получится.

                      • Его прикалывало как он владеет скрипкой.

                        Ну да, меня прикалывало, когда я на гитаре его пытался играть, и что? Улетные вещи же!

                        А там цыгане на юге и ирландцы на севере. Первые с дудками и скрипками, вторые - со скрипками и балалайками.

                        И что в джазе от цыганской или ирландской музыки? Ну, сейчас, наверное, есть что-то. И даже бибоп немного взял от них, возможно. Но найдите мне цыгана в Армстронге?

                        Достаточно послушать настоящие африканские ритмы.

                        Вы про ирландцев подумали, когда Afrocelt послушали? Похоже, спору нет. Но не на джаз. Джаз - это же блюз такой навороченный, это же коню ясно. Ежику, точнее.

                        Да, еще предлагаю взять ученую книжку по джазу, где перечислены все их синкопы и триоли

                        1) такой книжки нет;
                        2) ну, перечисли мне хотя бы основные синкопы;
                        3) и триоли, пожалуйста.

                        Утверждаю, что найдется все.

                        C-D-H-C#-A#-C - простейший turnaround - ищи. $50 за находку. Если нет, тогда опубликуешь статью здесь, на тему "Как я плохо разбираюсь в музыке" - идет?

                    • Про квадраты. Не знать квадратов Паркер не мог. Он может их так не называл. Он свои выдумывал, усложненные. А квадрат - это просто четная последовательность тактов, чаще всего кратная четырем. Как его не знать? Любой пацан выучивший три аккорда и пару песен знает квадраты. Как можно было не знать блюзовый квадрат из трех аккордов? И именно Паркер со товарищи выдумали джазовый блюзовый квадрат с большим количеством аккордов и с более плотной аккордовой сеткой.

                      Про мелодию с гармонией.
                      Я имею в виду то, что в построении мелодии используются функциональные аккорды сопутствующей гармонии, а в гармонии используются лады, на которых строится мелодия. Это норма для гомофонии.

                      Скачки у Паганини в большинстве случаев - это скрытое многоголосие. Оно и для джаза вполне характерно в мелодических линиях. Труба ведь одноголосна.

                      По поводу полиаккордов советую все-таки прям взять книжку и посмотреть. Из 15-аккорда как его быстро не играй не получится обращение ни трезвучия, ни септаккорда. Другие ступеньки.

                      Да, а выдумали эти полиаккорды - академики. Тот же Стравинский любил баловаться. Да и вообще на сегодняшний джаз надо смотреть как на упрощение современной музыки академической. Как ирландская музыка - это упрощение европейской музыки 17-18 веков, включая постановку руки у скрипачей. В этом, кстати, коренное отличие от русской музыки. Она сама по себе. Но диссонантность ее звучания сильно напоминает джаз, не смотря на совершенно другую теорию. Ее-то Стравинский и пытался выразить своими полиаккордами.

                      • Про квадраты. Не знать квадратов Паркер не мог. Он может их так не называл. Он свои выдумывал, усложненные.

                        Ты послушай Паркера.

                        Как его не знать? Любой пацан выучивший три аккорда и пару песен знает квадраты.

                        Любой пацан не знает "блюзовый квадрат".

                        Про мелодию с гармонией.

                        Ну, примерно так. А зачем об этом рассказывать?

                        Скачки у Паганини в большинстве случаев - это скрытое многоголосие.

                        Согласен.

                        Оно и для джаза вполне характерно в мелодических линиях.

                        Если про скачки, то тоже согласен. Но тогда где тут "квинтдецимааккорды"?

                        Из 15-аккорда как его быстро не играй не получится обращение ни трезвучия, ни септаккорда. Другие ступеньки.

                        Это ежу понятно. Тут книжки не надо. Это же обращение с альтерацией! На самом деле, что-то я не то вякнул, ступеньки правда другие. Но в гамму обращенческую вполне ляжет, так что - от лукавого эти ундецимаккорды и выше. Я так считаю.

                        Да и вообще на сегодняшний джаз надо смотреть как на упрощение современной музыки академической.

                        А что это такое - "современная музыка академическая"? Не та ли, что от джаза в себя впитала?

  • Хорош вывод, заключительная фраза!

    Оценка статьи: 5

  • Да вот. Я тут вчера маленько погорячился, парикмахерскую гармонию малодушно оставил неграм. Боюсь, что ее можно посчитать модулирующей секвенцией. А это тоже не негры придумали.

    Вот единстно, пока, не знаю насчет тритоновых замен. Кто это придумал...

    А так, возвращаясь к напечатанному и не трогая Паганини, чтоб не обидеть никого. На протяжении существования гомофонии принципы мелодизма не менялись, менялись тока аккорды. Да и то радикальные изменения произошли не в 40-х 20 века, а за неско десятков лет до джаза, в Европе.

    Музыка вообще единая среда, народник ты или джазист - не важно.