• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Светлана Крус Мендоса Профессионал

Как научиться танцевать фламенко?

Едва заслышав слово «фламенко», многие тотчас представляют себе знойную брюнетку Кармен с зажатой в зубах алой — как кровь! — розой и в пышной юбке, которая словно пенится бесчисленными воланами. Кармен сверкает черным колдовским глазом, Кармен вздергивает плечом так, что сердце замирает от предчувствия какой-то щемящей тайны… Пронзительный плач гитары, завораживающее душу пение… Кармен танцует фламенко…

Что же такое фламенко? Всмотритесь в фигуры танцоров, вслушайтесь в ритмы, в перестук каблуков. Вы видите, чувствуете, понимаете? Это же — танец-эмоция… Танец-импровизация… Танец-вызов… Вызов судьбе.

Он зародился на основе испанского фольклора, а корни его — в мавританской, цыганской, отчасти еврейской и итальянской культурах. Фламенко — квинтэссенция музыки, танцев, песен тех, кого общество считало «нежелательным элементом», эмигрантом, отверженным. Эти люди должны были искать себя, как-то самоутверждаться — и чувства свои, боль и надежду они выплескивали в музыке, песне, танце. Фламенко — многогранный танец.

Многогранный, как сама жизнь. Здесь есть место и смеху, и плачу. Это трагичный танец. Танцор танцует так, будто за плечо его держит сама смерть. Это так по-испански… Певица Пастора Павон сказала однажды: «Когда я правильно пою фламенко, у меня привкус крови во рту. В этот момент остро чувствуется присутствие рока, судьбы. И есть один зритель — Бог, даже не зритель в зале. Когда ты по-настоящему танцуешь фламенко, ты размышляешь. И погружаешься в ритм, в себя, не напоказ. Это состояние называется дуэнде — как бы «черный бес вдохновения».

В танце участвуют несколько персонажей: танцор, гитарист, певица, пальмеро — он хлопает, выбивает ритм, и не обязательно в ладоши, для этого подходит любой предмет. Начать танец может любой из них, как бы задавая собственную тему, которая потом начинает обрастать подробностями, варьироваться. Могут меняться мелодия, темп, ритм, подчиняясь определенным знакам: танцор или выбивает определенную дробь или ставит определенным образом руки, требуя, чтобы ускорили темп.

И каждый по очереди танцует, поет или играет свое. Именно по очереди. Если танцор берет в какой-то момент на себя соло, то музыкант может подыграть ему, но сам останется на втором плане. Получается своеобразный круговорот монологов всех участников танца. А кода — финал фламенко — общая для всех.

Женщины, танцующие фламенко — это вода и пламень. Испанки обучаются своему национальному танцу не только для того, чтоб выступать на сцене. Для многих это средство самовыражения, саморазвития — фламенко очень умный танец, здесь нельзя обходиться набором заученных движений: все должно идти от души, от сердца. Здесь нельзя лукавить и фальшивить. Танцующая фламенко женщина заявляет о себе: «Кто я? Смотрите на меня, вот я какая — вся перед вами».

Научиться танцевать фламенко может каждая желающая. В Испании есть школы танца, открытые для всех. Не важно, сколько вам лет, 6 или 60, не важно, какая у вас фигура или внешность — женщины, танцующие фламенко, умеют быть красивыми и подчеркивают это стократно в музыке и движении.

Хороший педагог по фламенко прежде всего заставляет свою ученицу полюбить себя. Она должна считать себя красивой и гордиться этим. Ведь основная поза в танце фламенко — поза полного довольства собой. Потом начинается отработка женственных жестов, шагов, поворотов. Ученица должна ощущать себя королевой и свое восхищение собой передавать публике.

Конечно, у многих начинающих бывают комплексы, неуверенность, закрепощенность — надо преодолеть эти барьеры. И постепенно придет понимание: если женщина красива внутренне, она красива и внешне, и этой красотой надо делиться с людьми. И если ей есть о чем думать, значит, ей есть о чем станцевать, передать другим свое настроение, свои чувства, свое восприятие жизни.

Женщина, танцующая фламенко, должна показать зрителю, что она самодостаточная, что у нее много энергетики. И этой энергетикой она делится с теми, кто смотрит на нее. Но если при этом она танцует так, что напоминает монолог: «Ой, вы меня извините, это я танцую в самодеятельности, а на самом деле я не такая, а я хожу в библиотеку …» Вот это уже не фламенко, а пародия.

В испанских школах фламенко стандартный курс обучения — 10 занятий по 2 раза в неделю, всего чуть больше месяца. Это база, начальный уровень. А потом как марафон — кто сколько хочет: полгода, год, несколько лет. В основном остаются надолго. Как говорится, бессрочно. Фламенко — как жизнь: чем больше опыта — тем выразительнее танец, тем прочнее контакт со зрителями.

И если в суете буден вам на глаза попадется объявление: «Объявляется набор в школу танца фламенко» — не проходите мимо! Пойдите туда, берите уроки — и жизнь откроется вам совершенно в ином измерении. Вы почувствуете в себе женщину — волевую, несгибаемую под ударами судьбы, таинственную и желанную. Фламенко научит вас быть красивой — навсегда!

Статья опубликована в выпуске 1.06.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Светлана, 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Интересно! Есть во фламенко что-то...или "нечто", это точно!

    Оценка статьи: 5

  • Все верно! Сама танцую фламенко больше трех лет. И каждый раз понимаю, что это большой психологический и личностный рост. Во фламенко дух танца называется "дуэндо"- это и есть то самое "нечто".
    А еще хочется добавить, кончено этот танец не знает возрастных ограничений, но человек должен обладать слухом хотя бы выше среднего. Большинство ритмических рисунков -12-ти дольные , и есть конечно более мудреные компасы. И это вызывает у многих большую сложность.
    Фламенко , на мой взгляд, потому особенный танец- что через всю сложность техники дробей, пластики , огромной проделанной работы - надо в танце прежде всего жить . Жить искренне и по-настоящему. Статья очень понравилась!!!

    Оценка статьи: 5

  • Дорогие подруги, спасибо за отзывы! Сожалею, что не хватило пороху написать о фламенко подробнее - в несколько частей. Посещая занятия, я смотрю на учениц, и мне кажется интересным, как выражают себя в танце женщины "Тесненькие" и женщины "светленькие". Есть заметная разница! Хочу об этом написать.