• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ирина Литновская Грандмастер

Авторские права. Велика потеря?

Авторские права… Прошло время разговоров, и теперь каждый мало-мальски грамотный человек уже понимает, что их (права) надо соблюдать. В Сети считается хорошим тоном поставить значок «(с)» напротив какой-нибудь удачной цитаты, взятой из контекста по случаю надобности. В этом нет ничего сложного. Если, конечно, ты знаешь, откуда эти строчки. Знаешь — поставишь «(с)» и название источника, не знаешь — нет, специально искать не станешь.

Но как мы, авторы, сами воспринимаем нарушение наших прав? Ответ: по-разному. Поговорим об основной проблеме коллеги своего — человека, пишущего в Сети. Речь пойдет не о том, как сохранить и подтвердить авторство, а о том, как относиться к плагиату.

Мнение первое. «Как же так? Это же моё!»

Большинство из нас относится к своему творчеству ревностно, независимо от того, нравится ли оно кому-нибудь еще, кроме нас самих. А как же иначе? Ведь в нем частичка нашей души и истории, труда и жизненного опыта. Нам хочется поделиться своими тайнами и открытиями с другими, и мы, слава Богу, наделены способностью делать это. И когда ты видишь «дополненное и переработанное» издание своего труда, ты просто не можешь не расстроиться.

И некоторые расстраиваются до такой степени, что тратят время и здоровье на восстановление справедливости. Когда можно было бы направить огонь на создание новых произведений или просто с удовольствием жить дальше. Конечно, проучить негодяя хочется и надо бы, и на нашей стороне правда, но… Если задуматься, отстранившись от мыслей о собственном авторстве: так ли неповторимо и оригинально наше творчество? Может быть, правильней беречь свои стихи и прозу чуть меньше, чем близких людей, нас окружающих, вынужденных наблюдать за этой «войной»? В конце концов, не все воруют и далеко не всё воруется.

Мнение второе. «Авторские права — это от лукавого!»

Как ни удивительно, но есть авторы (и их довольно много), которые, возможно, и знают про авторские права, но их абсолютно не волнует дальнейшая судьба своего «ребенка», и они спокойно реагируют, если его вдруг кто-нибудь «усыновил». Они пишут под никами на разных порталах, в виртуальных клубах по интересам. Им достаточно признания пары-тройки друзей, а плагиат они считают неотъемлемой составляющей Сети. Может, они и правы?

Ярого противника авторских прав мне довелось повстречать лишь однажды. И надо отдать ему должное — он умело переубеждал других. Но человек этот был не от мира сего, просто потому, что был гением.

Мнение третье (тех, кого не спрашивали). «Всё твое — моё!»

Когда я (просто я, не прозаик и не поэт) читаю превосходный стих, мне в принципе все равно, кто его написал, Вася ли Петров, Петя ли Васечкин. Если я человек внимательный и замечу фамилию, но она покажется мне незнакомой — я тотчас забуду ее. А стих сохраню на память — будет греть мне сердце в трудную минуту. Мне и в голову не придет сказать, что это я придумал.

А если Я не просто какой-то там «я»? А гениальный, но никем не понятый автор в период творческого застоя? Муза не торопится, а ничем не подкрепленные амбиции грозят превратить меня в опасное для общества существо. Что делаю я? А вот что: меняю название произведения, иллюстрации, вношу свои «улучшения» в текст и… выставляю как свое. Я даже уже люблю его как свое! И волки сыты, и овцы (настоящие авторы)… почти что целы.

И третий «я» — тот, кто «просто запостил» на своем информационном портале то, что счел интересным для читателя, не нагружая голову какими-то авторскими правами.

Золотая середина

А что автору? А автору остается только тешить свое самолюбие тем, что он создал нечто такое, что заставило кого-то идти против закона.

Но самый оптимистичный вывод, который я приберегла напоследок, заключается вот в чем: по большому счету авторские права важны для тех, кто зарабатывает на своем таланте большие деньги, привлекая к этому других людей и сторонние средства. Для остальных — любое тиражирование творчества не что иное, как пиар. Плохонький, но все-таки. Потому что тот, кто действительно захочет, всегда найдет автора, чтобы сказать ему свое искреннее «СПА-СИ-БО!».

Статья опубликована в выпуске 5.10.2010

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Что ты спрятал,

    то пропало // Что ты отдал,то твоё." (С) (автор "Витязя в тигровой шкуре").
    Это могло бы быть эпиграфом к статье. Многие пытаются собирать дань по авторским правам, костерят пиратов, но всё остаётся "на достигнутом уровне". Искать автора для "спасибо" оч мелко. Уж искать, то заплатить по-джентльменски, как сам посчитаешь, чтоб было никому не обидно. Из области техники приведу хрестоматийный пример. Один японец хорошо наварился по рубрике "Маленькие хитрости", или "Домашнему мастеру" в журнале "Наука и жизнь". Так он приехал в Москву, чтоб найти автора хитрости и заплатить ему 1000 баксов. Вот так надо решать эту тягомотную проблему авторских прав во всех областях. ...А пиар бывает совсем не плохонький, а то,что надо и кстати.

    Оценка статьи: 3

  • По моему вы путаете авторское право и плагиат. Одно дело вставить меткую цитату, другое - выдать её за свою.
    Да и вообще - всё хорошо в меру. В последнее время это понятие довели до абсурда.
    Кстати, шутка на эту тему:
    Из ходатайства гильдий рыботорговцев и булочников города Эйн Шева к римскому прокуратору Иудеи, Самарии и Идумеи Понтию Пилату: ..."после чего вышеозначенный Иешуа из города Назорета с помощью неизвестной нам технологии (называемой им чудо господне - однако наши эксперты, книжники и фарисеи, категорически отметают данную терминологию) сотворил огромное количество нелегальных копий от двух рыб и пяти хлебов. Точный размер убытков подсчитать невозможно, однако то обстоятельство, что таким преступным способом было накормлено более 5 000 (пяти тысяч) человек и остатков от нелегально размноженных рыб и хлебов хватило на 12 (двенадцать) полных коробов, говорит о многом. Упущенная выгода составляет, как минимум, те 200 (двести) динариев, которые ученики вышеозначенного Иешуа изначально намеревались потратить на провизию в магазинах нашего города, до того, как преступник начал свою незаконную копировальную деятельность
    . Следует указать, что с каждой проданной рыбины платим мы в казну 1 (одну) лепту, а с буханки 2 (две) лепты. Таким образом, преступник обокрал не только нас, добропорядочные торговые корпорации законопослушного города Эйн Шева, но и самого Кесаря Тиберия, да продлятся годы его жизни вечно! Дело принимает государственный оборот. Нижайше просим внять нашему ходатайству и арестовать вышеуказанного преступника, дабы оградить экономику вверенных Вашему попечению провинций от дальнейших губительных потрясений."

    • Комментарий удален
      • Ирина Литновская, вот тут-то Вы и подменяете понятия. Пиратство: нарушение прав не автора, а издателя. Имя автора пираты, как правило, сохраняют.

        • Комментарий удален
          • Ирина Литновская, пиратство - не юридический термин, поэтому каждый его толкует, как хочет. В наших реалиях пираты - незаконные распространители, плагиаторы - те, кто выдает текст за свой, а те, кто не указывают автора - никак не называются. Но они ж не листовки разбрасывают, а в своих именных блогах публикуют.

  • У моего мужа другая история: он печник-каминщик. Делает прекрасные камины, печи, барбекю. Портфолио работ разместил в интернете. Дизайн разрабатывает сам! Большинство изделий уникальны! Но если клиент уже имеет проект или хочет скопировать картинку из журнала -- не проблема.
    И вот недавно он приезжает к клиенту, а тот говорит:"Вот такой хочу!" И показывает мужу его же работы! Так вот мужу бы хотелось, чтобы эти фотографии были именно его, авторские, чтобы те, кто скачивает, ссылались на мастера!

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Литновская, С патентами перекликается. Раньше у программеров был вопрос - кому принадлежит написанная ими программа: фирме или лично им. В результате было разъяснение - авторами являются они, но принадлежит (со всеми вытекающими) фирме, на которую работали.