• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Лиам Нисон в драме «Схватка». Волков бояться - в лес не ходить?

Сны и мысли имеют свойство материализоваться самым извращенным способом. Наш создатель (если таковой вообще имеется) — изрядный шутник и мастер провокаций. Из всех сокровенных желаний он выбирает самое темное, так что если вы мечтаете о смерти, то будьте готовы встретиться с самым страшным ее обличьем.

«Схватка» Фрагмент постера к фильму

…У Джона Оттуэя есть заветная мечта. Закрывая глаза, он видит свою почившую возлюбленную и втайне жаждет к ней присоединиться. А пока решимость зреет, он подрабатывает вахтенным методом на Аляске, отстреливая волков и прочих хищников. Обстановка в этих местах недружелюбная. Человек человеку волк, не говоря уже о всамделишных серых поганцах, норовящих укусить за мягкое место. Но Оттуэй даже по-своему рад отчуждению. Здесь, среди отверженных, вдали от благополучия внешнего мира, его несчастья кажутся терпимыми. Но каждый раз, возвращаясь в лоно цивилизации, Джон испытывает панический страх перед грузом накопившихся кошмаров.

Оттуэю «повезло». Очередной рейс бурильщиков на полпути домой «благополучно» приземлился частями. Джон и еще шесть человек выжили, однако назвать их счастливчиками может только слабоумный. Несчастные очутились посреди холодной пустыни, без еды, без связи и без единой надежды на то, что кому-то придет в голову искать их в этом Богом забытом месте. Но холод и голод, увы, не единственная причина их беспокойства. Запах крови и мясное крошево из десятков тел погибших привлекло к месту крушения стаю кровожадных волков, которые не намерены отпускать чужаков живыми.

Оттуэй, как единственный среди спасшихся, мало-мальски знающий повадки этих коварных хищников, предложил собрать манатки и покинуть останки самолета в пользу лесной чащи. Среди деревьев и буран не так страшен, и дрова для костра всегда под рукой. Однако морально и физически изможденные путники не могут на равных противостоять стае голодных волков. Гонимые страхом и болью, они, невзирая на усталость, идут в неизвестном направлении навстречу своей судьбе. «Живи или умирай в сей день, живи или умирай в сей день»…

Американец Джо Карнахан таки доказал, что относительное фиаско (в первую очередь, финансовое), которое он потерпел с реинкарнацией телесериала «Команда «А», было случайностью. После неудачи на ниве блокбастеров, режиссер вернулся в лоно малобюджетного кино. Впрочем, вполне возможно, что возврат его был вынужденным. Раз уж 100-миллионный бюджет Карнахан не потянул, ему предложили еще «потренироваться на кошках». Точнее, на волках. Основой для новой работы режиссера стал рассказ Иэна Маккензи Джефферса «Ghost Walker», а сама лента в оригинале носит название «The Grey» (Серый).

Первоначально на роль Оттуэя постановщик планировал пригласить Брэдли Купера, с которым сотрудничал на съемках «Команды «А», однако актер по неизвестным причинам выбыл из проекта. И слава Богу. Нет, против Купера я ничего не имею, он талантливый исполнитель, тем более что первый вариант сценария писался в расчете на него. Но теперь трудно себе представить, что Оттуэя мог сыграть кто-то иной, нежели Лиам Нисон. Роль немногословного, сурового мужлана с разбитым сердцем и исковерканной душой подходит ему идеально.

Забавно читать комментарии некоторых зрителей о том, что, мол, картина Карнахана неправдоподобна и штампована, как и всё голливудское кино. Зато защитники прав животных, наоборот, восприняли происходящее на экране за чистую монету, обвинив создателей в «травле беззащитных животных» и призвав чуть ли не бойкотировать премьеру ленты. Думается, что сами эти «защитнеги» в момент подписания петиции натирали мягкими местами уютные кресла, а не морозили задницу в лесу, рискуя быть съеденными в момент банального «отхода по-маленькому». Как и те комментаторы, что с умным видом рассуждают о том, что невозможно выжить, свалившись с высоты 9000 метров на заснеженные скалы. И разве могут уставшие, голодные люди бежать с такой скоростью, что даже волк не может их догнать? Впрочем, вряд ли кто из оппонентов согласится проверить сей постулат на собственной шкуре.

Трудно себе представить ощущения людей, чудом выживших в авиакатастрофе, чтобы, как говаривал Одноногий Джон Сильвер, «позавидовать мертвым». Из огня да в полымя. Спрашивается, стоило ли юлить и бегать от собственного фатума, если впереди тебя ждут не теплый песок, пальмы и морской бриз (вспоминаем знаменитый сериал «Остаться в живых» и драму Роберта Земекиса «Изгой»), а колючий ветер в лицо и острые клыки волка, вгрызающиеся в твою плоть?

Разумеется, совсем без штампов не обошлось. Фактически, Карнахан снял свой собственный… «Пункт назначения». Только без пубертатных школьников и извилистых роковых совпадений. Герои «Схватки» выжили, чтобы поодиночке стать добычей собственной слабости или глупости. На этот раз старуха с косой не стала изобретать велосипед, а размашистыми движениями очистила свой список «беженцев», призвав на помощь силы природы и несовершенство человеческого рода.

Спешу разочаровать поклонников стремительных фильмов действия вроде «Апокалипсиса» Гибсона. По уровню экшна «Схватка» им во многом проигрывает, несмотря на щедрые обещания трейлера к фильму. Жанрово картина Карнахана больше тяготеет к драме или даже, учитывая общую атмосферу безысходности и отчаяния, трагедии. Этому в немалой степени способствуют и диалоги персонажей, обсуждающих у костра своих родных и как бы подводящих черту своей жизни. В отличие от зрителей, у которых еще теплится надежда на хэппи-энд, они-то подсознательно понимают, что их вера (в Бога, Дьявола или Санта-Клауса, неважно) уже не поможет и рассчитывать придется только на себя.

Несмотря на некоторые огрехи сюжета и слишком уж стройную структуру повествования, «Схватка» действительно заслужила и хвалебные отзывы, и внушительную кассу, заработанную фильмом за первый месяц проката. В этом и заслуга режиссера, удержавшего проект в рамках сурового мужицкого фильма, не позволив превратить сценарий в балаган или пиршество спецэффектов. И актерского состава, куда, помимо Нисона, попали Дермот Малруни («Свадьба лучшего друга») и Фрэнк Грилло (сериал «Побег», «Воин»). И, разумеется, оператора Масанобу Такаянаги, превратившего мирный участок Британской Колумбии в жуткие дебри таежных лесов Аляски.

«Схватка» — это отнюдь не инструкция по выживанию. В любом случае, она не сработала. И это не повод, чтобы возненавидеть волков или людей. Здесь не надо искать мораль или глубокий потаенный смысл. «Схватка» — это не кино-вызов, а кино-ситуация. В которую, увы, в том или ином виде, может попасть каждый. И советов здесь мало, но на все времена. Вопреки всему оставайся человеком. Помни о смерти, но не бойся ее. И если обстоятельства вынуждают тебя расстаться с жизнью, бейся за каждый миг и умри достойно.

Статья опубликована в выпуске 16.03.2012
Обновлено 2.08.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: