• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Так ли прост примитив, или что такое ART NAIVE?

Вы слышали что-нибудь о Бабушке Мозес?
Её дни рождения отмечали все ведущие американские газеты, президент Трумэн приглашал в гости, а администрация Эйзенхауэра заказывала её картины.

Да, она известна в истории искусства именно как бабушка, просто Бабушка Мозес (Grandma Moses). Она начала рисовать, когда ей было за семьдесят, по очень простой причине: из-за артрита ей было трудно заниматься своим любимым вышиванием.
А когда ей стало 78 лет — её картины уже знала вся Америка.

Бабушка Мозес прожила почти 101 год, создала около 1600 картин и рисунков, и её имя присутствует во всех серьёзных художественных энциклопедиях мира.

А вот жанр, в котором она создала свои картины, называется примитив или naive art.
Не спешите заявлять, что примитив — это просто. Самое глупое и примитивное (в житейском смысле этого слова) — это воскликнуть «подумаешь, я тоже так могу». Сначала впишите свое имя в энциклопедии, а потом и поговорим…

Давайте, как всегда, изучим матчасть, а потом рассмотрим немного сочных и прекрасных картин. Прежде всего, в статье должна быть определена тема. И она же (тема) должна быть раскрыта, т. е. ключевым словам даны определения, обрисована краткая история вопроса, в случае надобности — даны ссылки на источники, где можно «расширить и углУбить».
Итак, наша тема — примитив в живописи. Иначе говоря, наивное искусство.

Тут есть два направления, которые частично перекрываются. С одной стороны, это произведения талантливых самоучек, которые выполнены без специальных знаний, умений и навыков, но тем не менее являются истинными произведениями искусства благодаря таланту самоучки и его яркой индивидуальности. Вот Бабушка Мозес — ярчайший пример. Еще один из таких гениев был обнаружен художниками в Тбилиси 1910-х гг.: Нико Пиросманишвили. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, его пиры и застолья говорят о радостной мгновенности земного существования. Вывески, написанные на черной клеенке, стоят сейчас очень дорого и высоко ценятся в самых прославленных галереях. О Пиросмани пишут статьи, книги, трактаты и даже песни.

А с другой стороны, и вполне профессионалы в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX в., практиковали программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств. Возникновение примитивизма было вызвано, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и массовой культуры, а с другой — вызовом изощренному элитарному искусству.

Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания. Черты примитивизма присущи творчеству Поля Гогена и группы французских художников «наби» (1888−1905), ранних представителей кубизма (Пабло Пикассо), фовизма (Анри Матисс), дадаизма (Марсель Дюшан), а в России — участников выставок «Голубая роза» (М. С. Сарьян, Н. П. Крымов), «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал) и др.

Рядом с импрессионистами выставлял свои примитивистские полотна гениальный таможенник Анри Руссо. Наивный, детский взгляд на вещи помогает прояснить исходный замысел, убрать усложняющие, отвлекающие детали.
Исполненные наивной непосредственности, картины Руссо (фантастические пейзажи, навеянные экзотикой далёких стран, виды пригородов Парижа, жанровые сценки, портреты и автопортреты) отличаются «детской» условностью изображаемого и в то же время буквальностью в деталях, плоскостностью чётких форм, ярким и пёстрым колоритом.
Творчество Руссо явилось импульсом к признанию художественной ценности примитивизма и использованию его выразительных средств новейшими течениями в искусстве 20 в.
(Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»).

Мы здесь тоже уже имели удовольствие ознакомиться с блестящими образцами этого жанра — в статье Как я готовлю курицу гриль, или Живописные женщины там и тут — Софи Сиро и Елена Наркевич.
А сейчас вот еще один радостный мастер этого жанра — Mile Davidovich.

Гражданин мира, он родился в бывшей Югославии, в которой вообще существует громадная и прекрасная школа примитивизма. Такие великие имена как Генералич — это тема для отдельной диссертации, и в небольшой статье нельзя себе позволять так увлекаться. Телефонный разговор должен быть ясен и краток — говорил Швейк. Статья в глянцевом ресурсе должна быть еще яснее и даже местами блестеть, поэтому охватить в ней все никак невозможно. Да и у читателей может ум за разум зайти.

Поэтому остановимся на Давидовиче, который тоже достаточно велик, в настоящее время он является президентом Ассоциации наивного искусства в Белграде, и тем не менее, между прочим, может вот так запросто зайти в блоговую запись, где восхищаются его творчеством и оставить там любезный отзыв. При этом он совершенно не потрясал регалиями, званиями и наградами (наверное потому, что они у него в самом деле есть).

Множество его совершенно ни на что не похожих картин можно отсмотреть на его сайте — там представлены как картины в технике холст-масло, так и в необычной технике — масло на стекле. Может благодаря этому, а может таково уж свойство его радостной натуры — но картины эти яркие, цветные, сказочно прекрасные, чисто по-детски наивные и в то же время мудрые и многозначительные.

Ведь настоящая мудрость — в простоте.

Статья опубликована в выпуске 19.01.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: