• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Кто такой Зудов и почему его уволили?

Я, когда смотрю советские фильмы, всегда удивляюсь. Как людям удавалось снимать простые истории без всякой тени фальши, пускай дешево, безыскусно, но при этом искренне и честно?

Возьмем, например, картину Бориса Бушмелева «Зудов, вы уволены!», попавшуюся мне на глаза буквально вчера вечером. Спрашивается, в каком жанре снят фильм? Комедия? Вряд ли, хотя смешных или около-смешных эпизодов в картине хватает. Мелодрама? Да вроде никаких амурных историй, любовных треугольников и прочей сентиментальной начинки нынешних российских телесериалов здесь нет и в помине. Драма? Сомнительно, ведь все неприятности главного героя — преходящи, а ему сопереживаешь просто по-дружески, из чувства солидарности. По сути, лента представляет собой простое жизнеописание, этакий эпизод популярного в СССР сатирического журнала «Фитиль», растянутый в цельный полнометражный формат.

Типичная советская кинодеревня Карасёвка. Колхоз «Победа». Местный киномеханик Никита Зудов (Игорь Ясулович), помимо своих служебных обязанностей, в кои входит показ сказки про Али-Бабу и боевика «Пираты Х Х века» односельчанам, обожает бегать по деревне с кинокамерой и снимать всё, что движется. Хобби у него такое. В деревне, как известно, всё и так как на ладони, никакие камеры не нужны. Однако Зудов — не просто любитель, он настоящий «сельский папарацци». Очередной выпуск карасевских новостей, запускаемый Никитой перед киносеансом, включает рассказ о том, что водитель Ваня (Михаил Кокшенов) в обед хлебает пивко, председатель без тени застенчивости браконьерствует, а в местной бане постоянные перебои с водой, напор которой не могут отрегулировать уже на протяжении последних трех лет.

Понятное дело, что жителям зудовские киношедевры — как ножом по сердцу. Привезли в магазин дефицитные цветные «Рубины», сразу возникает вопрос: кому они достанутся? Ясен пень, не бабке Насте, ей не до телевизора, у нее сарай разваливается, а местный барыга и завхоз Ломакин (Юрий Медведев) продает лес на сторону. Как обычно, повезет блатным, местному хитрозадому ветеринару (Лев Перфилов), да заведующей клубом, начальнице Зудова, Хонькиной (Валентина Талызина). А Зудову повезет, если он успеет заснять, как недобросовестные и нечистые на руку односельчане, жаждущие «эстетического удовольствия в цвете», втихушку тащат по домам дефицитный товар.

Ладно, Бог с ними с телевизорами. А когда завхоз, втайне от председателя Шилова (Иван Рыжов), отгружает своему приятелю лес? Это уже хищение государственной собственности. Тут не просто пальчиком погрозят, тут можно за решетку загреметь. Впрочем, до подобных страстей в ленте не дойдет, это всё-таки не детектив, а сатирический очерк.

Короче говоря, Зудов с его кинематографическими изысками и поиском правды встал всем поперек горла. Сначала у него отобрали камеру, потом вообще уволили. Но Никита, как истинный вдохновленный персонаж, которому искусство и истина дороже мелких семейных неурядиц, смотрит на эти злоключения сквозь пальцы. Даже когда от него уходит жена Катерина (Нина Русланова), которой до смерти надоело, что ее муж, вместо того чтобы свиней растить да картошку сажать, бегает по селу с камерой наперевес. Даже когда Зудову натурально бьют морду за то, что он не хочет отдавать пленку с компроматом. Даже когда городской аферист, он же всемирно известный оператор Мерцалов-Валуа (Александр Белявский), нахально выманивает из Зудова все деньги, собранные им на покупку новой камеры.

Киномеханик и кинолюбитель Зудов не унывает, ибо увлеченному человеку, как это часто бывает в нашей жизни, абсолютно начхать на злопыхателей и завистников. Тем более что мир не без добрых людей. Да и жена когда-нибудь осознает свою ошибку и вернется. Никуда не денется…

Кому-то может показаться, что «Зудов, вы уволены!» — творение недалекое и сварганенное на злобу дня. Вполне возможно, что так оно и было на самом деле. Очередной сатирический пасквиль на сельскую жизнь, где каждый второй тащит то, что плохо лежит, процветает разгильдяйство, а добрый председатель смотрит на всё сквозь пальцы. Только вот с позиции времени, спустя 26 лет после означенных событий, как-то уже не задумываешься обо всех этих глупостях, которые казались персонажам фильма важными. Всю картину современный российский зритель будет оценивать, прежде всего, с позиции дня сегодняшнего, и большинство вопросов, остро поднимаемых в картине Бушмелева, покажутся нам смехотворными.

Бушмелев, кстати, так и не прижился при новом строе. После «Зудова» он снял всего лишь две картины, «Арбатский мотив» на телевидении и не очень смешную комедию «Наш американский Боря» с Сергеем Маковецким в 1992-м. Режиссер, слава Богу, жив да здоров, но с кинематографом завязал.

Многим будет приятно увидеть в картине любимых советских актеров: Игоря Ясуловича, Нину Русланову, Марину Дюжеву, Льва Перфилова, Валентину Талызину, Михаила Кокшенова, Ивана Рыжова и Александра Белявского. Ясулович, которого мы привыкли видеть в ролях второго плана, здесь неожиданно стал главным героем. Великолепно сыграли свои партии Перфилов и Белявский. Перфилов — хитрющий местный ветеринар, которому, что называется, палец в рот не клади. Ну, а Белявский выступил в своем коронном амплуа мерзавца, обманом выманивающего последние сбережения у наивных сельских граждан.

Резюмирую. Прекрасный ностальгический фельетон. Таких фильмов в нашей стране уже не снимают и никогда снимать не будут. Где угодно, но только не у нас. Отпечаток той эпохи, когда цветной телевизор был непозволительной роскошью, а в гостиницу можно было зайти только по визиткам. Душевно, местами наивно, местами смешно.

Статья опубликована в выпуске 1.11.2010
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Так артисты же играли,не ремесленики...

    Оценка статьи: 5

  • Евгений Жарков, фильм не видела, но уже хочется посмотреть!

    Оценка статьи: 5

  • Отличный фильм! Смотрел его и в детстве и пересмотрел еще ,спустя 25 лет. По сути этот Зудов был папарацци, но ведь об этом тогда никто ничего такого не слышал. А разве сейчас мы не смотрим на ютубе всякие приколы из жизни обычных людей? А фильм ведь повествует об эпохе тридцатилетней давности...И сейчас многим "при чине" не нравятся съемки в живую...Но сейчас камеры у каждого и чуть ли не в пуговице. А тогда это был нонсенс! Ну и заслуживает уважение такой ход, как пускать своё видео перед фильмом! Ведь это не реклама же...В то время всегда перед фильмами крутили всякие(типа Фитиль)ролики, но не самопальные же...В Америке из таких сельских операторов выросли мировые кинорежиссеры..В общем фильм стоит посмотреть и подумать, а потом судить -плох он или хорош. Мне всегда нравится новизна и неординарный подход.Для тех лет фильм был нестандартный,как минимум. Поэтому он заслуживает достойного внимания! Ну и актёрский состав-соответственный. Все-Актёры.

  • Сергей Демченко Читатель 16 мая 2013 в 00:44 отредактирован 27 мая 2018 в 19:54 Сообщить модератору

    Забыл добавить что последних несколько лет стал модным стиль фильмов, когда всё снимается от первого лица. Типа герой фильма сам с камерой и фильм на этой съемке и сделан(взять хотя бы последний фильм из Голливуда-Тайна перевала Дятлова). А в этом кино 1984 года выпуска по сути этот стиль уже использован. Режиссер фильма-очень умный человек и профессионал своего дела! Жаль, что потом больше много не снимал. Человек с таким нестандартным и оригинальным мышлением мог много шедевров снять.
    Только фильм нужно смотреть именно как КИНО, а не как "какой то советский фильм".Тогда проще его понять. Политический строй-это одно, а киноискусство -совсем другое! Они друг другу всегда мешали, поэтому это нужно учесть.
    Всем приятного просмотра!