• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карина Бахтадзе Грандмастер

Какой художник эпохи Возрождения известен под прозвищем фра Анджелико?

Представьте себе, что вы впервые в жизни попали в Эрмитаж, поднялись по главной лестнице Зимнего дворца, прошли парадные залы, миновали подвесной садик Малого Эрмитажа и легкий, как будто кружевной Павильонный зал с хрустальными люстрами. Через украшенную малахитовой вазой лестницу вы перейдете в анфиладу нарядных комнат, где находится коллекция картин художников Италии XV—XVI вв.еков, эпохи Возрождения.

Конечно, среди многочисленных произведений внимание привлекут картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана. Но, кроме этих шедевров, о которых вы могли читать, чьи репродукции часто могли видеть в книгах и на открытках, вы непременно остановитесь у большой композиции. Там изображена прекрасная женщина, которая восседает на возвышении с младенцем на коленях. Двое монахов в черных плащах, как телохранители, замерли по сторонам от нее. Перед нами излюбленный итальянскими художниками сюжет: земная женщина Мария, по легенде ставшая матерью Христа. Итальянцы почтительно называли ее мадонной, что значит «моя госпожа».

Композиция произведения строга, симметрична, краски светлые, серебристо-голубые, как бы разбеленные. В верхней его части на светлом фоне еле заметно просвечивают кирпичи: изображение исполнено на стене. 500 лет тому назад была сделана эта роспись художником фра Анджелико. Она украшала небольшой монастырь в местечке Фьезоле близ Флоренции. Монастырь был закрыт в конце XIX века, его имущество распродали, даже роспись выпилили из стены вместе с частью кирпичей. Ее купили художники А. Маццанти и К. Конти, перевезли во Флоренцию, и там в 1882 году русский патриарх Сергий перекупил ее для музея императора Александра III.

Имя мастера, создавшего роспись, — одно из самых замечательных в искусстве XV века. Но, называя его фра Анджелико, мы не произносим имени — это лишь прозвище, данное благодарными современниками. «Фра» — по-итальянски «брат». Так обычно называли монахов. «Анджелико» — «ангельский». Это прозвище мастер получил за красоту картин. Настоящее же имя — Гвидо де Пьетро. Многое в его жизни окутано тайной и остается до сих пор неизвестным. Мы не знаем даже точной даты рождения живописца. Очевидно, он родился около 1400 года в местечке Муджелло недалеко от Флоренции. Неясно, у кого учился юный Гвидо, но признанным художником он стал, когда ему еще не было 20 лет. Неожиданно, очень молодым, он ушел в доминиканский монастырь, принял там по обычаю другое имя — брата Джованни — и вел тихую, уединенную жизнь. Но слава сама нашла его за стенами монастыря.

В 1445 году глава католической церкви папа Евгений IV пригласил мастера в Рим для работы в Ватикане. Лишь очень немногие художники удостаивались такой чести. Фра Анджелико прибыл в Рим. Прибыл с опозданием — папы уже не было в живых. Его преемником стал Николай V. Новый папа был человеком блестяще образованным, неравнодушным к наукам и искусствам. Он всячески покровительствовал художникам, скульпторам, архитекторам. При нем ватиканская библиотека стала лучшей в Европе, ибо целая плеяда гуманистов — писателей, философов, переводчиков — проживала тогда в Риме. При этом их взгляды часто бывали далеки от предписаний церкви.

В Ватикане Фра Анджелико расписал две капеллы. Одна из них впоследствии была разрушена при перестройке. Другая — Николина — до сих пор хранит ряд росписей на темы жизни св. Стефана и св. Лаврентия. Римские работы являлись официальным церковным заказом. Однако лучшие произведения фра Анджелико, самые вдохновенные и прекрасные, находятся в его родном городе Флоренции. Больше всего славится ими монастырь св. Марка.

Этот монастырь был подарен доминиканскому монашескому ордену некоронованным правителем города Козимо Медичи. Козимо делал не раз щедрые подарки церкви, стараясь привлечь ее на свою сторону и укрепить власть своей семьи. Он часто посещал Сан-Марко, где сохранилась его келья. Монастырь быстро разбогател, стал центром культурной и политической жизни Флоренции. Теперь, превращенный в музей, он хранит множество произведений замечательных флорентийских художников эпохи Возрождения, но больше всего знаменит росписями фра Анджелико. Они украшают двор, зал для собраний и почти все кельи. Кроме флорентийского Сан-Марко, фра Анделико несколько лет жил в другом монастыре — св. Доминика во Фьезоле, который известен гораздо меньше. Но и тут художник создал превосходные росписи. Лучшая из них — эрмитажная «Мадонна».

Закутанная в широкий голубой плащ, величественно восседает Мария на троне, покрытом ковром с золотыми звездами. Неподвижно стоят по сторонам от нее святые Фома Аквинский и Доминик Гусман — покровители ордена доминиканцев. Все дышит покоем и торжественностью. Символическая звезда горит на груди Фомы, белые лилии — знак чистоты — в руке Доминика. Мастер избегает ярких красок, декоративных акцентов, вообще — подробностей, которые так любили его современники и которыми он сам любовался в небольших картинах. В них он выписывал все, даже отдельные травинки, гвоздики в заборе, вышивки на одеждах. Но данная роспись предназначалась для братьев монастыря. Монахам незачем помнить о соблазнах грешного мира, отвлекаться от благочестивых размышлений. Вот почему художник предельно ясно решает композицию фрески.

Здесь только четыре фигуры, как бы обрамленные изображениями колонн. Мадонну фра Анджелико трактует несколько крупнее стоящих по сторонам от нее монахов. Она — главное действующее лицо. Так выделяли самых важных персонажей художники средневековья. Их искусство не знало передачи пространства, а фоном для фигур служила условная золотая плоскость, иногда украшенная орнаментом. В некоторых картинах фра Андежико также встречается золотой фон. Но в данном произведении мастер простыми средствами создает иллюзию неглубокой ниши, где на возвышении стоит трон мадонны.

Художники средневековья приблизительно передавали пропорции и объемы человеческого тел, которые часто выглядят уплощенными. В росписи же фра Анджелико складки плаща Марии ложатся широко и свободно, обрисовывая ее тело, колени, руку. Фигура кажется осязаемой благодаря точной передаче объема. Фигуры святых еще более весомы, а их лица на фоне нимбов выглядят более рельефными.

Фра Анджелико одним из первых почувствовал дух нового искусства, проникшего за стены монастыря. Для истинного художника Возрождения религиозный сюжет был, прежде всего, поводом, чтобы выразить человеческие чувства и переживания. Неудивительно, что святые у фра Анджелико трактованы как его современники, а мадонна совсем не похожа на бесплотных мадонн со средневековых икон. Мадонна фра Анджелико еще не совсем освобождена от ореола небесной царицы, но в том, как она держит ребенка, в мягком наклоне головы, в ясном выражении лица чувствуется земная красота.

Герои фрески фра Анджелико помогают нам заглянуть в одну из самых интересных эпох истории искусства, узнать, как относились люди Возрождения к миру и себе. Они, как и вообще все созданное фра Анджелико, стоят как бы на грани двух миров: Средневековья и Возрождения. В нем еще сохраняются старые черты, но главную роль играют уже достижения нового искусства. Творчество фра Анджелико намечает пути, по которым пошли позднейшие художники Ренессанса, и привлекает ясностью, гармонией и человечностью.

Статья опубликована в выпуске 13.07.2009
Обновлено 6.06.2022

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Карина, замечательная статья. 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • там в 1882 году русский патриарх Сергий перекупил ее для музея императора Александра III

    Интересно, что это за русский патриарх такой? С патриаршеством в России покончил Петр I, и оно возобновилось лишь после революции 1917 года.

  • Карина Бахтадзе, замечательно.
    Правочку примите Описочка вот тут:
    Кроме флорентийского Сан-Марко, фра Анделико несколько лет жил в другом монастыре – св. Доминика во Фьезоле
    И вот тут:
    В некоторых картинах фра Андежико также встречается золотой фон.
    Но в данном произведении мастер простыми средствами создает иллюзию неглубокой ниши, где на возвышении стоит трон мадонны - "Мадонны" правильнее написать с заглавной буквы.
    Мадонна фра Анджелико еще не совсем освобождена от ореола небесной царицы - позвольте не согласиться. Даже самые "земные" изображения Девы Марии никогда не освобождали её от "ореола небесной царицы". Такое выражение подразумевает отсутствие божественной сути. На это, как мне кажется, замахнулись только атеисты, а уж никак не живописцы эпохи Возрождения. Да их бы за это просто на костёр отправили. Несмотря на Возрождение.