• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Филология и скульптура – как их объединили в одном дворике?

Уже давненько я читала и слышала, что во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета создали Парк современной скульптуры. Но как-то не получалось побывать там. Кстати сказать, теперь у нас все бывшие институты стали университетами, и для непосвященных скажу — речь идет об университете, который раньше был единственным в Ленинграде — Санкт-Петрбурге, и носил имя А. А. Жданова. Его Главное здание красного цвета (бывшие Двенадцать коллегий) стоит на Университетской набережной Васильевского острова. А сразу за ним, в направлении Академии художеств, находятся в одном здании два факультета — филологический и восточный, словом, гуманитарии, языковеды. И, наверное, не случайно именно в их дворе появился музей — Парк скульптур.

Открылся парк 21 октября 2002 года. Тогда по инициативе декана Филологического факультета Сергея Игоревича Богданова во дворе была представлена скульптурная композиция Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце». Она и положила начало первому Парку современной скульптуры Санкт-Петербурга. За прошедшие годы парк регулярно пополнялся новыми, весьма оригинальными скульптурами, барельефами.

Давно собиралась побывать там и увидеть все. И поскольку я отправилась гулять на Университетскую набережную, то решила посетить и этот парк. Но попасть во двор факультета оказалось не так-то просто. У парадного входа в здание строгие вахтерши пропускают по студенческим билетам и пропускам. Сразу вспомнилось, что в пору моего студенчества мы ходили везде свободно!

Когда я спросила, каким образом пройти в музейный дворик, чтобы увидеть скульптуры, вахтерша ответила довольно резко (ходят тут всякие…), что посторонних пускают только по субботам после 13 часов! Приезжать еще раз через весь город не хотелось. Но ведь университет — моя альма матер, и когда-то все здесь было исхожено и знакомо.

Университетские дворы — и филфака, и Главного здания, соприкасаются. У служебного входа в Главное здание стоял пожилой охранник очень интеллигентного вида, спросила его, можно ли как-то пройти в Музейный дворик, минуя вахтеров. Он посоветовал зайти во двор со стороны Площади Сахарова, дескать, там совсем не строгая охрана и кроме того, можно сказать, что идешь в отдел кадров. Спасибо ему за совет. Так я и сделала! Площадь Сахарова находится с другой стороны университета, рядом с библиотекой Академии наук. Студенты в основном идут через ворота, где шлагбаум не мешает людям проходить, а охранники из будки и не выглядывают. Никто нигде меня не остановил. В длинном дворе Главного здания, рядом со старым кирпичным домом, где была радиомастерская изобретателя А.С. Попова, сидели на скамейке студенты. Они мне и показали дорогу — узкий проход между двумя зданиями, который не каждый и увидит.

Вообще-то там не один, а два двора. Сначала попадаешь на двор, носящий название Площадь Лабиринта, с очень необычными скульптурами. На вымощенном булыжниками дворе создан, как гласит табличка, «лабиринт по классической схеме, известной уже более 40 веков. Камни привезены из крупнейших и старейших университетов мира. Авторы этого проекта Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, руководитель — декан филологического факультета Сергей Игоревич Богданов».

[image-2] На этом дворе скульптур не так много, но они очень оригинальные. Вот «Подпоручик Киже» , изготовленный из проволоки. Красная башня (не знаю, что она символизирует), необычный памятник Александру II. Очень оригинальный подарок университету от итальянской провинции Неаполь — скульптура «Размышление: прошлое, настоящее, будущее». Она изготовлена из лавы Везувия! Есть еще скульптура по повести Н. В. Гоголя, «Нос к носу», странный железный конь и вполне классический бюст ученого — востоковеда и турколога Ахметзаки Ахметшаховича Валидова.

А затем под арку входишь в очень зеленый, уютный внутренний дворик двух факультетов. И попадаешь в удивительный мир прекрасного! Среди самых разнообразных деревьев и кустарников размещены небольшие по размерам скульптуры и памятные знаки. Всего их около пятидесяти. Здесь есть памятники поэтам, писателям, ученым, а рядом соседствуют изображения улитки, бегемотихи Тони, собаки таксы. Очень занимательна «Скамья советов», или, как ее называют, «памятник Бесу», на которой студентам советуют посидеть перед экзаменом или зачетом. В одном конце двора Конфуций, а в другом скромный барельеф святой Ксении Петербургской, миниатюрная скульптура Анны Ахматовой и внушительный бюст Антиоха Кантемира, памятник А. Блоку и памятный знак В. Набокову. А вот веселая скульптура: «Hircus Facultatis» — «Факультетский козел» (скульптор П.О. Шевченко), непонятно только, что она символизирует.

Отдыхать в таком уютном дворе между лекциями одно удовольствие, можно только позавидовать студентам филологического и восточного факультетов, что у них есть такой прекрасный парк. Жаль, что пока он мало доступен для публики и туристов. Я получила от посещения огромное удовольствие!

Очень рекомендую, кто не бывал в этом Парке скульптур: окажетесь на Университетской набережной, загляните во двор филфака!

Статья опубликована в выпуске 30.10.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: