• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Что общего между женщиной, кошкой и птицей? (Картины Т. Горшуновой)

…В картинах Татьяны Горшуновой стоит тишина. В них нет звука и нет движения, но есть цвет, запах и осязание. И нет сюжета. Все замерли…
Это нежный мир. С ним надобно обращаться с величайшей осторожностью, чтобы неосторожным прикосновением не нарушить его хрупкое равновесие.
Это спящий мир. Здесь всегда царят ранние сумерки, время смутных томлений и неопределенной мечты.
Это мир одиночества и напряженного, но достойного ожидания. Мир иллюзий. Мир светлых фантазий. Ее героиня устроила свой быт, но в нем чего-то (кого-то?) не хватает. Даже коты на картинах — ждущие. Тепло очага для нее очень важно. А женщина — в роли берегини… но как недостаточная часть этого мира. Не случайно на одной из картин у составляющих пару мужчины и женщины по одному глазу. То есть они неполноценны поодиночке — только вместе.

Стиль письма Горшуновой далек от привычного реализма. Но в нем есть «скрытые цитаты» из Модильяни, Шагала, Пикассо — и те, кто смог их распознать и откликнуться, никогда не выкрикнет жлобское «подумаешь, я тоже так могу».
Такие лозунги — удел узколобых «борцов за стандарт». А тут нет стандарта. Кажущаяся простота и небрежность обманчивы — тут все выверено, все точно, уравновешено. Ее картины — не для того, чтобы зритель ознакомился: «а вот такая бывает кошка, а вот такая птичка», они несут другую нагрузку — передать глубокое раздумье о жизни. Натурализм тут неуместен, это теплый и нежный мир.
Это похоже на сон, в котором одинокой женщине снится, что она независима, как кошка, которой снится, что она — птица…

1. Мир вещей

Эти предметы живут. Они взаимодействуют, как многоголосная фуга. Женщина — птичка на ветке. Мир в окне — и тишина уютного дома, груши, цветы в горшках, кошки и птицы…
Набор предметов ограничен и повторяется: это груши-яблоки, утюг или чайник, вместилище (ваза, корзинка), сухие цветы или суккулент в горшке, музыкальные инструменты и лампа. Керосиновая лампа, старинный чугунный утюг, кособокий шершавый чайник — признаки не купленного, а вылепленного годами и добрыми руками Уюта и Дома, символы семейного очага, гармонии в доме, в семье, стремления женщины создать и сохранить стабильность мира вокруг себя и своих любимых людей.
Эти предметы ностальгичны, но в них нет ничего «винтажного», открыточного. Они написаны «непричесанно», отрывисто и угловато, но этим-то они и создают уют. Картины Горшуновой написаны так, чтоб радовался глаз и отдыхала душа, нырнув в мир спокойствия и воздушной свободы…

Большое место в ее интерьерах занимает окно. Окно — это то, что отделяет наш маленький внутренний мир от большого внешнего. Окно привносит чувство защищенности, тепла ВНУТРИ, когда снаружи может быть холодно. Окно с кошкой и цветочными горшками на подоконнике — просто классический знак уюта, который некогда был отвергаем, но все равно остался важным и неизменным…

2. Благослови людей и зверей

Из живых персонажей в мире Горшуновой чаще всего встречаются уютные женщины модильяниевского типа, кошки и птицы. Они (и те, и другие, и третьи) сидят в статичных позах, чуть наклонив голову. Их сила — в их слабости. Это самая правильная женская сила: сила воды, принимающей форму сосуда, она обволакивает, но может захватить и унести.
Груши тоже исключительно женственные, с продолговатой узкой частью. Птицы — беззащитные, вытянутые и изящные. И тоже задумчивые…

2.1. Коты и кошки

Котов (а на самом деле кошек) на картинах много, и они разные.
Вот кошка вроде спит, но один глаз открыт — значит она не спит, а чутко наблюдает, неспроста она помещена в контекст утилитарного натюрморта с керосиновой лампой, другая же смотрит в оба глаза, но взгляд абсолютно мечтательно-наивный, и поэтому рядом с ней — совершенно декоративный цветочный горшок с ракушкой. Две ипостаси женщины в современном мире…

А вот черный, яркий и сильный экземпляр — точно кот. И взгляд у него не отрешенно-созерцательный, а напротив — сосредоточенный, чисто мужской. Определенно, он следит за присевшей на окно птичкой или прикидывает, как добыть сметану с буфета. Добытчик…
Иногда кошка и женщина ведут им одним понятный диалог, но чаще и те и другие совершенно погружены в себя…

2.2. Птицы

Птиц тоже много, при том, что птица — не самая типичная вещь в интерьерах. В картинах Горшуновой птица символизирует двойственность личности. Птица — это с одной стороны существо, способное летать и жить беззаботно («птичка Божия»), но с другой стороны это почти всегда заботливый родитель («Как курица с яйцом»).
Может быть, птицы даже в чем-то противопоставлены кошкам: вот строгая кошка, а рядом вытянувшая шею птица — даже не в клетке, а скорее в колбе, кошка смотрит вниз, а птица, конечно же, вверх… А вот тут птица и вовсе уселась на кошкин ус, и она настолько легка, что ус даже не согнулся! И кошка на фоне стены дома, а птица — на фоне синего, синего неба! И женщина в окружении птиц, сама летящая и с перышком на шляпке — она из их стаи…

2.3. Дамы и берегини

Хозяйка всего этого — задумчивая женщина, сидящая у окна. Есть в ней и некоторое одиночество, и «светлая печаль», и нерастраченная мечта о прекрасном принце…
Женская (именно женская!) живопись Горшуновой рисует нам во всех красках внутренний мир женщины как мир, полный красоты, доброты, гармонии. Не случайно названия некоторых работ Горшуновой включают слово «берегиня» — хранительница дома и очага, дохристианских времен домашнее божество.
Теплая, золотистая женщина держит в руке нитку с бантиком — для игры с кошкой, но она неподвижна, да и кошка не обращает внимания на игрушку, она смотрит далеко за спины зрителей. Светлая грусть одинокой женщины с кошкой. Хотя, если у нее есть кошка, то она не так одинока…
Алая фигура держит в руке не то лютню, не то домру — но не играет, занесенная рука так и застыла, а рядом лежат еще скрипка и что-то вроде флейты: похоже, дева так и не решила, на чем бы поиграть… Налила себе молока («Red Cup»), да и забыла выпить.
Просто играть на музыкальном инструменте, а не играть для того чтобы сочинить красивую мелодию или кому-то понравиться. Но если уж заиграть — то так, чтоб зачаровать даже птиц. Просто налить в красивую красную чашку молока, а не налить чтобы выпить его из-за полезных свойств или чувства голода, просто передвигать красивые лакированные шахматные фигурки, а не стремиться выиграть…

2.4. Арлекины, Арлекины…

Есть в этом мире Яркие Клоуны, Арлекины, которые несут стремление к декоративной красоте — светлой, простой и радостной, лишенной всякой рефлексии, в противовес «по-мужски» нагруженной, аналитичной и глянцевой красоте «парадных» картин. А может быть, в этом есть и какой-то символ неприспособленности к обыденной, жесткой реальности? Желание уйти от нее к Прекрасной Сказке? В руках у Арлекина — птица, хотя не синяя, но и не синица.
Грустный Пьеро — тоже с птицей, определенно синей, она присела на его руку, в любой момент готовая вспорхнуть и умчаться. Есть и Коломбина, она держит клетку, но птица — рядом, она на свободе, и ясно, что это вечно свободная Мечта.

3. Цвета и линии

На первый взгляд картины кажутся неяркими, но именно это дает возможность как следует прочувствовать цвет: палево-розовая кошка особенно хорошо оттеняет миндально-розовые яблоки в корзинке. На лице девушки, написанном в цвете морской волны («Bird-catcher») — особенно выразительны розовые губы. Картина в оливковой гамме — - тут «играет» синеватый металл корпуса лампы. Сероватые лампа и ваза замечательно подчеркивают теплоту абрикоса и игру солнечных лучей среди полок.
Мастерство художника поразительно — лампа написана буквально в две-три линии, а между тем она совершенно жестяная, она реальная до запаха керосина и копоти. Вот это действительно высокий и непостижимый класс! Я могу еще понять, как, проучившись годы, можно освоить высокую технику Геды и Поттера и рисовать фотографически ярко и точно зайца, лимоны и кубок, но как, скажите, КАК научиться провести кривую, корявую линию, две — и вот она, живая керосинка, шершавая и липкая?

Я бы назвала эти картины — теплоцентричными. Приворотными. Притягивающими и манящие своим покоем, миролюбием и обещанием гармонии и любви.
Есть в ее картинах еще один интересный эффект — с одной стороны задний план максимально придвинут к ближнему, а с другой стороны в пространство картины сильно вовлечен зритель и охватывается им, как омутом.
И все женщины и кошки и птицы на картинах — молчат и смотрят вдаль, сквозь зрителя и за зрителя, и думают, думают. В конце концов рассматривающему картины начинает устойчиво казаться, что он захвачен картиной, втянут в нее, что его самого вообще нету…

Но если статью не только прочтут, а прокомментируют и оценят — мы убедимся, что зрители все-таки есть.

Статья опубликована в выпуске 29.01.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Проникновенно...

    Такой стиль живописи тоже не в моем вкусе, но прочитав Ваше описание, невольно начинаешь любить и открывать для себя что-то новое, неизведанное...
    Причем, любить как-то нежно, проникновенно, постепенно обретая в своей душе что-то потерянное или забытое ранее...
    Я давно не чувствовала такого душевного умиротворения и раскрепощения.
    Спасибо Вам за статью.

    Оценка статьи: 5

  • Николай Викторов Читатель 3 сентября 2011 в 19:02 отредактирован 26 мая 2018 в 12:43 Сообщить модератору
    Что общего между женщиной, кошкой и птицей?..

    Вернисаж

    Дамы.
    Коты.
    Птицы...

    Вещие
    лица
    котов и...
    Дам...

    Снятся
    котам
    Дамы и...
    птицы...
    Вещие сны
    снятся
    котам...
    а если...
    не спится -
    Дамам и...
    птицам
    сказки
    мурлычут
    "Пр-ро...
    птиц
    и...
    Дам..."

    Вещие
    птицы...
    Коты-баюны...
    Дамы
    и...
    сны...

    Ожидание
    Чуда...

    Кто вы? -
    Колдуньи...
    и...
    Ведуны...
    Вестники -
    родом,
    скажите,
    откуда?..

    Дамы...
    Коты...
    Птицы
    и...
    сны
    скажут,
    что все они
    родом
    "Оттуда"...

    Место
    рожденья -
    Предместье
    Весны.

    В.Н.

  • Между женщинами, кошками и птицами много общего, знаете...

  • это теплый и нежный мир

    Да, это самая что ни на есть правда.
    Жаль, что максимальный балл за статью - только пятерка.
    Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Valery Smygalin Читатель 3 февраля 2007 в 00:26 отредактирован 20 мая 2018 в 15:35 Сообщить модератору

    Невероятная, по-настоящему женская живопись Т. Горшуновой проста, героически наивна и чиста.
    Используя весь арсенал достижений современной живописи она не принимает саму суть современного визуального искусства – его отчужденности от реальной жизни, тенденциозности, расчета на сенсацию и коммерческий успех. Как женщина (часто встречающийся образ берегини) она безошибочно ставит диагноз нашему обществу и выписывает на холсте свой животворящий рецепт: привычные родные образы, такие добрые и милые – коты и кошки, птицы, домашняя утварь и прочие предметы домашнего обихода. Так через использование традиционных и фольклорных образов она оборачивает вектор современного искусства вспять – к жизни, к свету, миру и любви. Образы ее просты, немногочисленны и не многословны. И смысл их всегда один и тот же: мир такой – каким его делаем и хотим видеть мы.

  • Спасибо за культпросвет!

    Наверное, время приходит переоценить и посмотреть иначе на то, что раньше считал "просто мазней".

    Не дай бог, еще кубистов начну уважать

  • Все относительно...

    Ну, это не "передирание" ранее написанного. Художники называют такой прием "заимствованием техники, линии" или, если хотите, "цитированием Мастера".
    Насчет "Я могу еще понять, как, проучившись годы, можно освоить высокую технику Геды и Поттера и рисовать фотографически ярко и точно зайца, лимоны и кубок, но как, скажите, КАК научиться провести кривую, корявую линию, две - и вот она, живая керосинка, шершавая и липкая?".
    Как 6 лет проучившаяся на художественном факультете могу точно сказать: реализм в чести далеко не на всех факультетах. Но даже те, кто пишет реалистично, прекрасно владеют мастерством "корявой линии"
    Горшунова же 100%-ный прикладник (не живописец в чистом виде). Ее манера письма - смесь батика с акварелью. Отсюда и "разводы", на которые пенял один из высказывавшихся выше. Это техника, эффекты. Они придают глубину.
    А еще искусствоведческие статьи не столь ярки без истории самого автора. Ведь творчество - это жизнь.
    А статья заставила кликнуть на сайт с работами Горшуновой.
    Живопись женская. На такую большой спрос. Со стороны женщин. Если еще и на шелк перенести, то радости не будет предела.

    • Ну, это не "передирание" ранее написанного. Художники называют такой прием "заимствованием техники, линии" или, если хотите, "цитированием Мастера".
      надо было в школе воспользоваться этим приёмом художников, сказать что я "цитировал мастера", а не списывал или подглядывал.. или я "заимствовал технику".. попытка найти в данном случае другое определение - отмазка

      Оценка статьи: 1

  • хорошо что есть такие добрые художниеи, в наше время очень мало доброты! спасибо отдохнул душей!

    Оценка статьи: 5

  • Не знаю...Еще не читая статьи, только обратила внимание на иллюстрации, и сразу мысль: де жа вю...Это же Модильяни с Пикассо, прямо плагиат чистой воды. Нет, что-то не то. Уж лучше вернуться к первоисточникам, или, хотя бы, к их репродукциям.
    Хотя, фраза, что в картинах "стоит тишина" достаточно точно описывает впечатление, но это пока что все...

  • а мне не понравилось.. содержание на картинках отвратительное и больше похоже на ляпы на бумаге неудачного художника.. а что касается текста.. то так можно описать что угодно, попытаться найти тайный смысл.. тем тко не верит - советую почитать коментарии к детским рисункам, вроде называется статья: "Мятая бумага, карандаши, слюни".. кому надо - найдут в интернете..

    Оценка статьи: 1

    • Вы, конечно, не первый, кто удивляется, что люди находят в картинах, ведь фотографии гораздо понятнее...

      Можно, конечно, и "приколоться" над чем угодно, а Вы действительно верите, что НИКТО НИЧЕГО не видит в этих картинах и только хвалит голого короля?

      Может, не понимая других людей, стоит все же уважительнее относиться - нет, не к их знаниям, позволяющим видеть то, чего не увидели Вы, а просто к их чувствам и чувствительности к прекрасному, которое от Вас скрыто...

      Оценка статьи: 5

      • Я знаю пару человек, которые уверены, что люди ходят слушать симфоническую музыку "чтоб показать что они сильно умные. Потому что нравиться эта фигня не может никому, там один шум".
        Ну и что тут можно доказать?

        А описать что угодно, конечно, можно. Только как же тогда отличить шедевр мирового искусства от слюней на бумаге? Искусствоведы чего-то там пишут, что хотел сказать Рембрандт или Рафаэль и т.д., и тут приходит Некто, который первый в мире догадался: они же все выдумали, а там нарисована просто баба с ребенком. Во как дурят народ эти искусствоведы!

        Можно только позавидовать людям, которые уверены, что их мнение и есть самое верное и абсолютное.

        Оценка статьи: 5

  • )))

    Картинки похожи на кадры из некоторых советских мультиков...
    Прикольно... )

  • Еще раз, спасибо. Хоть живопись и не в моем вкусе. но удовольствие огромное. От вашего текста.

    Оценка статьи: 5

  • Как Вы знаете, я читаю сначала тексты, только тексты, не видя иллюстраций. К концу статьи я уже просто боялась смотреть картины - Вы - словами! - создали такой чудесный мир, вдруг увижу не такое, не так...
    Но, как всегда, Вашему вкусу можно полностью довериться. И из волшебного мира Ваших слов я ушла на полдня в волшебство картин... И еще туда вернусь, обязательно. А статья - лучшая Ваша статья.

    Оценка статьи: 5