• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марина Опарина Грандмастер

Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Иван Васильевич меняет профессию»! Часть 1

В 1973 году, за пять лет до моего рождения, киностудия «Мосфильм» выпустила в прокат фильм-экранизацию пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». В том самом 1973 году эту замечательную кинокомедию посмотрели более шестидесяти миллионов кинозрителей.

Сказать, что с тех пор фильм пользуется неизменным успехом у зрителей — значит, ничего не сказать. У фильма ошеломляющая популярность: он от начала и до конца разобран на цитаты, песни из саундтрека к комедии названы бесспорными хитами всех времен.

И если я, как и многие представители моего поколения, считаю, что фильм «Иван Васильевич меняет профессию», как и «Девчата», безусловно, можно назвать одним из лучших отечественных фильмов, то это значит, что талант авторов победил непобедимое Время. Из чего же складывался успех этой замечательной комедии?

Под звездой Леонида Гайдая

К моменту выхода на экраны фильма «Иван Васильевич меняет профессию» творческая звезда Леонида Иовича Гайдая уже взошла, уже даже сияла в полную силу, ведь зритель знал режиссера по таким потрясающим работам, как «Пес Барбос и необыкновенный кросс» и «Самогонщики», вышедшим на экраны в 1961 году, а также по «Операции „Ы“ и другим приключениям Шурика» и по «Кавказской пленнице», которыми режиссер порадовал Советский Союз в 1965 году.

«Бриллиантовую руку» в 1968 году Гайдай снимал уже как маститый режиссер и любимец миллионов. И трудно сказать, на руку ли была такая слава Леониду Иовичу: с одной стороны, любимцу прощают ошибки, а с другой — уже нельзя снизить планку. Но все удалось, да так удалось, что многие считают комедию «Иван Васильевич меняет профессию» лучшей работой Гайдая. С тем, что самая лучшая, можно спорить, но то, что одна из лучших — бесспорно.

Гайдай всегда мечтал о серьезном кино. Ему казалось, что вот уже в «Кавказской пленнице» он «выговорился» как комедийный режиссер. Но руководству, как всегда, было виднее, поэтому планы Леонида Иовича на постановку булгаковского «Бега» были, мягко говоря, не услышаны. Мечты о Булгакове Гайдай не оставил и вновь вернулся к любимому автору после «Бриллиантовой руки». И поскольку Госкино не выпускало Гайдая за рамки комедии, он взял смешную пьесу того же Булгакова «Иван Васильевич» и превратил ее в шедевр.

Конечно, пьеса Булгакова не была настолько веселой, чтобы из нее могла выйти искрометная комедия — пьеса скорее сатирическая, но Гайдай видел ее по-своему. Поэтому некоторые моменты в тексте пьесы были заменены — часть из-за утраты актуальности, а часть из-за того, что слишком уж язвительным получался сценарий.

Злопыхатели частенько намекали на гнев вдовы Булгакова по поводу безжалостных гайдаевских правок, но они со всех сторон неправы: во-первых, правки не были такими уж безжалостными, а во-вторых, вдова Булгакова Елена Сергеевна премьеры фильма не увидела — она скончалась за пару лет до выхода фильма на экраны.

Веселье началось со съемок

Говорят, съемочный процесс фильма был насыщен разного рода курьезными случаями, поэтому фильм просто обязан был получиться смешным и веселым. Так, к примеру, невольными свидетелями погони на стенах ростовского Кремля (а именно там снимали все сцены в палатах Иоанна) стали члены экскурсионной группы, среди которых были сплошь иностранцы. Естественно, увидав несущихся всадников с самыми настоящими бердышами, иностранцы уже готовы были похвалить размах советского турдела за особую реалистичность подачи и великолепно организованную театрализацию, но крики «Живьем брать демонов!» навели экскурсантов, среди которых было немало эмигрантов-белогвардейцев, на мысль о революции. Знали бы они тогда, какой великолепный фильм снимают на их глазах, они не «свернули» бы так резко осмотр Ростовского Кремля.

А сотрудников музея тогда осенила блестящая идея — использовать яркие образы стрельцов в своей музейной работе. Выпросив у съемочной группы два стрелецких кафтана и два бердыша, работники Музея Ростовского Кремля, кажется, и по сей день встречают экскурсионные группы в таком колоритном виде.

Актеры же тем временем веселились как дети. Практически после каждой произнесенной фразы они заливались гомерическим хохотом, причем хохотали до слез, в результате чего приходилось срочно подправлять грим.

Многие «фишки» фильма, кстати, были предложены самими актерами. Так, например, забавный момент, когда из-под царского платья выглядывают потрепанные сандалии Бунши, предложил сам Юрий Яковлев. А пачку любимых гайдаевских сигарет «Мальборо» в руки своего Милославского вложил Леонид Куравлев. Для полноты хохмы Гайдай снабдил героя Куравлева и ручкой с обнажающейся девушкой, которую ему в подарок привезли из-за границы.

Наталье Крачковской, которая была немного больна и похудела как раз к началу съемок в картине, режиссер назначил личную диету, которая была призвана восстановить былую фигуру актрисы. «Будешь есть на завтрак мясо, на обед — три тарелки борща, а на ужин — оладьи с медом и с маслом» — прописал он Крачковской. Не удивительно, что актриса быстро пришла в нужную форму.

Этушу тоже пришлось несладко: он до жути боялся собаки, которой должен был жаловаться на лестнице. Говоря о пресловутых «трех магнитофонах, трех видеокамерах…», голос Шпака дрожал вовсе не от расстройства. Его честно предупредили, что собака, которая снималась в сцене без намордника, может запросто укусить. Представляете, сколько страху натерпелся бедный Владимир Абрамович?

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 19.12.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: