• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Летний сад после реконструкции. Душа в шпалерах затерялась?

Петербуржцы-ленинградцы, да и гости нашего города с нетерпением ждали, когда же, наконец, распахнутся ворота обновленного Летнего сада, почти ровесника города на Неве. Этот чудесный сад-парк в центре города был заложен по указу Петра I в 1704 году. За три века своего существования Летний сад неоднократно менял свой облик, но оставался одним из наиболее любимых и посещаемых достопримечательностей города.

Парадный или Французский партер с Коронным фонтаном Фото: Г. Рыбакова, личный архив

Многие поэты посвящали стихи Летнему саду, а любому российскому школьнику, даже никогда не бывавшему в Петербурге, он известен благодаря строчкам А. С. Пушкина из романа «Евгений Онегин», которого «француз убогой» «в Летний сад гулять водил».

В конце 90-х годов прошлого века сад постепенно пришел в запустение, стал малопривлекательным, не было должного ухода за старыми деревьями, почти не стало цветущих клумб, пруд зарастал тиной, и редко можно было увидеть там водоплавающих птиц. Да и мраморные статуи подвергались нападению «варваров» — у многих оказывались отломанными то нос, то рука, то еще что-то. Правда, в летнее время по воскресеньям там играли духовые оркестры, и это привлекало посетителей, в Кофейном и Чайном павильонах проходили выставки.

Гранитная ваза у входа в Летний сад
Гранитная ваза у входа в Летний сад
Фото: Г. Рыбакова, личный архив

С 2004 года Летний сад с Летним дворцом Петра I вошел в состав Государственного Русского музея, став одним из его филиалов. В 2009 году была начата масштабная реконструкция Летнего сада, которую планировали завершить в 2011 году, но из-за большого объёма работ лишь 27 мая 2012 года, в день празднования Дня города на Неве, состоялось его торжественное открытие. Хотя, как говорят экскурсоводы, полная реконструкция еще не завершена, она будет продолжаться.

Посмотреть, каким стал Летний сад после столь долгой, почти трехлетней реконструкции, мы с подругой пошли через пару дней после торжественного открытия. Правда, день выдался не слишком солнечным, с Невы дул пронизывающий ветер и тучи частенько закрывали большую часть небосвода. Наверное, поэтому посетителей было не слишком много. Вошли мы в Сад со стороны реки Мойки. Здесь стоит со старых времен огромная гранитная ваза, рядом с большим прудом, в котором когда-то было много уток и даже пара лебедей, а теперь птиц пока не видно.

Петровский огород - грядки и деревья фортунеллы
Петровский огород — грядки и деревья фортунеллы
Фото: Г. Рыбакова, личный архив

Бросилось в глаза, что все аллеи окаймлены зелеными изгородями-шпалерами с решетками, сами аллеи кажутся намного уже — то ли за счет этих насаждений из кустарниковой, плетущейся липы, то ли потому, что эти насаждения намного выше, чем те, что были до реконструкции. Первое впечатление — попали в зеленый лабиринт. И это ощущение не покидало все время прогулки по Летнему саду.

Скульптура
Скульптура
Фото: Г. Рыбакова, личный архив

Обойдя пруд, пошли в ту часть сада, что идет вдоль Фонтанки. Кстати, Летний сад с четырех сторон омывается водами рек Мойки, Фонтанки, Невы и Лебяжьей канавки. Узкая аллея, с двух сторон огражденная зелеными шпалерами, нет никаких привлекающих глаз акцентов и ни одной скамеечки. По ней вышли к воссозданному Петровскому огороду. Он тоже огражден живой изгородью, и впускают туда группами с экскурсоводом. Экскурсия и огород нам понравились. Все грядки обрамлены бордюрами из кустарничков брусники, которая сейчас обильно цветет, а осенью, видимо, будет радовать яркими ягодами. По огороду расставлены в кадках невысокие деревья фортунеллы с яркими оранжевыми плодами (на зиму их, конечно, будут убирать в помещение). А на грядках высажены самые обычные для нашей зоны огородные культуры — морковь, петрушка, картофель, цикорий, укроп, свекла и т. п. Самое необычное растение — артишок, экскурсовод сказал, что оно не типично для нашего климата, и неизвестно, вырастет ли до своей зрелости. Думаю, что городским детям полезно будет увидеть этот огород, ведь некоторые вообще не знают, как растут овощи.

Главная аллея с фонтанами
Главная аллея с фонтанами
Фото: Г. Рыбакова, личный архив

Рядом с огородом находится павильон Малая оранжерея, в котором работает кафе (вход с другой стороны здания), где можно выпить чашку чаю, кофе с пирожным или пирожком, но цены там кусаются. И в этой же стороне сада находится туалет, бесплатный, что весьма немаловажно для посетителей. Помнится, раньше туалет был платный, да и чистотой не блистал.

Там, где Фонтанка впадает в Неву, находится Летний дворец Петра I, у которого воссоздан в «сухом варианте» «Гаванец"(гавань Петра I) — когда-то, в XVIII веке, это была пристань для лодок и малых судов, позже исчезнувшая. Дворец Петра еще ждет реставрация. Около Дворца, со стороны Невы, стоит прекрасная скульптура «Мир и победа».

Фонтан Гербовый
Фонтан Гербовый
Фото: Г. Рыбакова, личный архив

По невской линии сада вдоль зеленых шпалер поставлены новые копии древних скульптур, (как и по всему саду), изготовленные из полимербетона. Пока они яркие, новые, но, как говорят реставраторы, скоро приобретут налет старины. Стоявшие прежде оригинальные мраморные скульптуры в целях сохранения теперь перевезены в Михайловский замок, тоже являющийся филиалом Государственного Русского музея.

Павильон
Павильон
Фото: Г. Рыбакова, личный архив

В этой же части Летнего сада воссоздан Менажерийный пруд с красивой оградой и беседками, его раньше не было. Правда, какие существа будут обитать в этом пруду, пока не ясно, никаких надписей мы не увидели.

Напротив главного входа в Сад со стороны Невы идет главная аллея с несколькими прекрасными фонтанами и многочисленными скульптурами. Но опять, высокие шпалеры из кустарников с решетчатыми оградами создают впечатление тесноты. И многие посетители говорят, что в старом саду было как-то уютнее, просторнее.

Менажерийный пруд
Менажерийный пруд
Фото: Г. Рыбакова, личный архив

Больше всего нам понравилась в Летнем саду та часть, что протянулась вдоль Лебяжьей канавки. Называется это место Парадный или Французский партер. Здесь чувствуется простор, есть цветы, оригинальный фонтан «Коронный», скульптурная группа «Похищение сабинянки».

Посетили мы и павильон «Голубятня» на «Птичьем дворе», где размещена выставка разных находок, собранных при раскопках, материалы по реставрации, стоит оригинальная, потемневшая от времени мраморная скульптура Вакха. Здесь в маленьком зале можно посмотреть на экране большого телевизора видеоролики и о старом Летнем саде, и о реконструированном.

Памятник  дедушке Крылову стоит на прежнем месте
Памятник дедушке Крылову стоит на прежнем месте
Фото: Г. Рыбакова, личный архив

В целом же после пешей прогулки по любимому некогда Летнему саду осталось двойственное впечатление — с одной стороны, выполнена большая работа, много красивого, но на мой взгляд, утрачена душа сада, его уют, он стал каким-то искусственным, холодным.

Древняя скльптура Вакха  выставлена в Голубятне
Древняя скльптура Вакха выставлена в Голубятне
Фото: Г. Рыбакова, личный архив

Однако побывать там и составить собственное мнение стоит.

Статья опубликована в выпуске 5.06.2012
Обновлено 16.06.2023

Комментарии (35):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Замечательная статья, прекрасные фотографии. Только стало немножко грустно, что Летний сад превратили в какой-то лабиринт с помощью зеленой изгороди. Конечно же мне захотелось тоже прогуляться по аллеям обновленного сада, но боюсь, что прежние воспоминания постоянно будут всплывать: а что же мы потеряли, приобретя новый Летний Сад? Частичку старого Санкт-Петербурга.

    Оценка статьи: 5

    • Тина Хеллвиг, спасибо! Общее впечатление такое: ты находишься в бывшей когда-то шикарной питерской квартире, в которой нагородили клетушек, превратив в коммуналку...-вот эта фраза из комментария Ильи Сливинского мне очень понравилась, она довольно точно отражает нынешнее состояние Летнего сада, а еще можно сказать, что в глаза бросается какая-то крикливость, новодел. Даже памятник Крылову так загородили шпалерами, что мы его не сразу нашли. Но... наверное, придется привыкать.Решетки у шпалер, как нам сказали, со временем уберут- когда кусты разрастутся.

  • Главное достоинства проекта в том, что его реализация дала возможность увидеть, каким же в действительности была летняя резиденция Петра. Кроме того, мы получили великолепный образец регулярного сада. Одни с восторгом и удивлением, другие с возмущением, вдруг осознали, что такой сад напоминает лабиринт с тупиками или какой-то дворец с коридорами, внутренними двориками, большими и малыми залами. В небольшом Летнем саду это даже более очевидно, чем, например, в Петергофе. Негодовать по этому поводу также не уместно, как возмущаться указами Петра I брить бороды, носить немецкое платье, не пускать простых мужиков и баб в тот же Летний сад и пр. В ответ на слишком резкие упреки реставраторам, я позволил себе в интернете быть может излишнюю прямоту: «Господа! В своем огороде делайте, что хотите. А это царский огород. Петр сделал в нем то, что считал нужным, по моде своего времени. Странно, наивно, во многом неправильно, но это авторская работа Петра Великого. Склоните головы».

  • Недоумения и даже возмущения некоторой части публики вызвали трельяжи и высокие шпалеры, не дающие окинуть взором сад. К сожалению, надо признать, что эти упреки отчасти справедливы. Все потому, что не удалось восстановить любимую затею Петра – лабиринт в Фабульной рощи. Поясним, в 1716 г. территория сада была разделена Большой каменной оранжерей и поперечным Шутишным каналом на две части: Первый и Второй Летние сады. Первый сад восстановлен в точном соответствие с рекомендациями Венецианской и Флорентийской хартиями – международными документами по защите культурных ценностей. Но во Втором саду удалось восстановить лишь микроансамбль Красного (Оранжерейного) садика с деревянной Африканской оранжереей, огородом и фонтаном. Не понятно почему, но при обсуждении проекта отказались от главной достопримечательностью Второго сада - Фабульной рощи. В этой рощи Петр I приказал сажать деревья не рядами, а хаотично, как в лесу, причем, всевозможных пород, хвойные и лиственные и даже плодовые и ягодные кусты. Роща была распланирована по проекту Ж.-Б. Леблона. На ее дорожках и площадках были поставлено около 30 фонтанов. В бассейнах находились свинцовые позолоченные фигурки животных, персонажей басен древнегреческого мудреца Эзопа. Наводнением 1777 года фонтаны были разрушены, и впоследствии не восстанавливались. Археологи, убедившись, что в земле сохранились остатки практически всех водометов, опираясь на исторические планы, установили точную планировку лабиринта. Никто не настаивал на воссоздании фонтанов, учитывая, что скульптура погибла, но дорожки можно было восстановить. Нарекания публики, что в обновленном саду не протолкнуться на узких аллеях, можно было избежать, если бы был реализован проект устройства лабиринта в Фабульной роще. Лабиринт мог принять на свои дорожки и площадки массу людей. Участок, почти в три раза превышающий размеры Большого партера, фактически отре

  • Посетители спешат в Первый Летний сад, где скульптура и фонтаны, не замечая Второго сада, в котором для них нет ничего особо интересного. Высокие, выше человеческого роста шпалеры закрывают от взора рощу, вход в которую заказан. Надеемся, в будущем реставраторы исправят очевидную ошибку. Но уже сейчас можно максимально, до уровня низкого в этой части сада штакетника, понизить высоту шпалер, окружающих Фабульную рощу.
    Второе замечание касается непомерной ширины Главной аллеи во Втором саду. Это уже не аллея, а, скорее, эспланада. Дело в том, что в царствование Николая I эта аллея, как некоторые другие (вдоль Лебяжьей канавки, в «этуали» у Карпиева пруда) были расширены для прогулок верхом. (Подковы –встречались при раскопках археологов). Но пощадили деревья, что отмечали прежнюю ширину аллей. Некоторые деревья дожили до наших дней и относятся к числу самых старых в саду. Необходимо возобновить посадки и тогда странная эспланада вновь превратиться в тройную аллею, и дорожки в этуали получат нормальную ширину.

  • Уважаемая Люба!Я спросил Вас согласны ли Вы с философом Лосевым. А Вы спрашиваете меня, причем тут Лосев. Вспоминается милый анекдот: И почему это вы, евреи,отвечаете вопросом на вопрос? - Разве я отвечаю вопросом на вопрос? Так, все-таки, прав Лосев или он в своем определении задачи реставрации стоит вне рамок"всего цивилизованного мира"?. Согласны ли Вы со мной что "отсебятина" - вольная фантазия, искажающая памятник, не допустима? Как Вы относитесь к послевоенному искажению Летнего сада?
    Буду рад возможности опубликовать в сети и получить отклики читателей на статью:«Термин «новодел» в словаре реставраторов. Уточнение реального смысла». //Послевоенная реставрация. Век нынешний и век минувший. Сб. статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», 2010. СПб., 2010.

  • Уважаемая Люба! Могли бы Вы пояснить, в чем состоит задача реставрации и что такое новодел?
    Согласны ли Вы с мнением философа А. Ф. Лосева, что «Замысел автора памятника должен быть сохранен – это принцип реставрации». «Современная реставрация произведений материальной культуры видит одной из своих целей их восстановление в состоянии наиболее близком к первоначальному». Согласны ли Вы со мной, что"новодел" - это"отсебятина", не имеющего никакого отношения к подлиннику?

    • Виктор Коренцвит, а при чем здесь философ Лосев, если в вопросах сохранения культурного наследия цивилизованный мир придерживается Венецианской хартии, Флорентийской - в отношении парков.
      Любой памятник, живущий века, эволюционирует. И включения в него иных времен не менее ценны, чем начальный замысел.
      Там, где речь идет о "воссоздании" "по чертежам" - там однозначно имеется в виду новодел.
      И называется это не научной реставрацией, а в лучшем случае - реконструкцией.

  • Виктор Коренцвит Читатель 8 июня 2012 в 10:17 отредактирован 27 мая 2018 в 13:23 Сообщить модератору

    Марина! Спасибо за предложение, но я не знаю, как это сделать. Я бы хотел поместить статьи "Заметки по итогам реставрации Летнего сада" и "Реставрация Летнего сада и международные документы по защите культурных ценностей". Последняя опубликована в журнале "КЛИО. Как разместить статьи в вашем журнале?

  • Виктор Коренцвит Читатель 7 июня 2012 в 19:29 отредактирован 27 мая 2018 в 15:05 Сообщить модератору

    Летний сад в результате первой в своей истории научной реставрации неузнаваемо преобразился. Одним нравится столичная резиденция российских императоров, другим нет. Как не странно большая часть критики адресовано в адрес Петра I, «парадиз» которого, оказывается, так не похож на нормальный сад культуры и отдыха. Осуждать художественные вкусы Петра дело бесполезное. Все равно, что возмущаться, зачем он велел бороду брить, носить немецкое платье, сам курил и других приучил. Если присмотреться к планировке Летнего сада, то нельзя не подивиться многочисленным отступлениям от строгих правил регулярного стиля. В иных случаях они граничат с элементарными ошибками. Они для нас драгоценны, так как дают возможность ответить на вопрос, кто был автором Летнего сада. Конечно, не садовник и не архитектор, а сам его полноправный хозяин. В этой связи замечу, что роль голландского садовника Яна Розена, сильно преувеличена в исследовательской литературе, что нашло свое отражение и в пояснительных табличках, появившихся в саду. Автор проекта архитектор Н. П. Иванов удостоен золотого диплома, с чем его искренне поздравляю. Не буду останавливаться на несомненных достоинствах проекта, к появлению которого, как автор исторических справок и руководитель предпроектных археологических исследований 1970-х гг. имел отношение. Позволю себе остановиться на недостатках, учитывая, что профессионального критического разбора проделанной работы видеть еще не приходилось.

  • Уважаемая Мариана! Я послал статью "Отвечает ли реставрация Летнего сада хартиям по защите культурных ценностей?". Получил вы ее?

  • Друзья! Мы обсуждаем принципиальный вопрос реставрации: замысел автора памятника должен быть сохранен? Что вы думаете по этому поводу, и как вам нравится утверждение Ж.-Б. Леблона: "Лучшее украшение сада - топор и пила"?
    Леблон - ученик Ленотра, создателя Версаля.Работал по приглашению Петра I в Летнем саду, Петергофе, Стрельне, Екатерингофе.

  • Мое мнение совпадает с мнением автора.

    Оценка статьи: 5

  • ...Понравилась похвала бесплатному туалету. Согласно сетевому тренду, можно бы дать объявление - Пользоваться туалетом могут только зарегистрированные в одной из 13-ти социальных сетей интернета, даже по малой нужде. Сами разборки обновления ЛС понравились вьедливостью и дотошностью. С мнением автора согласНен. Оценка: 5!

  • Давно не была в Летнем саду ...надо сходить посмотреть, а лебеди белые в пруду плавают...раньше были

  • Комментарий удален
    • андрей бойко, Вы пришли из соцсети и уведомлений не получаете, но если заглянете сюда снова, прочтите:
      Ваши потоки сознания не заменяют аргументации, которую необходимо предоставлять при выставлении оценок 1 и 2. Ваш комментарий удаляется, чтобы убрать оценку. Я копирую его сюда, он потрясающий.читать дальше →

      • Марианна Власова, спасибо! Я комментарий этого малограмотного гражданина прочла - а что обижаться? Он пишет , что жил и живет в Петербурге - а текст у него - человека с образованием 3 классов школы, затерянной где-нибудь в глубинке. Столько ошибок! Постыдился бы называть себя петербуржцем...

  • Комментарий удален
  • А ведь такие шпалеры до фигищи стоят...
    Киеву бы такие деньги! Хотя нет, разворуют.

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, спасибо за комментарий. Денег на реконструкцию, конечно, потрачено огромное количество, думаю, что еще энное количество их осело и в карманах чиновников. Жаль только, что можно было сделать скромнее и приятнее для души.

  • Марианна так и что с соц сетей,вообщето я отсюда,с компа,города,страны.Ещё кому поставлю кол и что уже пороть будете?Или что стаить пять или молчать?Верните коментЮне прошу,не требую а просто говорю.Предложу что бы кто читает сами решили кто прав и прав ли я.Обещаю не глубоко но написать о саде(летнем)дельное.P.S 90 хотел открыть мастерскую,назвал "Летний сад" труд за зря 100 листов в помойку,туда же и мечты.

    • андрей бойко, я комментарий Ваш прочла - стоило бы , прежде чем отправлять подобные записки на публику, исправлять ошибки, которых такое огромное количество, что и читать трудно, и смысл невозможно понять - что сказать-то хотели? Читателей не уважаете, так себя-то не выставляйте малограмотным, имя петербуржца-ленинградца все же надо носить с достоинством.

  • владимир воропаев Читатель 6 июня 2012 в 02:41 отредактирован 27 мая 2018 в 15:05 Сообщить модератору

    Санкт-Петербург всегда живой город и это лучшее место в мире.

  • Уважаемая Гертруда! Как же Вы Главные ворота не заметили? За их воссоздание столько пришлось биться. Посмотрите мою статью «Обычные ошибки в рассказах о Летнем саде». //«История Петербурга». СПб., 2011. № 2 (60). С. 8-12. Там есть и ваша ошибка: Фонтанка вытекает, а не впадает в Неву. Не огорчайтесь, этой ошибке уже около 300 лет. Советую посмотреть в сети: Коренцвит. Летний сад.

  • Дорогая Гертруда! Французский партер - это там, где стоит памятник Крылова.А Вам больше всего понравился Большой партер.1. Археологические памятники Петербурга - непроторенная туристами тропа. // «История Петербурга». СПб., 2002, № 3 (7). С. 56-60.
    2. К проекту реставрации Летнего сада. (Заметки археолога).
    «История Петербурга». СПб., 2004, № 3 (19). С. 54-59.
    3. Рассказы археолога о Летнем саде. «История Петербурга». СПб., 2004, № 4 (20). С. 67-69.
    4. К истории постройки Летнего дворца Петра I (по материалам археологического надзора за земляными работами у стен дворца).
    //«История Петербурга». СПб., 2004, № 5 (21). С. 66-72.
    5. Рассказы археолога о Летнем саде. Менажерийный (Птичий ) пруд.
    «История Петербурга». СПб., 2004, № 6 (22). С. 3-6.
    6. Из прошлого Летнего сада. Французский партер с Дельфиновым каскадом. «История Петербурга». СПб., 2005, № 2 (24). С. 3-7.
    7. Летний сад. Раскопки на Птичьем дворе и в Еловой роще. «История Петербурга». СПб., 2005, № 4 (26). С. 3-7.
    8. Лабиринт «Фабульная роща» в Летнем саду. «История Петербурга». СПб., 2006, № 1 (29). С. 4-9.
    9. Летний дворец Екатерины I. «История Петербурга». СПб., 2006, № 3 (31). С. 3-6.
    10. Автор Невской ограды Иван Фок? «История Петербурга». СПб., 2006, № 5 (33). С. 3-8.
    11. Об участии Джакомо Кваренги в создании Невской ограды Летнего сада. «История Петербурга». СПб., 2008, № 2 (42). 28 – 32.
    12. Хоромы Петра в Летнем саду. //«История Петербурга». СПб., 2009, Август. № 4 (50). С. 3-6.
    13. «Ежели бы я хотел прельстить ваше превосходительство…». //«История Петербурга». СПб., 2010. № 2 (54). С. 44-46.
    14. «Кривые галереи» на Морском канале в Нижнем саду Петергофа. //«История Петербурга». СПб., 2010. № 4 (56). С. 67- 70.
    15. «Восточный лабиринт» или «Сад Фортуны»? //«История Петербурга». СПб., 2011. № 1 (59). С. 36-40.
    16. Обычные ошибки в рассказах о Летнем саде. //«История Петербурга». СПб., 2011. № 2 (60). С. 8-12.
    17. Иван Филимонов, архитектор 1720-х годов … А был ли мальчик? «История Петербурга». СПб., 2011, № 4 (62). С. 16-18.
    18. «Загадочный» чертеж Невской ограды Летнего сада. «История Петербурга». СПб., 2012., № 2 (66). С. 3 - 5.
    19. Какой высоты были фонтаны в Летнем саду? //Реликвия. Реставрация, консервация, музеи. СПб., 2009. № 20. С. 58-60.