• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вера Сторожук Профессионал

Классика. Так ли это скучно? Часть 1

С давних времен люди жаждали хлеба и зрелищ. И сегодня потребности публики не изменились. Правда, удивить современного зрителя стало ой как сложно. Избалованная мы публика, согласитесь. А как обстояло дело во времена композиторов-классиков?

vladm, Shutterstock.com

Раньше на концерты классической музыки ходили, как мы сегодня на рок, поп или джазовые концерты. И в те времена были звезды и их фанаты. Были и нешуточные страсти-мордасти — как в личной жизни звезд, так и на сцене.

Ну, а какими талантливыми шоуменами были композиторы-классики! Кажется, что именно им были открыты секреты всемогущего пиара…

«Рыжий поп»

Так, великий Антонио Вивальди устроил настоящее шоу в самой церкви посреди мессы. Дело в том, что в то время Антонио работал священником. «Рыжий поп» — так его называли тогда. Но с профессией он явно ошибся.

Случилось, что во время большого церковного праздника Антонио вдруг придумал хит. (Вот что означает отвлекаться на работе). Не раздумывая, он покидает рабочее место у алтаря и на глазах обомлевшего начальства бежит записывать свой шедевр. Конечно, был жуткий скандал. Инквизиция устроила суд, но вместо того, чтобы отправить Антонио на костер, все отнеслись с пониманием к гению. Святая инквизиция и понимание, ну не чудо ли? Вивальди отделался легким испугом. Его всего лишь лишили церковного сана.

Рыжий поп исчез — и появился маэстро женской консерватории «Пиета». До конца своей жизни он продолжал устраивать шоу, ставшие известными во всей Европе. Антонио написал огромное количество шедевров, благо никто ему уже не мешал.

Шоу долой!

Вот Георга Генделя шоу не просто не интересовали. Он даже страшно раздражался, если что-либо мешало исполнению его произведений! Но эксцентричное поведение самого композитора было ну очень зрелищным.

Дирижируя оркестром, он мог сильно разнервничаться из-за какой-нибудь помехи. Невзирая на публику, Гендель начинал яростно швырять инструменты куда попало и в кого попало, после чего в ярости покидал сцену. А сама публика была очень даже довольна, ведь она получила то, зачем пришла! Шоу удалось!

Укрощение строптивой

Певица Куццони не уступала Генделю в строптивости характера. Как-то она заявила, что желает петь арию композитора по-своему. Куццони имела наглость настаивать на своем, несмотря на уговоры. Конечно, Георг Гендель взорвался: «Вы дьявол в женском обличье!» — истошно закричал он. — «А я тогда сам Вельзевул, князь всех чертей»!

С этими словами он схватил перепуганную певицу и потащил к окну, на полном серьезе собираясь выкинуть из него надоевшую ему даму. И если бы не подоспели другие музыканты, с трудом вырвавшие жертву из цепких рук композитора, кто знает, чем бы дело закончилось. Зато певица стала шелковой. Спела послушно арию, как было ей велено, и сорвала громкие аплодисменты публики.

Ну и кто кого?

Известен случай, когда Генделя пригласили выступить на грандиозном королевском пиршестве. Гендель сочинил по такому случаю «Музыку для королевского фейерверка». Все было замечательно. Маэстро дирижировал оркестром, публика восхищалась дивными звуками. Но тут пришло время для шоу. В небе взорвался фейерверк, который так поспешно воспел в своей музыке Гендель.

То, что взрывы петард перекрывали звуки его шедевра — это были еще цветочки. Ягодки начались тогда, когда некоторые петарды начали падать на саму сцену, изрыгая огонь и обещая сжечь тут всё и вся. Конечно же, началась паника. Публика ринулась во все стороны. Но Гендель, хотя и позеленел от злости, упрямо продолжал дирижировать испуганным оркестром. И как сам композитор не взорвался в ту минуту? Какое феерическое шоу!

Гениальные ноги

Чем завлекал публику гениальный Иоганн Себастьян Бах? Конечно же, своими ногами. Спешу объяснить.

Когда люди шли в церковь, где работал органистом Бах, они говорили: «Идем посмотреть на человека с летающими ногами». Бах обладал высококлассной техникой игры на органе. С огромной скоростью бегали по клавишам пальцы его рук. А что выделывали его ноги! Он так выплясывал на клавиатуре для ног, что людям, взирающим на возвышенное место органиста, казалось, что машет Иоганн ногами, как крыльями. Вот это зрелище!

Один почитатель стал восхищаться мастерством композитора. Прервав его, Бах с раздражением ответил: «Да ничего удивительного в моей игре нет. Надо только своевременно нажимать нужные клавиши, а все остальное сделает сам орган!»

Но, к чести поклонников, их привлекали не только ноги исполнителя. Они восхищались и гениальной музыкой автора. Если кому-либо вдруг во время звучания органа хотелось пошептаться о своем, на него спешили шикнуть: «Не мешай Баху разговаривать с Богом».

Вот какой величественной и благородной является музыка Иоганна Себастьяна Баха.

«Любимец Бога»

О гениальном маленьком Моцарте гудела вся Европа. И было из-за чего! Отец Вольфанга, Леопольд Моцарт, в лучших традициях имиджмейкеров рекламировал сына как феномен природы. Афиши призывали не только любителей музыки посетить концерт, но и работников умственного труда — деятелей науки, прийти и лично убедиться в феноменальности мальчика.

А маленький Моцарт действительно был чудом и чудеса совершал. Играл на клавесине с листа сложнейшие произведения. А хотите вслепую с завязанными глазами? Тоже без проблем. Он запросто мог на ходу усовершенствовать заданную зрителями мелодию или даже с ходу сочинить музыкальный хит. Такую скорость в написании музыки Моцарт сохранил на протяжении, увы, недолгой своей жизни.

Амадеус (лат. сл. «возлюбленный Богом») — так называли Моцарта. Сам же гений скромно отвечал: «О, я просто Вольфанг».

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 13.12.2012
Обновлено 28.01.2016

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: