• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Бывший модератор

Каково оно – «дворянское гнездо»? Из сельской жизни российского помещика

В общих чертах мы, конечно, представление об этом имеем. Спасибо Гоголю, Некрасову, Тургеневу. Земной поклон — Пушкину. Но именно — в общих чертах. Брезжат на краю сознания чеканные формулы пушкинского «Онегина»…

Усадебный «замок» с флигелями и службами, столовая с огромным столом…

«Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах…»

…Барин на охоте, барыня ведет расходы, бреет лбы, молодой хозяин пропадает в девичьей, барышня чахнет над Ричардсоном и Руссо. Балы, балы…

Архивные документы против романов сухи, деловиты и конкретны. Романы передают дух эпохи, архивные описи дворянских имений информируют о том, на каком основании существовал этот дух.

Усадебный дом — может быть, тот самый, в котором Петруша Гринев «учился понемногу» географии, — оказывается «деревянным строением, в нем малых покоев с перегородками восемь, с тремя дверьми растворчатыми плотничьей работы. Печь голландская с лежанкой изразцовая… Наверху светелка с голландской печью… во внутренности выщекатурено… Одни сени и два чулана под одной крышей, покрыты тесом».

Впрочем, нет, Петруша Гринев не бегал по этому дому. А Николенька Некрасов, будущий поэт, — мог. Это ведь — описание дома его деда, штык-юнкера Сергея Алексеевича Некрасова, в сельце Грешневе Ярославской губернии. И не симбирская деревня Гринева, а некрасовское Грешнево имело такую библиотеку:

«Книг:
Псалтирь, один ветхой.
Русских разных ветхих шесть.
Старых годов календарей пять.
Отрывок французского букваря.
Две расходные книжки старинные».

Знание того, что площадь покоя, в котором

«деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил»,

 — была, вероятно, более 15 квадратных метров — не загубит вам впечатления от пушкинской «энциклопедии русской жизни»?

Дворянка той же Ярославской губернии гвардии капитанша Катерина Павловна Леонтьева рядом со старым домом отстроила новый — но на тот же прежний манер. «Поземный», то есть одноэтажный, деревянный, разве что попросторнее — из одиннадцати комнат. По лицу — шесть окон, на прочих фасадах еще 12 окошек. Парадный вход — по центру, оформлен «стекольчатыми дверями».

Поручик Аврам Григорьевич Коробьин в ярославском селе Кузьмицыне дом имел похожий: деревянный, об одном этаже, в тринадцать окошек. В пяти покоях устроено было три печи (одна изразцовая, две кирпичные).

Так вот примерно и выглядели господские дома многих мелкопоместных российских дворян конца XVIII — первой половины XIX вв. Деревянные постройки, распластавшиеся единственным этажом в центре имения, со светелкой наверху, парадным входом по центру, с задним крыльцом — для выхода к «службам».

Усадьбу составлял, конечно же, не только господский дом. Для дворни — людская изба, для скотины и птицы — изба птичная, скотный двор, конный двор. Прачечная, при конюшне — изба для конюхов, каретный сарай, сенные сараи, погреб с ледником, флигель с кухней, овин, баня…

Если при усадьбе имелась речка — скорее всего, помещик держал на ней мукомольную мельницу (может быть, в совместном владении с помещиком-соседом) и маслобойню.

И был при доме сад, и произрастали в нем березы — для тени и души, орешник, «разных сортов смородины, крыжовник и малина» — для наливок, варений и чтоб дворню делом занять. Были в саду и овощные гряды. А вот яблоневые и вишневые сады — это либо южнее имело место (отсылаю к опыту тульского помещика А. Т. Болотова), либо вообще стало практикой в поздние времена, после 1861 года.

А еще владел такой помещик двумя-тремя сотнями крепостных «душ мужского полу». Которые вкупе с непересчитанными душами полу женского и с немногими наемными работниками обслуживали это почти натуральное хозяйство.

Деревенская жизнь всегда считалась дешевой. Таковой она была и для российского дворянина. Потому он, как мы помним, например, из «Войны и мира», норовил свое деревенское житье продлить как можно дольше. Но в некий момент времени все ж требовалось переезжать в городскую усадьбу.

Вот на ее содержание и шли деньги, добытые немудреным хозяйствованием на земле (далеко не все помещики относились к управлению имением, как тот же А. Т. Болотов или… Николай Ростов). Содержание городской усадьбы, обязательства перед светом, служба царю и Отечеству… А еще — дочерей замуж выдать, сыновей в службу проводить!

Итак, дополнили мы алгеброй гармонию. Нарисованные классиками русской литературы картинки помещичьего быта вполне согласуются с архивными описями десятков дворянских усадеб. Надеюсь, это привнесение цифр и фактов не испортит вам радости от перечитывания «Евгения Онегина».

Статья опубликована в выпуске 22.02.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно; недавно перечел И. А. Гончарова "Обломов". Там, в дополнение к вашему взгляду, об Обломовке весьма хорошо написано. Вашу прочел с удовольствием.

  • Имея опыт работы в архиве и общения с потомками как дворянского так и купеческого сословия, выскажу свою точку зрения. Дворянские загородные усадьбы имели действительно несколько примитивный вид, и современному человеку кажутся чуть ли не мазанками. Но подобное недвижимое имущество было только у мелкопоместных дворян. Дворянство служившее при императорее даже в провинциальных поместьях строило мини дворцы (но опять таки заметьте без удобств). например, Голуб при строительстве пожелал, чтобы кухня была в отдельном здании (дабы не было резких запахов), а совмещалась с домом подземным ходом (чтобы еда не успевала остыть).
    Купеческие же дома отличались некоторой помпезность (их еще называют доходные дома - улавливаете разницу?) с большим обилием лепнины на фасаде, атлантами или кориатидами поддерживающими балконы. купечество жило побагаче многих дворян и старалось заполнить свои хоромы "цацками". Порой бывший крестьянин сумевший сколотить состояннице, начинал окружать себя роскошью, желая уровнятся с благородными (это можно увидеть и сегодня). При этом сказывалось отсутствие образования и чуства меры.
    Советская идеология смыла границы между дворянством и купечеством, объеденив их под ярлыком врагов трудового народа. Мы и сегодня мыслим этеми стериотипами.

    • Доходные дома - это совсем иная песня.
      Доходный дом строился в городах для сдачи квартир в нем. Потому так и назывался - доход приносили квартиросъемщики. Среди которых были и дворяне, и купцы.
      В статье речь - о конце 18 - первой половине 19 в. О тех "дворянских гнездах", представление о которых мы выносим из классической русской литературы.
      Дворянству еще предстояло вынести удар крестьянской реформы.
      К рубежу же 19-20 вв. процессы, самые разнообразные, пошли быстрее. В нашем уезде, например, один дворянин (Ошанин) был предводителем дворянства, усадьбу имел роскошную - и занимался введением в культуру томатов - выращиванием и консервированием, книги об этом писал. Другой дворянин, Хомутов, продал свой усадьбу купцу Титову, который для себя и для своих потомков выслужил потомственное почетное гражданство - то есть перешел во дворянство, по сути. И в том новокупленном имении завел экономию, содержал элитное стадо коров, продавал сливочное масло в столицы. А Шереметевы свое здешнее же имение содержали исключительно для приездов на охоту, было так с момента пожалования Вощажниковской вотчины в начале 18 в. Соответственно и обстановочка была - не кусковская. Но зато была в имении специальная охотничья библиотека.

  • Люба Мельник,
    ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

    Оценка статьи: 5

  • Фотография. Именно так я и представляла. Тесновато-грязновато. Бедновато. Уж зимой в Москве-Петербурге приходилось тянуться за прочей знатью. Люба, и в США была та же картина, что интересно. Когда плантаторы жили на плантациях, а после сбора урожая уезжали в города и уж там роскошь лилась рекой. Просто строились наши помещики поширше и побогаче в усадьбах. Я сейчас вернулась с Юга, где посетила пару таких усадьб. Одна из них знаменита своей дубовой аллеей - там снято уже 47 фильмов. А удобства были на ночном горшке. Сейчас пороюсь чего осталось

  • Мне всегда интересны детали быта. Они дают ощущение настоящей жизни. Иначе всё кажется как в детстве - большим: усадьбы - дворцами, дворцы - замками, замки - городами)))
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Павликова, ))) пригодятся аналогии. Человек сам по себе существо консервативное, а в древности, как кажется (может потому, что для нас отсюда века спрессованными кажутся), - в особенности. Берем эту Картагену - и пытаемся вписать в нее строения помпейские.

      • Люба Мельник, это-то не проблема - помещения видны (как в Помпеях), мозаики и даже фрески кое-где. А вот так - "в шкафу календарей разных годов 5 штук" - , вот этого нет. И кажутся древние римляне не вполне живыми, а такими - мраморными в тогах посреди атриума, за спиной кубикулум
        Ольгина статья про ткани вспомнилась - английские фильмы по Джейн Остин подкупают, там, кроме всего прочего, и обстановка воспроизводится очень реально. В наших фильмах по произведениям русской классики не часто этим озабачивались. Скорее, шли на поводу идеи: надо показать ширь и мощь (души, характера, борьбы, природы...) - залы всё большие и светлые, коридоры нескончаемые... надо про убогость существования - ужмём комнату героя и света убавим. Не говоря уже о деталях. Наверное не совсем плохо, но ощущения жизни того времени не было. Тем и интереснее было прочитать

        Оценка статьи: 5

  • Странная статья... Так вот примерно и выглядели господские дома многих мелкопоместных российских дворян

    Так вот примерно и Вы увидели господские дома многих мелкопоместных российских дворян

    • Люба Мельник Бывший модератор 7 января 2010 в 18:06 отредактирован 7 января 2010 в 18:07 Сообщить модератору

      Вячеслав, они таковы - в архивных источниках. С указанием размеров. С перечислением мебелей, икон, посуд и посудинок. Я взяла три усадьбы. В одной из них даже животина перечислена: 2 коня, 16 коров, птицы нет. Представляете?
      Могу больше показать - но будет то же самое, я видела источники.
      Другой вопрос - как это видите ВЫ - не по реальным историческим документам, описывающим современную им реальность - а по книгам, что-то мысленно рисуя для себя, по фильмам - где анахронизмов пруд пруди. И как то, что представляете себе вы, соотносится с реальностью, данной нам историческими исследованиями, основанными на архивных документах.

      • Люба, они могут быть таковыми если кто-то хочет их видеть именно так.

        Архивы хороши и полезны как для художественного описания, так и для научных работ, для документалистики...

        • ОК, что вы видите в этом описании:
          "Господский деревянный дом пожилой, крытый тесом, длинною семи, поперек с лица трех, а сзади шести сажен; в нем семь комнат с семнадцатью окошками летними и зимними рамами со стеклами, с лица с деревянными затворами; в нем печей три кирпичные, из коих одна русская с вьюшками".
          "Во всем доме 25 стульев с подушками кожаными, шесть кресел, обитых затрапезною материей, а семь кожаные, три чайника медных, из коих один ветхий, один таз медный".
          "В светелке образ небольшой... писан на доске, 6 картин бумажных разных, пуховик небольшой перьевой и мешок с перьями, две подушки пуховых с наволочками холстинными, покрывало набойчатое на подкладке"
          "В Буфете посуды белой глины: три чашки с крышками, четыре корзинки с крышками, четыре соусника с крышками, 6 блюд, из коих два цветные; пять лотков, 52 тарелки столовые, 3 десертные, две оловянных; ножей железных столовых с ручками костяными 17 пар; два подноса жестяных; доска чайная цветная; рюмок хрустальных 11, штофов стеклянных семь, восемь бутылок..."
          и сравните с Пушкиным:
          "Все было просто: пол дубовый,
          Два шкафа, стол, диван пуховый,
          Нигде ни пятнышка чернил.
          Онегин шкафы отворил:
          В одном нашел тетрадь расхода,
          В другом наливок целый строй,
          Кувшины с яблочной водой
          И календарь осьмого года:
          Старик, имея много дел,
          В иные книги не глядел".

          • У меня плохи дела со словами как изобразительными средствами... я только учусь.

            Но я мысленно могу увидеть многое другое. Мой образ увиденного был бы не менее выразительным... Я надеюсь.

            Сухие перечисления предметов быта меня не впечатляют. Я любуюсь сединой времени, например.

            • Люба Мельник Бывший модератор 7 января 2010 в 18:46 отредактирован 7 января 2010 в 18:46 Сообщить модератору

              Хи. Я вижу опись, я смотрю датировку, я иду в музей и вижу аналогии. Вот так формируется образ, наверное.
              У очень многих образ той седой старины (я, конечно, взяла оч. широко - кон. 18 - 1-я пол. 19 вв) формируют фильмы. Конечно, практически каждое десятилетие мода менялась и тогда, как сейчас, какие-то оттенки менялись. Но общая ситуация была такова - если уже Екатерина вторая понимала пагубность рабства для России, а после Екатерины все это еще сколько длилось!
              И не надо того ж Шереметева, скажем, равнять с Некрасовым-отцом. Кстати, Некрасов сын, если помните, в жуткой нищете прозябал некоторое время, отчего и в бизнес потом ударился))
              Впрочем, Шереметев в подмосковных и Шереметев в охотничьей усадьбе Вощажниково - это два разных Шереметева, две совершенно различных усадьбы.

              • В краеведческом музее есть экспонаты... всего лишь. Опись - некое перечисление того, о чем необходимо иметь представление. 6 картин бумажных разных

                • А вообще, Вячеслав, велосипед уже изобретен. Сомневаетесь в моих "впечатлениях" - сомневайтесь и во впечатлениях Салтыкова-Щедрина. Цитирую из книги Юрия Федосюка "Что непонятно у классиков":
                  И все же, что касается предреформенных помещичьих имений дворян средней руки, доверимся описанию Салтыкова-Щедрина в «Пошехонской старине»: «Дома почти у всех были одного типа: одноэтажные, продолговатые, на манер длинных комодов… В шести-семи комнатах такого четырехугольника, с колеблющимися полами и нештукатуренными стенами, ютилась дворянская семья, иногда очень многочисленная, с целым штатом дворовых людей, преимущественно девок, и с наезжавшими от времени до времени гостями. О парках и садах не было и помина… Сзади дома устраивался незатейливый огород… Не о красоте, не о комфорте и даже не о простоте тогда думали, а о том, чтоб иметь теплый угол и в нем достаточную степень сытости ».

                  • Люба Мельник, я "не сомневаюсь" в ваших впечатлениях. Я рад общению с Вами. Мне нравятся ваши рассуждения и образные сравнения.

                    Я очень люблю "изобретать велосипеды". Люблю увидеть что-то свое и искренне радуюсь этому обстоятельству... Я люблю жить.

                • Люба Мельник Бывший модератор 7 января 2010 в 21:05 отредактирован 7 января 2010 в 21:11 Сообщить модератору

                  ))) Когда я однажды в архиве нашла запись о том, что в 1954 г. для создания интерьеров в Карабихе, усадьбе Некрасова, предполагалось из музея в Ростовском кремле изъять мебельный гарнитур, поступивший в музей из ростовского особняка Полежаевых, я была возмущена.
                  Некрасов, пусть "обмирщившийся", пусть успешный журналист и книгоиздатель, бизнесмен, но - дворянин, с дворянскими обычаями, привычками, дворянским модам следовавший. Полежаевы - пусть столичные, пусть богатые, но - купцы. Почитайте Островского - увидите, насколько это тонко ощущалось, насколько безошибочно современники отличали купчиху, даже очень цивилизованную, от дворянки. Обстановка городского купеческого дома не могла быть использована для воссоздания интерьера дворянского дома, главного дома загородной дворянской усадьбы.
                  Это позже, после реформ, к концу 19 века, началу века 20-го, сословные границы поразмылись, когда дворяне свои усадьбы продавали, и их покупали купцы (см. "Вишневый сад"), - эти усадьбы обрели другой вид. Вот такие-то усадьбы мы и видим, по большей части, в фильмах про "седую старину". Но это - уже из другой литературы. Из позднего Толстого, например, из Чехова. Из Горького, в конце концов.
                  В музее - не экспонаты, там вещи с историей, с судьбой. И, будучи выставлены в экспозиции, они не сами по себе, они в совокупности нечто обозначают. Потому-то в музеях нужны экскурсоводы - текст экскурсии предполагает цельный комментарий к экспозиции, объяснение того, как эти вещи в совокупность соединяются.
                  А что касается "картин бумажных разных" - зная эпоху, нетрудно предположить, что речь, возможно, идет о лубочных картинках. Тем более что речь идет об интерьере светелки.

      • Вот еще что. Многие описания дворянских усадеб, хранящихся в фондах уездных, например, дворянских собраний, составлялись под учреждение опеки над ними. По тому, например, случаю, что имение пришлось заложить, перезаложить) Да, в общем, все в тех же повестях и романах все есть, никакого моего особого видения не требуется.

  • Надеюсь, это привнесение цифр и фактов не испортит вам радости от перечитывания «Евгения Онегина».

    Нет.

    Ваше [s]привнесение[/s] бухгалтерско-историческое введение в кухонный кадастр усугубит наслаждение при очередном перечитывании этого и других не менее чтимых мною.

    Оценка статьи: 5

  • читать дальше →

    • Не поняла.
      В описи - перечень книг, список:
      1. Псалтирь, один ветхой.
      2. Русских разных ветхих шесть.
      3. Старых годов календарей пять.
      4. Отрывок французского букваря.
      5. Две расходные книжки старинные
      Или, пока меня не было, тут о чем-то говорили?