• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Берсенев Грандмастер

Фильм «Милый друг». Новый образ «сумеречного» Роберта Паттинсона?

Капитализм, особенно «дикий», «пещерный», диктует свои условия выживания. Мы привыкли к тому, что молоденькие девушки ищут всяческие пути, чтобы стать любовницами (а если повезет — то и женами) сильных мира сего.

vipflash, Shutterstock.com

Мужчина, облеченный властью и богатством, остается недурным женихом до самых глубоких седин. Неважно даже, способен ли он исполнять супружеский долг. В конце концов вокруг полно молодых и выносливых слуг мужского пола, официантов, да и просто юношей, что помогут даме удовлетворить сексуальные аппетиты. Молодая девушка и сгорбленный старик у алтаря: эта история стара, как мир, и не вызывает особого интереса.

Разношерстные толпы проституток шастают по всем континентам, извиваются в чужих постелях, и почти все к ним терпимы, особенно мужская часть общества. А вот когда наоборот, то есть когда молодой юноша ради того, чтобы продвинуться в высшие сферы, начинает охмурять пожилых состоятельных дам… Подобный персонаж вызывает весьма противоречивые эмоции!

Авторы фильма «Милый друг» обратились к великолепной основе для своего «пирога» — произведению Ги де Мопассана. Еще не так давно, в СССР, этот писатель был под неким негласным запретом. Да, его произведения печатали, но родители всегда тщательно прятали от детишек его книжки. Хотя сами взрослые познавали творчество француза с неподдельным интересом. Все дело в большом количестве эротики, тягучим елеем разлитой по страницам романов писателя.

Я до сих пор помню, как замирало сердце, когда я вчитывался в описание «розового бутона нежного соска» юной француженки. Сейчас изображения с «обнаженкой» развешаны повсюду. Подобной «клубнички» нет пока разве что на детских подгузниках…

Режиссер фильма «Милый друг» Деклан Доннелан и продюсеры явно не прогадали:

во-первых, обратившись к проверенной столетиями классике мирового уровня;
во-вторых, пригласив на главные роли любимца всех тинейджеров женского пола в мире Роберта Паттинсона — того самого, что так обаятелен для женского сердца в образе вампира в саге «Сумерки» — и проверенных временем и мировым зрителем звезд Голливуда Уму Турман и Кристину Ричи;
в-третьих, коснувшись извечной темы — продажности чувств за деньги, что актуально во все времена.

Таким образом, три составляющие успеха картины, как мне кажется, следующие: великолепная литературная основа, попадание в тему и ее злободневность и использование романтического имиджа главного персонажа во благо картины.

Я не буду скрывать, что шел на фильм с ожиданием некоей скуки, ибо экранизировать Мопассана пытались не раз, но особенно ничего запоминающегося я припомнить не могу. Но вместо скуки я получил настоящее удовольствие от картины! Там нет ни единого выстрела, но напряжение достигает апогея много раз в течение фильма и, кажется, что ружье, образно висящее на стене, обязательно вот-вот выстрелит. В «Милом друге» нет ни одной погони. Но я понимаю, что главный герой находится в этом состоянии и пытается догнать перелетную «птицу по имени удача» все экранное время.

Спецэффекты практически нулевые, но присмотритесь к костюмам на актерах — и вот где реальный спецэффект! Женщины обратят внимание на изысканность и достоверность панталон на актере Роберте Паттинсоне / Жорже Дюруа. В этих обтягивающих панталончиках, с милой улыбкой на лице, с необычайной учтивостью он реально кажется очень милым. Фильм так и назвали — «Милый друг».

Жорж беден с пеленок. Отец его пашет от зари до зари в полях, выращивая урожай, он ни разу не выезжал из своей деревни. Вокруг бати одни свиньи — как в людском, так и в животном обличье, коровы, черная размокшая земля — и пахота, пахота, пахота… Его сын не хочет себе подобной доли и устремляется в Париж. У него здесь нет связей. Нет денег, нормального жилья… Кто способен помочь ему подняться? Или что? Упорный труд? Нет! Собственные таланты? Нет. Игра в азартные игры? Нет. Красивая внешность? Да! Обаяние? Безусловно, это есть. И когда волею случая он попадает в высшее общество, где полно стареющих и богатых дам, то начинает действовать.

Главный герой Жорж Дюруа в исполнении Роберта Паттинсона реально хорош. Это совершенно новый образ в исполнении актера. Я был о нем худшего мнения после «Сумерек». Думал, он — пустышка в красивом фантике для привлечения девочек-зрительниц в кресла кинотеатра. Но тут он совсем иной! Расчетлив. Холоден, жесток. Хищник, просчитывающий каждый свой шаг.

В сцене, когда он, получив немалое наследство, прогоняет прочь одну из своих бывших подружек Вирджинию — богатую даму лет под шестьдесят в исполнении Кристин Скотт Томас, меня поразила искренность актера и то, как здорово он играет перед камерой гнев. Три продольных пульсирующих вены разрезают его лоб, словно молнии, и эмоции этой природной стихии передаются в зал, на зрителей. Кроме того, Паттинсон в фильме возмужал, слегка небрит и очень рафинирован, что для образов Мопассана очень характерно. Думаю, если зритель хочет увидеть иного Паттинсона — то ему дорога в кинозал на «Милый друг».

В процессе покорения влиятельных женщин милый друг Жорж женится на Мадлен (Ума Турман). Накал фильму придают постоянные контакты героини Умы с неким графом, как выяснится впоследствии, чрезвычайно важной для нее фигурой. Кто этот таинственный граф? Этот вопрос привносит нотку детектива и усиливает обаяние всей истории.

Относительно актерской игры самой Умы Турман — с ролью она справилась великолепно. Ее оплакивание кончины графа так восхитительно трогательно, что хочется похлопать. Правда, ловишь себя на сожалении, что актриса утратила прежние свои бойкие качества. Помните ее в фильме «Убить Билла»? Ураган просто! А тут видны явные следы увядания былой свежести, и сделать с этим ничего нельзя. Но умение передавать эмоции — скорбь, ехидство — очень помогло Турман сделать образ жены Жоржа ярким и запоминающимся.

Еще раз хочу отметить работу художников по костюмам. Как будто погружаешься в жизнь Парижа образца 1890 года! Музыка в фильме создает эффект напряженности и торжественности, что немаловажно, когда речь идет о серьезной тематике. Продавать себя за деньги или нет? Извечный вопрос.

Концовка фильма противоречива. Жорж выходит победителем с одной стороны. Его цели достигнуты. Но жуткое опустошение выветривает из его души почти все человеческое. Так легче жить при капитализме, да.

Но вакуум не терпит долгой пустоты. И он должен чем-то заполниться. Думаю, в случае в с Жоржем это будет ненависть. К миру, к себе, к женщинам. Но это совсем уже иная история.

Фильму не пожалею 10 из 10.

Статья опубликована в выпуске 15.04.2012
Обновлено 15.04.2012

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: