• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Морозова Мастер

Как римский император создал культ великого государственника?

В маленьком далматском городке огромной римской империи, раздираемой войнами, бунтами и разными противоречиями, родился в 243 году мальчик по имени Диокл (Диоклес), которому суждено было войти в историю выдающимся правителем, объединившим многие народы под своим началом. Он был сыном вольноотпущенника и, казалось, по своему низкому происхождению не мог и мечтать о вхождении в правящую элиту.

Мальчик был сообразителен, стремился к лидерству и рано понял, что ему, происходившему из низшего класса, продвинуться можно будет только в военных походах. Он поступил на военную службу при Галлиене, сыне и соправителе императора Валериана, избранного властителем на совещании командиров и погибшего в плену у персов. Римские легионеры избирали и других императоров: Клавдия II, Аврелиана, Проба, Кара. И уроженец Далмации мог надеяться на свой успех в военной карьере.

Диокл проявлял себя в сражениях храбрым, находчивым воином, мечтая о вершине власти. Сын вольноотпущенника из рабов свято верил в предсказание гадалки, что станет императором, когда убьёт кабана (апра) и при каждом удобном случае устраивал охоту на этих диких зверей. Пророчество свершилось неожиданным образом. К сорока годам Диокл, исколесил всю империю, сражаясь за её интересы. На войне с персами он возглавлял гвардию императора Кара, когда тот внезапно скончался.

Сын правителя Нумериан был убит в Халкидоне своим тестем Арием Апром, мечтавшем, вероятно, о захвате власти. Солдаты, возмущённые подлостью родственника Кара, бывшего префектом преторианцев, заковали его в кандалы и 17 сентября 284 г. поддержали своих командиров, избравших императором Диокла. Сын далматского вольноотпущенника сам казнил прилюдно убийцу Нумериана, воскликнув при этом: «Наконец-то, я убил рокового Апра».

Победив примерно в начале апреля 285 года старшего сына императора Кара, непутёвого и мятежного Карина, Диокл объединил империю, но не спешил в Рим, зная, что от него ждут военных побед и надёжной защиты приграничных территорий. Ему очень хотелось, чтобы его почитали как божественного императора, не вспоминая о низком происхождении, и он изменил имя, став Диоклетианом, добавив для большей важности к нему Гая Аврелия Валерия с титулом Августа.

Постепенно и целеустремлённо создавал Диоклетиан культ великого государственника, превознося каждую свою победу над внешним врагом и присваивая различные титулы. Для придания образу императора ещё большей божественности он провозгласил себя сыном бога Юпитера Иовием. Понимая, что одному трудно будет удержать в повиновении огромное государство, он сделал своего друга по военным походам Максимиана соправителем, уступив западную половину Римской империи, присвоив ему сначала титул Цезаря, а после победы в Галлии над восставшими багаудами объявил его сыном бога Геракла Геркуллием и возвёл в ранг Августа.

После пяти лет ведения войн на приграничных территориях и подавления восстаний Диоклетиан решил назначить ещё двух соправителей с титулом Цезаря. В 293 году он изменил систему правления, преобразовав её в тетрархию (власть четырёх). Выбор пал на ближайших помощников обоих Августов — Галерия и Констанция I. Для усиления связи Диоклетиан предложил им стать родственниками августейших особ, разведясь со своими жёнами и вступив в брак с его дочерью Валерией и падчерицей Максимиана Феодорой, что и было исполнено. Соправители, включая и Максимиана, подчинялись автору тетрархии, сосредоточившему в своих руках огромную власть. Диоклетиана стали называть «отцом всех народов», «богом и господином». Никто не смел перечить ему и проявлять непослушание при построении тоталитарного государства.

Рим при Диоклетиане перестал быть резиденцией императоров. «Отец всех народов» устроил роскошный двор в Никомидии, носил дорогие шёлковые одежды, украшенные золотом, и диадему (белую царскую повязку на голове). Его окружение требовало, чтобы все падали перед ним ниц. Такой почтительностью «бог Иовий» и придворные подчёркивали священную дистанцию. Император уже не был принцепсом — первым среди сенаторов, он стал абсолютным монархом с неограниченной властью, а сенат Рима превратил в городской совет. С правления Диоклетиана в римской истории наступил новый период — доминат.

Диоклетиан был приверженцем языческой религии Древнего Рима и свято верил, что нарушение традиций может стать причиной гнева богов. Положение империи в начале его правления было неустойчивым и опасным: бунты, восстания, войны, забиравшие огромные материальные ресурсы и человеческие жизни, грозили расколоть её в любой момент на множество новых государственных образований. Для стабилизации обстановки Диоклетиан стал решительно проводить реформы. Прежде всего, он разделил империю на двенадцать частей — диацезов и приблизительно сто провинций, упразднив их деление на сенатские и императорские.

Отдельные дворы правителей требовали содержания четырёх армий для подавления восстаний и столько же отрядов для охраны, что значительно усилило бремя налогов. «Отец всех народов» увеличил в несколько раз количество чиновников, введя для них своеобразную номенклатуру: множество разрядов, определявших обращение к ним, жалованье и общественное положение. В провинциях и центре Диоклетиан отделил гражданскую власть от военной, увеличив армию до 450 тысяч человек. Вожди с тонкими шеями и подобострастным взглядом, толпящиеся у его трона, восхваляли реформы «бога Иовия» в панегириках, способствуя усилении культа.

Диоклетиан ввёл новую систему налогов, принуждая подданных работать на одном месте, закрепощая их регистрацией. Каждый год он издавал новый список изымаемых сборов с учётом заработка, плодородия и урожая. Принуждение стало необходимым для содержания огромной армии и номенклатурных чиновников. Спустя двадцать лет почитание государственника Диоклетиана с повсеместным прославлением его гениальных побед достигло апогея, и начались гонения на христиан, уважавших чужие жизни, молившихся своему богу.

Ист.: Большая советская энциклопедия, Материалы Google.

Статья опубликована в выпуске 30.04.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: