• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карина Бахтадзе Грандмастер

Можно ли создать шедевры, прожив двадцать три года? Федор Васильев

«Едва ли есть выше наслаждение, как наслаждение творить».
Н. В. Гоголь.

Мне почему-то очень близки и понятны художники 60−70-х годов XIX века. Может потому, что это время расцвета пейзажной живописи, а я очень люблю природу. Искусство этого времени выдвинуло таких выдающихся художников-пейзажистов, как А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, В. Поленов, А. Куинджи. Среди них и Федор Васильев.

Прочувствованный образ родной природы, в котором выразились могучие светлые душевные силы русского народа — вот главный смысл творчества этих пейзажистов. Красоту эту они донесли до миллионов сердец, обогатив отечественную и мировую культуру. В развитии лирического, поэтического восприятия природы Федору Васильеву принадлежит выдающаяся роль.

Федор Александрович Васильев родился в 1850 г. в семье бедного почтового чиновника, служившего на Петербургском почтамте. Из-за отсутствия средств будущий художник в детстве не получил никакого образования и уже с 12 лет стал работать почтальоном. А по вечерам Федор рисовал. Он торопился в рисунке передать живые впечатления, пейзажи. Не всегда хватало воображения, но он много и усердно перерисовывал, копировал понравившиеся картинки в журналах, которые потихоньку листал на почте.

Рано проявившаяся у сына страсть к искусству заставляет родителей задуматься о его будущем. Они соглашаются, чтобы он сменил работу. Многие отговаривают юношу от пути художника, пути, полного лишений и неизвестности. Но искусство манит Федора, и он поступает подмастерьем к реставратору картин, а в свободное время посещает школу Общества поощрения художников. Работа по реставрации дает юноше необходимые знания материала и техники живописи. Это был ценный опыт, который помогает ему в дальнейшем творчестве.

Общение с художниками помогло Васильеву рано найти свое главное призвание — пейзаж. Решающим было знакомство с Иваном Шишкиным, который увидел в юноше яркие способности и взял на себя руководство его занятиями. Этюды, написанные Васильевым в совместной с Шишкиным поездке на остров Валаам в 1867 г., приносят молодому пейзажисту быстрый успех. Эти первые его самостоятельные работы сразу привлекли внимание широкой публики. В них отразилась поэтическая, мечтательная душа художника, необыкновенно чуткая к восприятию природы.

Большим событием для Васильева оказалась поездка в 1870 г. по Волге с Ильей Репиным. Дружба с Репиным, душевное волнение, которым наполняла художника встреча с волжской красотой, новые мотивы способствовали необычайному взлету живописной поэзии Васильева. День за днем шла кропотливая работа с натуры, делалось множество альбомных зарисовок. В результате появились такие картины, как «Вид на Волге. Барки», «Зимний пейзаж» и «Оттепель».

Мне они кажутся музыкальными. Возможно, нужно просто смотреть на картину, но у меня очень часто картины почему-то ассоциируются с какой-нибудь музыкой. В пейзажах Васильева мне слышится мелодия русской песни, раздольной и грустной. Его картины очень похожи на картины Алексея Саврасова. Та же задумчивость далей, торжественная грусть влажного весеннего неба, трогательное внимание к деталям.

С картиной «Оттепель» Васильев выступил на конкурсе Общества поощрения художников весной 1871 г., выступил в соревновании с самим Саврасовым, представившим на тот же конкурс полотно «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». И Васильев победил, получив первую премию. Еще прежде конкурса его «Оттепель» была приобретена П. Третьяковым. Поражает тихая красота русской дали. Ее беспредельность, уходящая к темному горизонту, дорога, по которой с трудом пробираются одинокие путники. Столько печали и сердечной боли в этом пейзаже.

Жизнь Федора Васильева была нелегкой. Нужда, лишения в детские годы подорвали его здоровье. Зимой 1870 г. после сильной простуды он смертельно заболел. Заботы друзей и почитателей его таланта уже не могли его спасти. Летом 1871 г. безнадежно больной Васильев живет на юге России, а потом в Крыму, где продолжает много, упорно и увлеченно работать, несмотря на болезнь и упадок сил. Он создает по ранее сделанным наброскам проникновенные пейзажи. Иногда это образы-воспоминания о русской природе, от которой он вдали. Одна из лучших картин этого цикла — «Мокрый луг».

Судьба Федора Васильева трагична. Двадцати трех лет, в самом расцвете таланта, он уходит из жизни. Но его творчество продолжает свою бессмертную жизнь. Произведения, сохраняя дух теперь уже далекой эпохи, покоряют безграничной любовью к русской природе, ко всему живому на земле, воспевают самые прекрасные чувства человека, которые тот переживает, глядя на красоту родной земли.

И даже репродукции его картин помогают сохранить духовный мост с Родиной тем, кто по каким-либо причинам оказался от нее вдали.

Статья опубликована в выпуске 20.05.2009

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Но его творчество продолжает свою бессмертную жизнь."
    Пожалуй здесь стоит отредактировать:
    "Но его творения продолжают свою бессмертную жизнь."

    Статья о Фёдоре Васильеве в ШЖ не первая, стоило бы упомянуть об этом даже из соображения более полной информации читателей ШЖ.

    Удачи автору!

  • Я о нём читал. Невероятно талантливый был юноша, и при этом очень разносторонний. У него на полях важных эскизов постоянно были разные повседневные деловые заметки.

  • Какие картины!!! 5!

    Оценка статьи: 5

  • Чудесный был художник, очень лиричный и искренний. 5

    Оценка статьи: 5

  • Рано проявившаяся у сына страсть к искусству что есть в этом ряду рано или поздно?

    А по вечерам Федор рисовал. Он торопился в рисунке передать живые впечатления, пейзажи. Не всегда хватало воображения, но он много и усердно перерисовывал, копировал понравившиеся картинки в журналах, которые потихоньку листал на почте. Между прочим, копирование - отличное средство для художника поставить руку. Не умея рисовать, не владея карандашом, как бы он мог торопиться в рисунке передать что-то? Копирование - обычный прием в обучении рисовальщиков во все времена, и сейчас тоже. И нехватка воображения тут ни при чем.

    Что значит - в детстве не получил никакого образования Грамоте он во всяком случае разумел, иначе бы в почтальоны его не взяли. Он получил образование - домашнее, тем более что отец был чиновником.
    Статья выражает личное отношение к художнику, это неплохо, хотя временами так наивненько
    И почему же этот шедевр - "Оттепель" - не показать было?