• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Бывший модератор

Как мы воспринимаем живопись? Послесловие к очередному осуждению «Черного квадрата»

Недавно тут у нас народ в очередной раз вяло осудил «Черный квадрат» Малевича. В очередной раз этому произведению было вынесено в качестве приговора народное «фэ».

atanasis, Shutterstock.com

В очередной раз сошлись на том, что художник — халтурщик, фокусник и насмешник, арт-бизнес дурит людей, искусствоведы блюдут интересы цеха, но не трудового народа, говорят о чем-то непонятном.

Конечно, птичий язык искусствоведов — непонятнее, чем «Черный квадрат». Но как же все-таки с «Черным квадратом», «Зеленой полосой», прочим красным, синим, иной беспредметностью, которая не веселит душу, ничего не говорит уму, а только грузит комплексами трудовой народ?

Понять «Черный квадрат» народ пытается, но не может. «Черный квадрат» — это вам не высшая сила, определяющая и предопределяющая, распределяющая везенье и невезенье, карающая за несоблюдение ритуалов и милующая за сезонные голодовки. Понять и принять существование седобородого старца в небесах готов даже космонавт, в «Шаттле» летавший над небом золотым.

Но квадрат… Что толку говорить народу: мол, квадрат — не совсем черный, местами не черный, и даже не квадрат, а этакое нечто четвероугольное, с длинами сторон, высотами, углами и биссектрисами… Мудрость народная — от века, от земли. Не впарите, не оправдаетесь, господа! Народ хочет «Ужин трактористов». Где все очевидно. Почти фотография.

Вот трактор, вот тракторист, вот ужин. Вот помощник тракториста, вот посыльная из столовой, согласно штатному расписанию. Вот пашня — сколько там выработка в гектарах? Вот заходящее солнце красит нежным светом щеку тракториста и плечо его помощника, желто-розовыми бликами гуляет по спецодежде девицы. Вечерней прохладой веет от теней, густеющая синева небес съедает остатки солнечного тепла.

Глядя на картину, вы чувствуете уходящее тепло. То тепло, которое между дневной жарой и ночной свежестью. Тишину слышите — которая наступает вдруг, едва заглушен мотор.

От чего вам тепло — от нарисованных бликов невидимого солнца? Нет, мы точно знаем, что солнце есть: вне плоскости картины, за спиной зрителя его место. Оно не изображено, но оно есть. А блики — это не реальные следы солнечных лучей, а мазки краски. Но мы верим свидетельству художника, мы не будем совать по-буратиньи нос в этот бидон и отымать у тракториста его простой и сытный ужин.

Хотя мы знаем, как сладок этот ломоть хлеба, после длинного-то трудового дня в тракторе. Огромном пыльном тракторе, лязгающем всеми своими гусеницами и поршнями (что еще есть у этого стального коня?), источающем острый запах топлива, смазки. И к этим машинным ароматам мешаются запахи лета, луга, свежевспаханной земли. И мглистое небо несет от горизонта туман… Нет, вокруг нас — музейный зал, а это окошко в советскую деревню — картина. Это — изображение тракториста, его трактора и ужина, закатного солнца, вечера, трактора…

Но нас греет это закатное солнце! Информацию о том дает нам не осязание, а зрение. Мы видим золотистые блики, мы видим контраст сгущающейся синевы и ярких теплых мазков краски на белом халате, и этот контраст холодного и теплого уже дает нам ощущения.

Мы видим блики на лице девушки, видим мазки, которыми художник эти блики сделал — желтые, розовые, красные — мы ощущаем то же, что должна бы чувствовать девушка: природа погружается в холодную тьму, и только эти блики на краткий миг сохраняют тепло.

Отойдите от картины подальше. Счастье, если вы близоруки, — снимите очки (не везет линзеносцам). Смотрите на полотно: детали ушли, нет предметов, нет трактора, нет белого халата и бидона с молоком. Есть цвет и намек на формы. И живопись сообщает вам ту же информацию: контраст холодного и теплого, оттенки живого желто-розового и холодного ночного темно-синего. Вы по-прежнему можете ощущать то, что ощутили, разглядев картину в деталях.

Или уже не чувствуете? И вам, чтоб снова пережить ощущение сгущающейся темноты и островка света и жизни в той темноте, по-прежнему нужны желтые и красные мазки краски, изображение тракториста, трактора, девицы с бидоном?

Смею предположить, что для большинства достаточно цвета и формы, чтобы среагировать адекватно. Птицы певчие ведь оказываются на это способны? Чтоб не сожрать невкусную божью коровку, они среагируют на оранжевое с черными пятнышками.

Проблема лишь в том, что человеку дана возможность думать. Вот стоит он перед «Черным квадратом» (или «Зеленой полосой») и думает: «Ох, дурят меня. Дурят!» Тычет глазом в путеводитель, а там: «Зеленая полоса» — образец… И снова он — на эту «Полосу»… Нет, точно дурят. Вот ради того, чтоб сотню-две-три за билет в Картинную галерею содрать — и дурят.

Мешают человеку мысли. Впрочем, можно попробовать уйти на следующий уровень, подумать: почему я чувствую то, что чувствую, когда вижу эту картину? Эту вот, с трактористами, или ту, с пионерами, доярками-свинарками? Естественно, речь не о чувстве гордости за советскую Родину (хотя и такое бывает). Речь — о чувствах, вызываемых у вас не изображением костра, скажем, а цветами и формами, которые составляют это изображение.

Я взяла для анализа эталонный, учебниковый образец живописи. Не лучший, не худший, — тот, который знаком всем, кто отучился в школе хотя б первые три класса. И сделала это, чтоб показать на простейшем примере, как мы воспринимаем живопись. Как чувствуем ее.

Другая картинка из учебника — «Грачи прилетели». Высокое весеннее небо, тонкие линии ветвей, гроздья гнезд в кронах, ветшающий грязный снег — узнаете? Узнаете весну? А если б эти церковки не были выписаны с такой тщательностью? Если бы в изображении берез художник не был точен фотографически? Вы узнали б весну, останься на полотне тепло-голубое (художники не бросят в меня грязью за такое определение? Ну, синоптики поймут) с тонкими ломаными линиями, сгущающимися в пятна?

Поройтесь в памяти — наверняка найдутся там впечатления, подаренные тем или иным произведением живописи. Так вот, художники Малевич, Розанова, Родченко и прочие исследовали реальность, себя, свое восприятие этой реальности — и сообщили в своих полотнах итог. Их живопись — впечатление. Результат исследования реальности видимой, окружающей художника, наблюдаемой им, исследования своего зрительного опыта, работы своей души.

Попробуйте так же исследовать себя — почувствуйте, как на вас действуют цвет, форма. Может, тогда и с Малевичем легче пойдет?

Статья опубликована в выпуске 9.05.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (57):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Давно уже лингвисты и программисты ведут разработки программ автоматической генерации текстов, вплоть до стихов, и много в этом преуспели. В этих программах можно задать тему текста и некоторые другие параметры, в результате чего генерируется синтаксически верный, но семантически абсолютно бессмысленный бред, называемый в сетях флудом. Эти программы так и называют - генераторы флуда. Насколько мне известно, стоят такие программы от 5 до 20 тысяч рублей.

    Первоначально эти программы применялись в исследовательских целях, а также для отладки текстовых редакторов в части их функций форматирования, поиска, правки, нахождения ошибок и т.п. Однако эти программы оказались незаменимыми помощниками сетевых троллей, ибо способствуют выполнению их главной задачи - довести человека до нервного срыва. Это всё из области манипулирования человеческим сознанием.

    В первой статье про загадку Чёрного квадрата приводятся два абзаца разъяснений искусствоведов-сверчковедов, содержащие не что иное, как именно искусствоведческий флуд - бессмыслица с претензией на знатока.

    Так вот Чёрный квадрат, по моему, это разновидность флуда, только в живописи. По моему любой трезвомыслящий человек согласится с некоторыми характеристиками из первой статьи, что это не что иное, как развод с целью поглумиться над сверчковедами, страдающими симптомом голого короля. И это тоже из манипулирования сознанием, особенно в деловых переговорах, где можно попасться, если боишься назвать бред бредом, чтобы не показаться некомпетентным.

    А если у кого-то присутствует нестерпимый исследовательский зуд по поиску того, чего в картине нет, то лучше уж взять у психиатра карточки с чернильными пятнами - тестами Роршаха, применяемыми для исследования личности и ее нарушений. Тут хоть можно потренировать свою фантазию.

  • Одно знаю точно. Малевич художник-недоучка. Даже в училище искусств не взяли. Рисовать не умел, а трепаться и выступать очень любил Дорвался до власти в 17-году и пошло поехало. Но никаких следов кроме квадрата в искусстве после себя не оставил. Как в душу хорошим художникам плюнул

  • Между ЧК и обычными, в обыденном понимании, картинами очень большой диапазон. Я, например, совершенно не понимаю картин Шагала - ни по сюжетам, ни по технике исполнения.
    Тут подумалось - чтоб проверить идею, нужно попытаться довести ее до абсурда. ЧК - это абсолютный абсурд (всевозможные другие цветные фигуры - это повторение и, по-этому, не так абсурдны).

    Можно придумать аналоги ЧК:
    Это, как балерина выйдет на сцену и весь акт просидит, не шелохнувшись, на табуретке посреди сцены - кто-то тоже будет искать тайный смысл и восхищаться гениальностью придуманного, но это уже не балет. Или на подиум выйдут голые манекенщицы (такое было, но там был особый подтекст), но это не демонстрация одежды.

    • Юрий Лях, а вы сравните балетную классику и балетный авангард.
      Нет, не повторение.
      Сходите по ссылке, которую я привела в посте к К.Ю. - и попробуйте посмотреть репродукции картин А. Репина.

      • Люба Мельник, сходил - ну это же совсем другое - что-то типа геометрического (???) экспрессионизма (Вячеслав поправит)! В общем да - по пути от классики жанра идем через А. Репина по прямой к ЧК, при этом заявляя, что автору вот так видится то или иное.
        Про балетный авангард - к своему стыду не знаком: классика, современный балет, куча танцевальных стилей и направлений - где-то как-то знаком, но такой балетный авангард - боюсь, я бы от него плевался..
        Кстати по ЧК - а кто сказал, что это произведение, картина? Может, это задумывалось, как инструмент, ну тот же камертон, к примеру, который по приколу был выставлен на экпозицию??

      • Люба Мельник, кстати, по некоторым картинам А. Репина, психоневрологи (или кто там) поставили бы автору диагноз - шизофрения.

        • Юрий Лях, )) вы посмотрите, какие диагнозы они ставят милым детским книжкам.
          А вообще - скучно о диагнозах. Вы в картинную галерею за диагнозами идете или на живопись смотреть?

          • Люба Мельник, ну, так, у этих врачей есть такая метода, типа, что видит пациент на этой абстрактной картинке . Раньше на выставки ходил, чтоб увидеть что-то интересное, чем-то восхититься. А.Репин тоже по-своему любопытный, только, как-бы с заднего входа-на уровне ассоциаций, попыток понять, что хотелось высказать ему той работой. Шагал просто неинтересен. А ЧК - он как лед - вода и есть вода. В и-нете встретил, что там много цветов наложено, а фоторепродукция передает только черный. Может, в этом хитрость. Что-то Вячеслав Старостин исчез, да и Ксении нет - их же тема. Тут можно и пропорции полотна/квадрата обсудить, как это воспринимается с разных дистанций и прочее.

            • Юрий Лях, я ведь говорю не о квадрате, не о Зеленой полосе, а - о зрителе, о настроенности зрителя или попытаться почувствовать, или отвергнуть с ходу. О массовой готовности осудить непонятное. О том, что преодолеть это в себе желательно.
              Вот здесь - статья Нади Рубцовой - о том, как "У них" все это происходит))

              • Люба Мельник, прочитал - очень понравилось. Но опять не в этом дело. Восприятие картины зависит не только от темы/техники/мастерства и т.д., но и от эмоциональной наполненности, мысли, которую автор пытался донести и, наконец, попытки понять, почему это он сделал так, а не иначе, какой, в конце концов, мед. диагноз поставим автору . Т.е. идет процесс, как описано у Нади, но наоборот. А ЧК - ну не вижу там полета мысли - это абсолютный 0 по Кельвину - нет там движения. И интерес он представляет только совместно с другими картинами - там мы воспринимаем и вдруг - бац - а это что за хрень!!Но мозг по инерции продолжает что-то искать, рассуждать, додумывать - и находит же! Наверно, по-этому на выставках ЧК воспринимается, а отдельно на фото - нет.

                PS - просто интересно, как бы описала Надя процесс создания ЧК. Чтоб по аналогии с "Одинокий фавн заблудился в лесу".

                • Юрий Лях, да вы поймите: художники - особенные люди. Им порой и мыслей-то не надо. Мысли будут у некоторых зрителей, у искусствоведов, у психологов, у физиологов. А у некоторых - будут чувства.
                  Опять же попросту - что вы чувствует, когда видите ту картинку, что Марк Блау там, выше, к комментарию дал? Мне от нее - весело и беспокойно.
                  А вторая пластовская картина, которую в ответ приложила к комментарию я - это как краткий миг покоя. Как мотался по лесу, корзина в руках тяжелела-тяжелела, и вышел на окраину леса, и опускаешь корзину - и становится легко и спокойно. Такой там общий желтый со монетками звенячих осинок. И звездочкой зеленой в углу.
                  Или Церковь Лентулова - следующая картинка. Две "скобки" по бокам дают картине глубину, устремленность ввысь. Я согласна с таким вИдением огромных деревянных храмов, они именно такое производят впечатление - мощи и высоты, и жизни.

  • Насчет мы не согласен... "Как мы воспринимаем живопись? Послесловие к очередному осуждению «Черного квадрата»"

    Истинное счастье художника, когда оценка - нравится, но не знаю почему. Без анализа и синтеза... Без задранного носа от обрывочных знаний кухни художника.

    Слава богу, что есть законы композиции! Которые воздействуют напрямую на психику человека. И чаще всего минуя сознание. Если эти законы соблюдены, конечно.

    Текст профессиональный, но не убедительный.

    • Вячеслав Старостин, некоторым все ж требуется анализ))

      • Люба Мельник, прям-таки требуется?.. От этого картины "красивше" становятся?.. И цвет насыщеннее,и мазок виртуознее?..

        • Вячеслав Старостин, а вот эти березки мне нравятся...люблю нашу русскую природу...на душе от таких пейзажей становится уютно и спокойно, не то что от каких - то черных дыр, мрак, неопределенность и беспокойство - вот что ассоциируется с этим квадратом Да, извинит мне ЛМ мою художественную необразованность, но как бы я ни смотрела и с какой стороны на ЧК, не вижу я там ничего и не хочу...честное слово

        • Вячеслав Старостин, это требуется некоторым, чтобы просто увидеть картину. Кстати, некоторые художники вполне способны ставить перед собой задачи - и реализовывать их, включая при этом именно мозги. Красивше, насыщеннее и виртуознее - это не цель ни для художника, как мы оба понимаем, ни для зрителя.
          ))
          А вообще живопись, конечно, надо смотреть живьем. Я не случайно в тексте говорила о репродукциях картин, которые ценны в качестве исторических источников)) И не случайно в самом верху этого блога поставила фотку с народом перед Штеренбергом.

  • Малевич больше побуждает к творческим экспериментам. Как вам филиал могилы Малевича?.. Или звание Почетный удмурт, присвоенное Малевичу посмертно?

    читать дальше →

  • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 12 мая 2012 в 00:40 отредактирован 28 мая 2012 в 21:21 Сообщить модератору

    Накручено-наворочано.. статья еще непонятнее чем черный квадрат.

    Но интересная. Талант, его не пропьешь.
    Даже если бороду сбрить - умище останется.

    Мнда..

    Оценка статьи: 5

    • Сергей В. Воробьев, а самое главное - все бесполезно. Кто не хочет смотреть - смотреть не будет. И Черный квадрат снова и снова будет осужден.
      Дипломом о в/о образование большинства заканчивается. А уж художественное воспитание и самовоспитание - кажется, 7-м классом школы?
      Кстати, заметила: народ, который в конце концов все ж оказывается способен обогащать свое меню всякой экзотикой (не говорю о рыбе! ну, за исключением судака, конечно. Или жареной в чешуе щуки), - бывает восприимчив и в отношении идей, чужих мнений и вообще шире взглядами и душой. Почему-то. Все начинается с цветной капусты.
      читать дальше →

  • Люба Мельник, призывать всех пересмотреть свои взгляды на искусство - это тоже самое, что сказать:"Да ,вы попробуйте - это же вкусно!"..Зачем я буду пробовать то, что я не люблю или даже ненавижу...У каждого свои вкусы и все тут, убеждай, не убеждай, у каждого своя фантазия, у кого - то ее вообще нет, кто - то живет в реальном мире, кто - то в своем придуманном.Мне, например, нравится более реалистические изображения и не потому что я не имею фантазии, не хочу напрягать голову над тем, что хотел изобразить кто -то, а просто потому, что стиль жизни у меня такой простой и близкий к натуральномуНо и у картин трактористов и доярок стоять не буду и восхищаться ими...А вот Куинджи меня вполне устроит...Картина - это как человек ...ты ее видишь и ...либо влюбляешься с первого взгляда, либо она заставляет тебя задуматься, либо она просто может приятно поднять тебе настроение, либо она на тебя не окажет никакого воздействия...Если кто - то задумывается у картины черного квадрата, значит еще не все потеряно ...задумка художника удалась

    • Дульсинея Питерская, вкусы меняются - вместе с человеком. Например далеко не все сходу принимаются уважать цветную капусту. Или оливки.

      • Люба Мельник, согласна определенные мелкие коррективы жизнь вносит, но не в корне.А если я не принимала взглядом картины абстракционистов, то и сейчас меня это не интересует. Глаз не ложится, сердце не греет, а душа не идет на контакт...То, что впечатляло в молодости, когда душа жаждала новых исследований, впечатлений, когда мы хватали жадными ртами новую для себя информацию, то и сейчас радует глаз...Возможно мое мировоззрение сложилось тогда и я осталась ему верна... Да, к тому же, я далека в жизни от искусства, я технарь и, соответственно, склад ума у меня другой - простой и рациональный, поддающей логике вещей...я скорее получу больше удовольствия от разгаданного арифметического ребуса, чем от разгадки пустого квадрата, да еще черного, темные краски, вообще, меня не привлекают, я люблю более позитивные, не раздражающие нежные цвета...Но я же не отрицаю, да, есть такие чудаки, не от мира сего, которые видят то, что недоступно глазу другого

  • Ашот Довлатян Ашот Довлатян Читатель 9 мая 2012 в 03:56 отредактирован 9 мая 2012 в 03:57 Сообщить модератору

    И на камнях растут деревья. А вот лес не растёт. А я грибы люблю собирать.

    А статья хорошая. Но не побудительная.

    Оценка статьи: 5

  • Здорово! Спасибо

    Оценка статьи: 5

  • Если уж говорить о цветовом воздействии и брать в пример А.Пластова, то вряд ли придумаешь что-либо лучше "Сенокоса".

    Оценка статьи: 5

  • Бато Дугаржапов где-то уже на грани с ЧК, у него вообще ничего не нарисовано - но пейзажи все же есть, и их дорисовывает наша же голова. Художник только заставил ее работать.

    Оценка статьи: 5

    • К. Ю. Старохамская, а можно и не дорисовывать. Это смотря кто мы есть. Если художники - воспримем то, что есть. Если логики - дорисуем. Вот для примера Александр Репин, пермский художник, уже умерший. Мне довелось его картины видеть живьем. Спасибо его другу, искусствоведу А.В. Доминяку. По ссылке - репродукции.

  • Возвращаюсь к самому началу... "Как мы воспринимаем живопись? Послесловие к очередному осуждению «Черного квадрата»"

    Мы с товарищем (на втором курсе) фантазировали: Хорошо, если бы мастера живописи выступали подобно певцам на сцене... Понимающие смотрели бы и аплодировали удачному мазку, удачному сочетанию цвета, как хорошо взятой ноте.

    Мы так воспринимаем живопись, например.

    • Вячеслав Старостин, лично вы, как понимаю, - художник. Вы - внутри процесса, у вас особое отношение к предмету. Вы не то что оцените удачный мазок - вы знаете, как это делается, вы в уме можете движение руки, управляющей кистью, воспроизвести. Как вижу по знакомым художникам, они к поползновениям непосвященных относятся с некоторой ревностью))
      Но вас, даже если к вам приплюсовать художников, так сказать, не проявленных, недопроявленных, гораздо меньше, чем прочих нас - нечутких, неразвитых, слепых к цвету и форме.
      Чтобы удачному мазку аплодировать - надо этот мазок увидеть. Чтобы оценить сочетание цвета - надо видеть цвет.
      В любом случае - надо смотреть на картину, и не воротить при этом сходу нос. На этот случай я недавно имела рассуждение, повторять. Прискорбная готовность осудить непонятное - о том речь.

  • Интонации, однако... Я не в укор говорю. А просто делюсь своим отношением к живописи. Вот и всё!

    Ваша статья - это ваше мнение, которое в любом случае бесспорно. Потому что оно есть. И слава богу!.. Вот и всё!

    • Вячеслав Старостин, никаких обид на укоры, никаких интонаций, все очень повествовательно))
      Все о тех же репродукциях из учебника. Беда в том, что ни на тех уроках, где предлагается картины описывать, ни на уроках ИЗО детям не предлагается впечатляться, ощущать, чувствовать. Хотя бы - анализировать свои ощущения от встречи с картиной. В этом отношении (вы, как понимаю, еще и преподавали?) лучше всего оказывается предложить детям сделать репродукцию. Прожить то, что прожил, работая над картиной, художник. Поискать цвет, эти вот мазки. Понятно, что все это оказывается возможно только на малых группах, на более или менее подготовленных. Хотя - в прошлом году наблюдала арт-сеансы для всех желающих, проводили художники-профессионалы. Народ - и дети, и взрослые - отваливал от мольбертов с такими... растопыренными глазами и неуправляемой улыбкой, счастье какое-то! Минут за десять художник не рассказывал, а показывал - и композицию, и цвет, и нужную смелость в работе с краской - и люди что-то да смогли пережить.

  • Да, мне нравится изобразительное искусство... Да, у меня получается иногда красивое изобразить (говорить, что я - художник - моветон, мне кажется)

    Мне посчастливилось преподавать в общеобразовательной школе так, как я хочу. Для проформы - система Неменского, а по факту - студия Вячеслава Старостина. Я горд был в те времена - мои учащиеся в первую очередь делали домашнее задание по ИЗО и только потом все остальные предметы. Потому что нравилось им.

    Я показывал КАК надо это делать - рисовал и писал, лепил, вырезал, рвал (техника "рваного" коллажа), раскрашивал... Делал всё это на виду у своих учеников. Выставки устраивал.

    Для чего всё это рассказываю?.. Не знаю. Наверное, опять хочется студию организовать. Сначала создам сайт "Мастерская Вячеслава Старостина", а потом небольшую "живую" студию.

    • )) Неменский к нам приезжал. Я рада, что мне и моим детям повезло с учителями. Я писала об этом когда-то давно. Было наслажденье, было творчество, были выставки вплоть до международных. Прочим поколениям этого счастья не досталось. И мне жаль, что то дело, которое у нас начинали Трапезниковы, ушло в песок.
      Хочется - значит, надо.

  • Штеренберг, "Колосья"

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 10 мая 2012 в 15:43 отредактирован 10 мая 2012 в 15:44 Сообщить модератору

      Люба Мельник, Вы вышли за рамки ЧК, так красочно описывая картины Пластова, вместо того, чтоб вскрывать потаённый смысл в уголках квадрата. Кажется, лавры героя А.Райкина, который описывал каГтины СуГикова, не давали Вам покоя и Вы написали Послесловие, как заключительный вердикт.
      Как признанный генератор идей предлагаю следующий шаг в развитие идей, заложенных в ЧК. Надо соорудить чёрный фанерный ...куб(!)с гранью чуть большей ЧК. В одной из граней(плоскостей)куба вырезать дыру по размеру ЧК и прикрепить такую же рамку. (куб изнутри тоже покрашен чёрно-чёрной краской)
      Таким образом мы будем иметь настоящий ЧК без бликов. Можно будет пальчиком макать в черноту квадрата, облизывать патоку тьмы и высасывать глубокий её смысл.

      Оценка статьи: 4