• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александра Сергиенко Профессионал

«Шева форева!», или А что мы знаем о Тарасе Шевченко?

Этот простой вопрос мы с подругой-коллегой задали ученикам нашего лицея незадолго до юбилея классика (напомню, 9 марта 2009 исполнилось 195 лет со дня рождения Тараса Шевченко).

Притом что школьная программа в Украине предусматривает всестороннее и достаточно длительное изучение шевченковского наследия, наши знания о нем оказываются не то чтобы поверхностными, а, скорее, просто набором штампов.

Чего греха таить, я и сама не подозревала, насколько интересным может быть погружение в тему, которая, казалось бы, за долгие годы школьной жизни должна уже набить оскомину не только ученикам, но и преподавателям. И проблема (теперь я уверена) не в самой теме, а в устаревших подходах, ярлыках и информационном мусоре, сквозь который далеко не у каждого хватит нервов продираться. Но давайте вернемся непосредственно к ответам старшеклассников.

«Гениальный поэт, но его стихи не цепляют меня. Так может писать кто угодно, даже я!»

К сожалению, такое впечатление не единичное. Не буду бросать камни в огород учителей-филологов, что, дескать, не смогли научить видеть, в чем именно гениальность. Этому следует посвятить не одну статью. А поделюсь собственным совершенно случайным открытием!

Оказалось, для того чтобы стихи Шевченко «зацепили», их надо не читать, а… петь! Или слушать в чужом исполнении. Причем совершенно не важно, какой это будет стиль — от классики до рока, регги и хип-хопа. В любом случае Шевченко звучит так органично, что диву даешься. Именно музыка доносит внутреннюю уникальную ритмику, мелодику и смысл его произведений. После этого по-новому воспринимаешь название сборника «Кобзарь»! Может, поэт сам намекал нам на то, как именно следует его стихи воспринимать?

В доказательство привожу несколько музыкальных ссылок:
Небольшой любительский клип на песню молодой команды «Бандурбенд», посвященный наиболее стойким образам и ассоциациям, которые вызывает имя Шевченко в воображении «простых смертых», то есть нас с вами;
Песня Ирины Билык «Бандуристе, орле сизий»;
Кобзарь Васыль Жданкин «Б'ють пороги».

«Я не знаю, что сказать о Шевченко нового… Разве что рассказать о нем как о художнике или… извращенце и алкоголике».

Истинную правду когда-то сказал Тарас Григорьевич: «Люди б сонце очорнили, якби мали силу».

О художнике мы еще поговорим, а вот на последних словах про «извращенца и алкоголика» хотелось бы сейчас остановиться. Почему-то Шевченко относится к той категории исторических личностей, из которых стремятся сделать либо икону, либо вурдалака.

В Интернете, оказывается, очень сложно найти что-то действительно интересное и свежее о нем. Постоянно натыкаешься или на однотипные рефераты, дублирующие школьные учебники, в которых Шевченко весь такой «причесанный и мудрый пророк», или же на такие грязь и пошлость, которые на самом деле не выдерживают никаких аргументов обычной логики, не говоря уже о сомнительности фактов их обоснования. Безусловно, у каждого из нас есть свои достоинства, свои недостатки и такие черты, в которых стыдно признаться.

Но вот только гениям нам бывает сложно простить их «неидеальность». Копаться в грязном белье мне не хочется. Тарас Шевченко много значит не только для украинского народа, но и для мировой культуры, однако не будем забывать, что он, прежде всего, человек! И значит, ничто человеческое чуждо ему не было.

«Шевченко-художник — это вообще оксюморон. Единство необъединяемого. Я не видел его картин, но уверен, что Айвазовский рисовал лучше… Это все равно что кондуктор трамвая станет президентом!»

Ну, это вообще в нашем духе! Картин не видели, но четкий стереотип налицо. Между тем, Герберт Маршалл, английский поэт и переводчик, еще в 1964 году заявил, что для Европы было бы очень полезно ближе познакомиться с творческим наследием Шевченко-художника, ведь у него много чему можно поучиться! А мы сами по сей день имеем весьма смутное представление о том, каким богатством обладаем.

Многие исследователи (среди них и зарубежные) утверждают, что как художник Шевченко во многом опережал свое время. Брюллов, Венецианов, Жуковский и другие признанные мастера и современники Тараса утверждали, что он не просто художник, а еще и новатор, смелый экспериментатор в области прикладного искусства, специалист «не классической манеры письма». Его работы объединяют в себе многие направления, и часто в них видят предтечу таких стилей, о которых речь пойдет десятки лет спустя! Кстати, за работы в области гравюры Тарасу было присвоено звание академика Петербуржской академии искусств.

А вот здесь картины Тараса, которые особенно «зацепили» меня. Кстати, видеоряд положен на песню группы «Кому вниз», на слова — кого бы вы думали?

«Творчество Шевченко сейчас не актуально. Он жил в иное время, а сегодня уже нет крепостных… Не знаю, чем он может заинтересовать молодежь».

Если вы не поленились заглянуть по ссылкам, то, думаю, ваших эмоций будет достаточно, чтобы опровергнуть этот стереотип. Ведь по большому счету проблема не в физическом закрепощении, а в рабстве духа, равнодушии к своей истории, к себе самим. К счастью, творческая молодежь все чаще обращается к этим темам. И хочется верить, что рано или поздно мы отойдем в праздновании юбилеев и любых значительных дат от приевшихся «совковых» сценариев, за которыми прячется все то же равнодушие и слепота и которые уже вызывают рвотные рефлексы.

Надеюсь, мои эмоции и впечатления затронули вас. Безусловно, о многом я не сказала, но это только стимул для вашего собственного поиска, дорогие и неравнодушные читатели!

P. S. Любительские клипы, на которые я привела ссылки, смонтированы мной и моим братом в процессе подготовки к школьному мероприятию.

Статья опубликована в выпуске 9.03.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: