• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

БАМ: сколько лет последней самой крупной стройке социализма?

9 апреля 1974 года, 35 лет назад, возобновилось строительство Байкало-Амурской магистрали. Именно в этот день было торжественно объявлено о том, что БАМ является важнейшей стройкой IX пятилетки, а спустя несколько дней был создан «Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ». И практически сразу после этого едва ли не каждый выпуск информационной программы «Время» на центральном телевидении начинался с новостей БАМа: сегодня забили «серебряный» костыль, завтра — началось строительство моста, послезавтра — построили тоннель…

Три Франции в одном месте…

Сейчас мало кто об этом задумывается, но протяженность Байкало-Амурской магистрали составляла 3500 километров (из них около 1000 км в вечной мерзлоте), количество мостов перевалило за сотню, в том числе была покорена даже такая полноводная река, как Лена, не считая других рек шириной поменьше. О Северомуйском тоннеле разговор особый: он не только самый крупный в России, но и входит в шестерку крупнейших на планете. Вот его технические характеристики: длина — 15343 метра, глубина от верхнего до нижнего полотна доходит до 300 метров. Во время его прокладки было пройдено 405 километров горных выработок, поднято и уложено 700 000 кубических метров железобетона, смонтировано 55 345 чугунных тюбингов, 70 000 тонн металлопроката. Строительство тоннеля было закончено в декабре 2003 года.

Кто-то из статистиков подсчитал, что зона действия и воздействия дороги составляет 1,5 млн кв. км, на этой площади свободно уместилось бы три Франции! Жаль, что в условиях вечной мерзлоты виноград не дает такого урожая, как в Шампани, иначе господа французы нам бы непременно помогли.

Декабристы разбудили… Брежнева

Кстати, первыми заговорили о железнодорожном строительстве в этом районе сосланные в Сибирь декабристы, например, Михаил Бестужев, Батеньков, Завалишин, Штейнгель. Этапы по сибирской тайге были многосуточными, очень трудными, особенно тогда, когда на людей тучами набрасывались мошкара и гнус. Но не отсутствие транспортных путей подвигло декабристов на мысль о строительстве — они понимали, какие богатства здесь сокрыты…

Их идеи оказались услышанными только в 1888 году, когда Русское техническое общество предложило проложить «железную дорогу через всю Сибирь» от Тайшета севернее Байкала. Но «жареный петух» еще не клевал, а потому эта фантастическая идея оказалась сначала под сукном, а потом и в долгом ящике. Лишь после поражения в Русско-японской войне в начале ХХ века вопрос о новой железнодорожной ветке встал, что называется, в полный рост. Севернее Байкала уже в следующем году начались изыскательские работы, которые продолжались с перерывами до Первой мировой войны.

Первой станции БАМ более 75 лет

О несомненной пользе второй ветки Транссиба в полный голос заговорили и в первые годы после окончания Гражданской войны. Уже в год смерти Ленина, в 1924 году, 85 лет назад, Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства железных дорог страны, где обозначен проект будущего «Второго Транссиба». Если кто-то из послевоенного поколения советских людей решил, что полное название «Байкало-Амурская магистраль» родилось после XVII съезда ВЛКСМ, в апреле 1974 года, он глубоко ошибается. Аббревиатура БАМ впервые появилась в 1932 (!) году, а несколько месяцев спустя на карте появляется станция БАМ Транссибирской железной дороги.

В 1935 году поселок, от которого начинают прокладывать рельсы до Тынды, расширяется, в нем строят много зданий барачного типа. Правда, в 1937 году тов. Сталин вдруг осознал, что нет нужды платить рабочим за столь тяжкий труд, если есть возможность отправить сюда, образно говоря, пол-страны, облачив последних в тюремные робы. Именно безвинно пострадавшие граждане составляли первые ударные отряды будущей великой стройки.

Через год, в 1938 году, открылось рабочее движение на участке БАМ-Тында, в одном из самых тяжелых, 1941 году, на участках Известковая-Ургал и Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. Но уже в январе 1942 по решению Государственного Комитета обороны с построенного к этому времени участка БАМ-Тында были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства железнодорожной линии Сталинград-Саратов-Сызрань-Ульяновск (Волжская рокада). А в трудном 1943 году ГКО принял решение в короткие сроки построить железную дорогу Комсомольск -Советская Гавань, по которой открылось движение уже в в июле 1945 года.

Нет нужды, наверное, описывать подробно, в каком году какой участок заработал. Можно отметить только две вехи в строительстве БАМа после 1974 года. 14 сентября 1975 г. уложено «серебряное» звено линии Тында — Чара. А 27 октября 1984 года БАМ «закольцевалась», было открыто «сквозное» движение по всей магистрали. Правда, к тому времени еще не был достроен Северомуйский тоннель, о котором говорилось выше, поэтому поезда пустили в обход. Вот только по всем канонам железной дороги эксплуатация пассажирских поездов на этом направлении была под вопросом, на отдельных участках крутизна подъемов достигала до 40%.

Но это были мелочи по сравнению с тем энтузиазмом, с которым молодежь ехала на БАМ. Русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, латыши, литовцы. Это был настоящий советский интернационализм. Часто «добровольцы» в вагонах распевали песню Владимира Шаинского и Михаила Пляцковского, где были такие слова:

«Дорога железная,
Как ниточка, тянется…
А то, что построено,
Все людям останется».

Справедливости ради, следует сказать, что острословы тут же переделали последнюю строчку. Так что шутки ради этот припев распевали так:

«Дорога железная,
Как ниточка, тянется…
А то, что построено,
Китайцам достанется».

Молодость прошла, дух остался!

Что же собой представляет БАМ сегодня? В феврале 2006 года был разработан проект строительства железной дороги между БАМом и Транссибом (Новый Уоян-Хиагда-Озерная-Могзон длиной порядка 350 км. Дорога должна обеспечить разработку и транспортировку урана с Хиагдинского месторождения и полиметаллов с месторождения Озерное. В 2007 году этот план был одобрен и намечено строительство новых веток к месторождениям природных ископаемых.

Если говорить о быте, бамовцы живут в спартанских условиях. «Временные» дома, как они считались в середине 70-х годов, давно превратились в «постоянные», остро нуждаются в ремонте, на который средства найти практически невозможно. Зимой, когда ударяют забайкальские морозы, некоторые станции и полустанки заколачивают досками, «консервируя» до теплого времени года. Но грузы — миллионы тонн угля, нефти, различных материалов идут и идут с востока на запад. Главное — дорога построена. И она работает в интересах России.

Статья опубликована в выпуске 9.04.2009

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А какое было благое начинание. Интересная статья. 5!

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, очень интересно. Помню как сейчас те времена.
    "От Байкала до Амура мы проложим магистраль...
    .....
    На просторах твоих... БАМммм
    И большая тайга покоряется нам".
    Песни сейчас смешными кажутся. Но какая гордость за свою страну, какая зависть к счастливчикам - бамовцам переполняла нас, пионеров!
    Но до сих пор и понятия не имела о столь "древней" истории БАМа.
    Хм.

  • Дина, у меня есть знакомый, который строил БАМ. И вот друзья, когда хотят его вывести из себя, начинают речитатив: "Слышишь время гудит: БАМ"

  • Светлана Хнычкова Светлана Хнычкова Дебютант 9 апреля 2009 в 20:08 отредактирован 9 апреля 2009 в 20:20 Сообщить модератору

    Юрий Москаленко, Ух как вы тут... Юрий а вы сами то на БАМ-е были?. А чего ваш знакомый злился? Мало денег наколымил на БАМе? Аль машину не успел себе прикупить? Али кооператив построить? А что же вы так сгустили краски про бараки? А вы в этих бараках сами то были. Вот те поселки, что были построены до того как БАМ обьявили стройкой века..... вот там да. Бараки ужас полный. Но и то мы до развала Советского Союза, жили там очень хорошо. Кто хотел улучшить свой быт, улучшили. Зарплаты были тАкИИИИИие. Квартиры не давали только тем, кто приезжал по вербовке на 5 лет. Они жили в бараках, за пять лет отстраивали себе кооператив на большой земле, покупали машину, и привет БАМу только их и видели. Лично я родилась в пос. Тырма, слышали о таком? А уехала от туда не потому, что жить там было не в моготу, а потому что муж у меня коренной Москвич. А сейчас ситуация такая, что как только Союз развалили, то и БАМ нам не нужен стал. При чем так распорядились, стройку практически прекратили, многие поселки там жили в основном от обслуживания Железной дороги. Все эти организации по закрывали. А людей выкинули на улицу. Работайте где хотите. Вы нам не нужны. Если вы просто хотели рассказать народу про БАМ. Но рисовать красками, как же плохо там народу жилось... Это вы зря. На строительстве зеков там и в помине не было. И деньги там платили такие. Были и есть там заключенные всегда, разные... но к строительству БАМа и обслуживанию ЖД их близко ни когда не подпускали. Они как и всегда на добыче угля, золота, руды и так далее....И ни когда строители не были на БАМе в спортанских условиях. А вот то что их сейчас просто выкинули на улицу... Хотя нет так сказать тоже нельзя. Многих переселили на большую землю. А те кто остался то на деньги позарились. Им там открытым текстом говорил наш бывший министр (простите да и нынешний там ручки погрел) Вот братцы квартира, вот вам ордер, вы свою квартирку на БАМе сдайте, но туда вам ехать не надо, вот вам пол стоимости квартиры, которую мы вам даем, и идите вы братцы, назад в барак заброшенный. И идите на хлеба вольные....

    • Светлана, сказать честно, я был гораздо дальше БАМа. Приехал лейтенантом на Дальний Восток, а мне говорят: сопочку видишь? Вон там! Да нет - ту, что ближе. Она уже китайская. А что для нас Китай! Вы то еще в четвертом-пятом классе были, а нам, старшеклассников собирали каждый день на линейку и объявляли. Сегодня китайские захватчики потеряли 23 человека, четыре крупнокалиберных пулемета, а потери вьетнамских товарищей - четыре убитых и восемь раненых.
      А Даманский полуостров! Мне было шесть с небольшим года, но каждый день передавали сводку. Как наши ребята сражаются. На психику действовало очень сильно.
      А деньги? Разве они в жизни определяют все? Пушкин всю жизнь был в долгах, как в шелках. А Вы кого-нибудь помните из его сверстников-миллионеров? Или Гоголь, или Достоевский, не говоря уже о Чернышевском.
      Ребята ехали на БАМ не только за деньгами. Я был в горячих точках. Не один раз. Пытался понять, что туда тянет? Там жизненный ритм совершенно другой...

      • Юрий Москаленко, Но на сколько я понимаю в статье говориться не о военных действах на Дальнем востоке, про которые до сих пор мало кто что знает. Когда я говорю что дома от Биробиджана до Чегдомына военнопленные строили. Мне говорят ты чего-то путаешь милая. Вы ведь пишите про строителей БАМа. В Принципе вы все хорошо правильно написали. С позиции дат и прочие. Но вот то что тоннель как бы сдали, но не достроили еще. Вы пишите что бедные строители работали там в спартанских условиях, ну может и вербовались они чисто из патриотических побуждений, но деньжищи они получали там реальные. Особенно те кто непосредственно отсыпали и строили дорогу, а те что обслуживали её, я вообще молчу. Те кто жили в те времена в центре России таких денег и с роду не видали. Даже мы коренные жители БАМ а не зарабатывали их столько. Лично я так могу сказать. Я родилась на БАМе. Папа мой родился в Забайкалье в пос. Найхин. Я правда не знаю точно как наши семьи туда попали. Но мне оно и не интересно. Я не жалуюсь. КААААк мы там жили ммммм. И вещи были такие каких и в Москве не видели, И то что в России дефицит и роскошь, допустим икра красная, я сызмальства ложкой ела и по другому я её не люблю. А меха там не роскошь а необходимость... Вот то, что сейчас там разруха и ни кому БАМ не нужен. Вот тут обидно. И с вами я совершенно согласна. А вот то что бедные строители жили там в спартанских условиях. Извините у них там вагончики были финские, для нефтяников разработанные. Кто знает что это такое со мной согласится, что лучше такой домик, не жали рубленная землянка.

        • Светлана, финские домики были в основном для показа по Центральному телевидению или для фото в газетах.
          Я сужу по своим ребятам, которые служили в железнодорожных войсках и работали на БАМе. Какие там финские домики? Но спорить не буду...
          А что касается деньжищ, то, поверьте, их за красивые глаза не платили. олько за труд и лишения...

          • Светлана Хнычкова Светлана Хнычкова Дебютант 10 апреля 2009 в 10:53 отредактирован 10 апреля 2009 в 10:53 Сообщить модератору

            Юрий Москаленко, А я сужу в основном по строителям ветки Ургал-Алонка-Тында. А по Желдорбату судить не стоит. Они жили не в бараках, а в походных палатках. Лично у нас в поселке желдорбат отстроили поселок для ВВ и их сняли, и перекинули на другой обьект. За три года они отстроили поселок со всеми удобствами с домами для офицеров и казармами для солдат, которые теперь охраняют стратегический обьект ЖД мост через реку Тырма. Мой теперешний муж служил в строительных-инженерных войсках. Да жили они в тайге в казармах. Но что они там строили они и сами толком не знают, но предполагаем что там построили кладбище для захоронения радиоактивных отходов. Т.к. сейчас у меня на малой Родине народ мрет как мухи от рака. Я что называется во время вышла за муж. Так что героев из строителей БАМа я бы не стала делать и векомученников тоже. Ехали они туда (как у нас говорили) за туманом и за длинным рублем. А героев они перед вами корчили. Когда он (Строитель) приезжал в отпуск и начинал страшилки про тамошние места расказывать. Что больше всего людей шокирует это морозы. Но что такое тамошний мороз мин.40. Это минимум влажности, ноль ветра. Просто штиль. До сих пор (а живу я в Москве уже 20 лет) мин 27 в Москве для меня это мука. А про трассу Северобайкальс - Тында, я тоже знаю не из чужих уст. Там есть поселок Куанда. Там жила у меня моя родная сестра. Она работала дежурным по станции. И я часто к ней в гости ездила и про их житье бытье знаю тоже не мало. И точно скажу. Жили они там... Так ни кто не жил. В поселке были такие условия.... И не для показухи там все было и реально. Да много чего хорошего там было. И говорить что там прямо вот люди спартанцы и и т.д. Я бы не стала. Мы хорошо там жили. Опять же пока Горбачев к власти не пришел.

  • Виталий Арсентьев Виталий Арсентьев Читатель 9 апреля 2009 в 21:06 отредактирован 9 апреля 2009 в 21:09 Сообщить модератору

    Юрий Москаленко, спасибо за хорошую статью. Я знал и помню тех ребят, что с 17 съезда ВЛКСМ отправились на БАМ. Бывал не раз в тех местах. С Валентином Сущевичем возил отличников бамовцев поездом Дружбы в ЧССР в 1975 году. Знаю, какое внимание было этой стройке, хотя и проблем хватало. Порой сегодняшние хулители прошлого готовы все очернить. А зря! Спросите их- А что за последние 18 лет путного построили?
    БАМ живет и работает, хотя и трудно, выживает, как все стоящее в России. Но время еще скажет свое слово. Я об этом писал и разместил несколько статей на нашем сайте www.komsomol-100.clan.ru .
    Заходите- почитайте.
    БАМ строила патриотически настроенная молодежь и наяву оставила такой памятник себе и своим годам, который повторить просто пока невозможно.
    Честь и хвала всем строителям БАМа!

  • Статья интересна!
    Много ссылок, труд большой.
    Школы жизни в ней нет.
    Прочитал и ничему не научился.

    Затронула? Да, затронула.
    Далеко не все так бравурно было, как описывается. Клик, "серпок", "молоток", "всесоюзный ударный", "костыль", песни, энтузиазм - это все пропаганда.
    А быль - невыносимый тяжкий труд заключенных и солдат на самых тяжелых участках, а потом по рангу ударные комсомольские и гражданские.

    Смывание проходцев водяным потоком при проходке туннелей, тысячи жизней, о которых не говорили и не писали унесла Стройка Века.
    О необходимости этой стройки можно дискуссировать еще целый век. Однако, в стратегическом плане на тот момент времени это была необходимость.
    Да, с Китайской Народно-Демократической Республикой были отношения не из лучших. Однако, с блоком НАТО гораздо сложнее, особенно с ее членом, США.

    Гонка в отношении оружия массового поражения достигла высочайшего уровня. В этой гонке особое место отводилось средствам доставки оружия массового поражения, особенно его скрытности и оперативности.

    Первое - железная дорога представляла особый интерес со стратегической точки зрения. Быстрая и незаметная переброска мобильных ракетных стартовых площадок, которые могли произвести пуск ракет с большим диаппазоном возможного старта. Координаты передвижной стартовой площадки вычислить было практически невозможно. А поэтому, перехватить и отразить атаку тоже не представлялось возможным.
    А сколько таких стартовых площадок закомуфлированных под холодильные рефрежираторы могли курсировать по железным дорогам СССР литерным порядком. На тот момент это было одним из мощнейших средств текущей гонки вооружения.

    Второе - переброска войск в случае экстренной необходимости.

    Третье, как было упомянуто - разработка месторождений и организация всей инфраструктуры связанной с ней.
    Можно много говорить об этой стройке и каждый будет по своему прав.

    Стройка длилась век, а сказать о ней все в скупых словах рецензии или статьи просто невозможно.

    С уважением, Казимир

    • Казимир, одна из задач Школы жизни - обратить внимание читателей на то или иное событие. А дальше, если человеку интересно, он садится за разные источники и дополняет свои знания. Любая великая стройка сопровождается с одной стороны героизмом, с другой - немалыми жертвами. Когда нужен результат - идут вабанк не только на войне.
      Спасибо за Ваши дополнения. Согласитесь, что строительство БАМа отнюдь не рядовое событие ХХ века!

    • Казимир Кашкур, Смывало, гибло, непроходимые места. Как много страшных слов... А то что этот царствие ему небесное герой великомученник в лучшем случае нарушил по глупости технику безопасности, а порой просто полез по пьянке туда куда лезть не надо было. Ну о чем вы тут говорите? А вот про стратегию жд не берусь судить, но то что пос. Тырма стоит на сопке с урановой рудой, знаю точно. А в Чегдомыне угля столько что ещё на лет 100-200 хватит. И добыча там открытым способом ведется. А сколько ещё всякого добра скрывается в недрах земли тамошней. Разве этого мало? Разве это не надо Русскому народу?

      • Светлана, думаю, с учетом Ваших замечаний картина стала более полной. Спасибо!
        В северных районах Приморья, где я прохоил службу, морозы были и более 40 градусов. Но как Вы правильно заметили, при отсутствии ветра и нулевой влажности, получалось, как у поэта: "Наша русская кровь на морозе горит..."
        А при влажности в 80 % и минус 10 кажется адом...

  • В свое время пришлось побывать на одном участке стройки БАМа, условия там, конечно, были тяжелейшие.
    5

    Оценка статьи: 5

  • Был на БАМе уже в последнее время. Дорога практически заморожена, не выполняет и десятой доли того объема перевозок, на который рассчитывалась. А жизнь там сейчас - депрессняк полнейший. Амурская область, кстати, вообще на последнем месте по уровню жизни среди всех субъектов федерации.

    • Андрей Лебедкин, А чего же не быть там в депрессии. Больше половины людей там обслуживали ЖД. Половино строили а теперь стройку заморозили, депо закрыли, станции расформировали. И вот получается... Строили мы строили... и наконец закинули. Хотя вот опять наши президенты вспомнили про Дальний Восток, про Байкал и их потенциал и это уже радует. Там сейчас развал полный. Люди живут за счет тайги. Кто мог все уехали. В принципе тех кто строил Северомуйский тонель, жд которая до строительства и во время строительства обслуживали уч. дороги который соединял Тынду и Северобайкальск переехали на большую землю. Конечно их переселяли с учетом их заслуг и востребованности. Но есть и такие которые не нужны стали. Они там и остались. В общем как везде... Вот моя мама она была уже на пенсии. Но она уехала в Читинскую обл. И остаток своих дней прожила в отличных условиях и в окружении любящих её людей. А она у меня была заслуженный железнодорожник и почетный строитель БАМа. У сестренки моей 25 лет не прерывного стажа работника ЖД и строителя БАМа. Жаль только её Дочь и зятя. Они оказались там не востребованны. Но опять обижаться нам грех. Им дали заслуженную альтернативу. Хоть и с боем, но квартиру они получили и из Куанды уехали.

  • Светлана Хнычкова, Смывало, гибло, непроходимые места. Как много страшных слов... А то что этот царствие ему небесное герой великомученник в лучшем случае нарушил по глупости технику безопасности, а порой просто полез по пьянке туда куда лезть не надо было.

    Жаль, что у Вас гибель людей ассоциируется только с пьянкой и нарушениями ТБ.

    А смывало по той простой причине, что при проходке тунелей вскрывались закрытые пласты воды, которые вырывались с неимоверной мощью и скоростью все сметая на своем пути.
    Позже, на основе горького опыта бурение шурфов старались производить только пока стояли морозы. Но если КПСС ставила срок, то могли быть и исключения.

    Гибли по большей части не от пьянки и нарушений ТБ, а совершенно по другой.

  • А если поставить вопрос так: "А вы смогли бы?" Думаю, что нынешнюю молодежь никакими калачами не заманишь на великие комсомольские стройки. Тогда люди были совыершенно другими...

    Оценка статьи: 5

  • И от меня спасибо, Юр

    Оценка статьи: 5

  • Юрий Москаленко, разместил вашу статью и другие еще материалы по БАМу на моем сайте www.komsomol-100.clan.su Внимание- расширение -.su. Часто путают по привычке.
    Мне кажется, обсуждение получилось. У каждого своя правда. И это хорошо. На истину может претендовать лишь Всевышний.