• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Криминальная драма «Схватка». Кому удалось свести вместе Пачино и Де Ниро?

Искусство не терпит сиюминутности и спешки. Кинематограф тому ярчайшее подтверждение. Снятое наспех кино столь же быстро и забывается. Шедевры требуют времени, чтобы созреть в голове создателя. Режиссер и сценарист «Схватки» (Heat, 1995) Майкл Манн 20 с лишним лет оттрубил на телевидении, прежде чем приступить к съемкам своего самого знакового фильма.

«Схватка» Фрагмент постера к фильму

За эти годы он переработал огромное количество материала по теме, поэтому прекрасно сознавал, что выбранный им жанр находится в моральном упадке. По теме криминальной драмы все уже давно было сказано и показано мэтрами. После «Крестного отца» Копполы, «Однажды в Америке» Леоне и «Хороших парней» Скорсезе проще было застрелиться, нежели сказать что-то новое.

Как и следовало ожидать, идейный застой породил два течения. Худосочный ручеек талантливых и новаторских работ связан с именами Тарантино («Бешеные псы», «Криминальное чтиво»), Гая Ричи («Карты, деньги, два ствола»), Брайана Сингера («Подозрительные лица»). И море разливанное бездарных штамповщиков, без устали тиражировавших все и вся в погоне за длинным долларом. Последних было настолько много, что вскоре у широкой публики криминальный жанр потерял всяческое уважение. На фоне этого печального явления «Схватка» Майкла Манна была «манной небесной», глотком свежего воздуха, новым витком эпических саг о противостоянии полицейских и воров.

…Место действия — Лос-Анджелес, город грехов. Всемирно известная столица «Фабрики грез» сотрясается от дерзких и изобретательных ограблений, коими руководит некий Нил МакКоли (Де Ниро), человек без прошлого и с очень сомнительным будущим. МакКоли — преступник старой закалки, со своими принципами. Его команда невелика, но в ней присутствуют только надежные и проверенные профессионалы. Залог успеха любого предприятия — в точности, скорости и неукоснительном соблюдении правил. Но и на старуху бывает проруха.

Получив заказ на ограбление инкассаторской машины, Нил берет на дело человека со стороны. Новичок оказался гнилой редиской, психопатом и предателем. Простая операция по изъятию ценных бумаг обернулась кровавой баней, в результате чего Нил и его люди оказались меж двух огней. С одной стороны, они затронули интересы могущественного мафиозного банкира Ван Занта, а с другой — попали в зону видимости крутого детектива Винсента Ханны (Пачино). Ханна, словно цепной пес, уцепился за тонкую ниточку и очень скоро встретился лицом к лицу с самым достойным противником.

Понимая, что кольцо вокруг него сужается, Нил решается на последнее громкое дело — ограбление банка средь бела дня. После чего планирует взять в охапку любимую женщину и навсегда покинуть «гостеприимный» мегаполис. Но слишком многим он перешел дорогу. Нил любит повторять: «Не позволяй себе привязаться к чему-либо, что не сможешь за полминуты бросить на произвол судьбы, если почувствуешь внезапную угрозу». И как бы ему не хотелось следовать сему принципу, в его жизни есть люди, коим он обязан. Впереди у него последняя, непримиримая схватка, убежать или спрятаться от которой ему не удастся…

Нужно поблагодарить Бонни Тиммерман, отвечавшую за подбор актеров, за то, что ей удалось собрать столь великолепный состав исполнителей. Со времен второго «Крестного отца» каждый продюсер спал и видел, как в его картине бок о бок блистают две величайшие звезды мирового кинематографа — Роберт Де Ниро и Аль Пачино. Но шли годы, а повторить трюк Копполы никому не удавалось. Впрочем, формально актеры в «Крестном отце 2» не играли в паре, ведь их персонажи (молодой Дон Вито Корлеоне и его повзрослевший сын Майкл) находились в разных временных периодах и в одном кадре встретиться не могли. И тут грянул гром среди ясного неба, когда выяснилось, что эти «небожители» не просто сыграют вместе, но встанут по разные стороны закона в фильме Майкла Манна, прославившегося в 1992 году филигранной экранизацией романа Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан».

Манн уже давно пестовал криминальный жанр на телевидении, где он работал в качестве сценариста и постановщика, в том числе на таких популярных телесериалах, как «Вегас», «Нарковойны» и «Полиция Майами: отдел нравов». Ему же принадлежит первая попытка экранизаций книг Томаса Харриса, «Охотник на людей», где впервые на большом экране появится знаменитый персонаж Ганнибала Лектера. Однако ни его кропотливая работа на ТВ, ни первые полнометражные опыты, ни даже «Последний из могикан», получивший на церемонии Оскара утешительный приз за лучший звук, не стали для Манна чем-то особенным. И тогда он по максимуму вложился в «Схватку», буквально отполировав каждый кадр до блеска.

Не обладая новаторской дерзостью Тарантино, Манн решил обойтись без экспериментов. Вместо того чтобы «читать по диагонали», он копнул вглубь. Не желая копировать предшественников и романтизировать преступный мир, он выступил на стороне «условного» добра. Условного, ибо непримиримый и упертый коп Винсент Ханна, коего блестяще воплотил на экране Аль Пачино, отнюдь не является образцом для подражания. В отличие от сонма безликих борцов с криминалом, коих Голливуд клонировал ежегодно десятками, этот персонаж получился по-человечески противоречивым. Как, собственно, и его альтер-эго в лице принципиального, но безжалостного к своим врагам, грабителя Нила. Эти двое достойны друг друга и их персональное противостояние стало главной достопримечательностью «Схватки».

И, тем не менее, не будь звезды окружены другими яркими личностями, не бывать фильму в списке лучших картин всех времен. Вэл Килмер, Том Сайзмор, Джон Войт, Эшли Джадд, Тед Левайн, Уэс Стади, Уильям Фихтнер, Натали Портман, Хэнк Азария, Генри Роллинз и Дэнни Трехо. Все они внесли свою немаловажную лепту в успех картины, изобразив на экране емкие характеры, живые эмоции, неподдельные чувства. Каждая роль — минишедевр, будь то затюканная безотцовщиной приемная дочь Ханны (Портман), бессовестный торгаш (Азария) или подлый и трусливый банкир (Фихтнер). Только благодаря такой сильной актерской команде, «Схватке», несмотря на предельный для кинотеатров хронометраж длительностью 170 минут, удается не провисать в диалогах.

Отдельно отметим и высочайший мастер-класс, продемонстрированный оператором Данте Спинотти. Вместе с ним Манн создал ряд неповторимых сцен, коими поистине обогатился мировой кинематограф. Это и напряженный диалог двух героев в кафе, и финальная схватка, и, конечно же, гениальная по накалу и исполнению уличная перестрелка, ставшая образцом для подражания для всех последующих поколений кинематографистов. Прибавьте к этому очень точный, выверенный по секундам музыкальный ряд композитора Эллиота Голденталя.

Казалось бы, столько добрых слов, но у себя на родине «Схватка» прокатилась средненько, еле-еле отбив 60-миллионный бюджет. После чего имела гораздо больший успех за рубежом, где зритель безотказно шел на имена Де Ниро и Пачино. За семнадцать лет картина Манна серьезно поднялась в рейтинге и сейчас уверенно входит в 125 лучших картин по авторитетному мнению посетителей сайта IMDb. Аккурат между «Большим кушем» Гая Ричи и «Фарго» братьев Коэнов.

Возможно, поклонникам более традиционных полицейских боевиков с участием Ван Дамма, Сигала и прочих «тружеников жанра» лента покажется непомерно затянутой и даже скучной. Действия в ней действительно немного, больше психологической игры характеров, напряженных диалогов и бытовых сцен. Но ценителям эпических криминальных фильмов обязательно должно понравиться.

Статья опубликована в выпуске 3.05.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: