• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галина Голованова Профессионал

Завидуете успеху прима-балерины? А ведь за ним - титанический труд!

А знаете ли вы, что у балерин и танцовщиков (слово «балерина» мужского рода не имеет) стаж работы в театре всего 20 лет, а ведущие театры России (Большой в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге) провожают на пенсию всего после 15 лет работы?

Tatyana Vychegzhanina Shutterstock.com

Чем же так ценен этот труд? Прежде всего — уникальным талантом и невероятной физической нагрузкой. Помните, как Райкин в одной из своих юмористических сцен «рекомендовал» подключать «динамо-машину» к балерине, исполняющей знаменитые 32 фуэте (например, в партии Одиллии в балете «Лебединое озеро» П. И. Чайковского)? Возможно, это и смешное предложение, но как верно подмечен уровень затрат человеческого организма!

Однако чтобы исполнить эту труднейшую партию, надо пройти нескончаемо длинный путь, который начинается в раннем детстве. Маленькие девочки и мальчики приходят с родителями в детскую хореографическую школу на первый отбор. А сколько их будет еще впереди! И после каждого — единицы «счастливчиков». Кавычки не случайны.

Эти дети имеют «недетские» ограничения: минимум свободного времени, так как занятия в общеобразовательной школе — это часть нагрузки, ведь затем надо идти в другую школу. Только там уже не будешь сидеть и слушать. Педагог-репетитор ставит у станка (поручень, закреплённый к стене, за который нужно держаться рукой, чтобы не терять равновесие при выполнении специальных балетных позиций) и строго следит за правильной осанкой. После этих занятий тоже надо выполнять домашние задания: даже походка всё время под самоконтролем!

А диета! Причём пожизненная (ничего «сладенького и вкусненького»): любой излишек веса «грозит» выпадением из стройных рядов коллег. При наличии таланта и недюжинного усердия требуется ещё и везение: природа может «испортить» карьеру балерины, которая вырастет слишком высокой: ведь легче поднять миниатюрную девушку, что предпочтительнее танцовщику-партнёру.

Что детство! И юность с её манящими удовольствиями тоже проходит в балетных классах. Да, некоторые умудряются не только влюбляться, но и создавать семьи, заводить детей. При этом надо удержаться в профессии, так как «Его Величество Балет» требует возвращения к станку! Удивительно, но многие балетные семьи своих детей тоже ведут в хореографическую школу. Ведь кто как не они знают, какое будущее у выпускников! Конечно, школа формирует чёткие понятия о питании, об осанке, и вообще — о самодисциплине. Возможно, пройдя в детстве все испытания, родители уже забывают трудности, понимая пользу такой выучки для взрослой жизни. Однако со стороны это выглядит почти жестокостью…

Но вот — самые талантливые становятся ведущими артистами балета, что каждый день требует подтверждения достигнутой высоты мастерства. Если вы случайно окажетесь за кулисами во время спектакля, то поймёте, какой ценой достигается эта лёгкость почти парящих стройных балетных тел! Светящиеся улыбчивые лица за кулисами моментально преображаются, даже дыхание с трудом приходит в нормальное (кажется, что находишься на финише длинной беговой дистанции!).

И всё же — они не будут жить нашей спокойной, ленивой жизнью. За это мы и благодарны гениям балета!

Статья опубликована в выпуске 8.01.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галина Голованова Галина Голованова Профессионал 8 января 2013 в 09:49 отредактирован 8 января 2013 в 09:50 Сообщить модератору

    Галина Шубина, а может, это и к лучшему: смотреть и наслаждаться приятнее, чем постоянно трудиться для недостижимого совершенства!

  • Галина Голованова Галина Голованова Профессионал 8 января 2013 в 10:04 отредактирован 8 января 2013 в 15:24 Сообщить модератору

    Галина Шубина, работа в кордебалете и небольшие партии ( те же "маленькие лебеди" - четвёрка с перекрещенными руками) тоже требуют немалых усилий. При выпуске спектакля солисты обычно меняются (разные составы исполнителей), а кордебалет репетирует со всеми. Их "гоняют" ещё больше: ох!, как нелегко добиться синхронности движений и чётких линий расположения балерин на сцене!

  • Я бы не отдал своего ребенка ни в профессиональный спорт, ни в музыку, ни в балет.

    Вероятность успеха (настоящего) 0.001%, да и польза для здоровья сомнительна. Для остальных, не попавших в те самые доли процента, перспектива работать разве что в детском кружке педагогом на ставку в 10тыс...

    А "завидовать успеху" вообще бесмысленно. Я с удивлением узнал как-то что конкурс в театральные ВУЗы 200 человек на место (для сравнения в технические вузы вроде 6 на 1) - все наверно хотят красивой жизни, но простой математический расчет показывает что Киркоровых и Басковых единицы, а остальным тоже надо как-то жить...

  • Дмитрий Елисеев, я полностью с Вами согласна. А статью написала для тех родителей, которые собираются отдать своих детей в балетные студии. Уверена, что увлечённого танцами ребёнка не отговорить от выбранного занятия, а вот принуждать - не стоит.

  • Всегда восторгалась балеринами! Это титанический труд,действительно,огромнейшая сила воли и самодисциплина. Порой жалею,что в детстве родители уступили моим капризам и забрали с хореографии... да,это трудный путь,но нет предела восхищению этими хрупкими птичками со стальными мышцами.

    • Галина Голованова Галина Голованова Профессионал 8 января 2013 в 15:39 отредактирован 8 января 2013 в 16:33 Сообщить модератору

      Татьяна Пишет, не жалейте, "что в детстве родители уступили...и забрали с хореографии..."
      Учащихся в хореографических школах перед каждой репетицией взвешивают на предмет сохранения веса в строго нормированной форме. На сценических репетициях к спектаклям все перерывы проводят, лёжа или сидя на полу ( видимо, удобнее на твёрдой поверхности).

  • девочкам, наверно, пару лет хореографии не помешает. Зато, когда они закончат училище и идут работать/учиться совсем в другой области - как, порой, сильно меняются их точенные фигурки..

    Оценка статьи: 5

  • Чистая правда. Помню, как сам до старших классов школы шёл по этому пути. Потом, правда, переключился на физику. Много лет прошло без общения со сверстниками, без их "радостей жизни". Поступление в МГУ на физический факультет тоже не прибавило времени и коммуникабельности. Но я научился дисциплине и труду. А коммуникативные способности развил сам намного позже.

    Оценка статьи: 5

  • Я завидую танцорам.. Завидую музыкантам.. Поражаюсь дирижерам.. Удивляюсь скрипачам (с закрытыми глазами на ощупь берут нужную ноту).. Мурашки на коже от хорошо взятой ноты певцами..

    И прошу прощения у вас, Галина Голованова, ваши тексты - отличные!

    Оценка статьи: 5

  • Ой, Вячеслав Старостин! Неужели далёкое будущее вот сейчас и наступило?
    Какой у Вас большой запас зависти: на всех хватает!
    А прощения за что просите? Это за "насекомых"? Так я сама Вас навела на эту шутку ( в другой раз постараюсь просчитывать шутливые ходы заранее)
    А если серьёзно: польщена вашим отзывом!

  • У меня хорошая зависть!.. Созидательная. Да. Есть и такая зависть. Она не на виду - она в душе. И помогает вам, музыкантам.

    Вспомнилось, как рисовал эскизы костюмов к спектаклю (художники мы)... Эскизы утвердили. Я был счастлив.

    Оценка статьи: 5

  • О, так Вы - наш человек: из театральных!
    А я вот завидую таланту художников: мой папа был художником-оформителем, а я бы хотела стать дизайнером. Но в годы моей юности такой профессии не учили. Зато восхищаюсь чужими творениями ( особенно люблю импрессионистов: за их "пульсирующий" воздух после дождя...)

  • Сражу же вопрос: кого из импрессионистов любите? (ради бога, не следуйте чьей-то "моде" - говорите как есть)

    Я - не театральный художник, просто мне довелось... Я приверженец станковой живописи. Сейчас осваиваю и CG (цифровую живопись)

    Свое ремесло воспринимаю обыденно, музыканты - из параллельного мира. Действительно восхищаюсь ими. Потому и откликнулся на ваши статьи - богема, однако. Не рерайт.

    Оценка статьи: 5

  • Галина Голованова Галина Голованова Профессионал 8 января 2013 в 19:56 отредактирован 9 января 2013 в 09:35 Сообщить модератору

    Думаю, как и многие - обоих с похожими фамилиями: Моне и Мане (то бишь, Клод и Эдуард), ну и Дега с его балеринками, конечно. Нравится и Борисов-Мусатов ( наверное, за его голубую дымку, напоминающую французскую манеру письма). Но это, которые - особенно. И остальные: удлиннёные лики Модильяни, наши передвижники - и портреты ( Тропинин хорош, а Брюллов каков: его просвечивающий на солнце виноград - почти съедобен. Уже не говорю об эпохе Возрождения! Когда-то сильно увлекалась изучением худ.альбомов ( мой педагог по фо-но имел отличную коллекцию дорогущих и дефицитнейших в советское время альбомов с репродукциями). К скульптуре Фальконе тоже питаю "слабость", да разве всех перечислишь?
    А вот "богема, однако" - это не к нам. Вот на Монмартре пировали нищие и талантливые, а мы так - ремесленники!

  • У меня свое вИдение богемы.. И мне плевать на "общепринятое с синюшными оттенками". Богема - это мальчишник на втором курсе, когда под "Агдам" до хрипоты спорили о Цорне и Архипове. Богема - это патина для скульптуры под пронизывающим осенним ветром. Богема - это улыбки детей в школе-интернате по окончании стенной росписи.

    Богема - это к нам!..

    Оценка статьи: 5

  • Ну, если что - обращусь!
    Да, согласна: задумчивый взгляд с полуулыбкой на губах - это не выпросишь в отзывах!

  • "Завидуете успеху прима-балерины? А ведь за ним - титанический труд!"

    Потому и завидую, что за ним - титанический труд... И это мое мнение. Пафосно?.. Ну и пусть.

    Оценка статьи: 5

  • Никогда не завидовала балеринам, но всегда плачу на балете. На столько трогательно для меня смотреть на то, как танцуют балерины! И, да, я всегда предполагала, что это титанический труд. Спасибо за статью. Считаю, что об искусстве писать надо обязательно, и не только о том, что оно есть, но и о том, как такое чудо "творится".

    Оценка статьи: 5

  • Ольга Разумная,благодарю за отзыв. Хочется отметить, что мой взгляд на эту тему сугубо субъективный. Возможно, что профессиональные артисты балета со мной не согласятся, но тогда - им и "карты в руки!": пусть опишут своё видение "процесса", так сказать "изнутри".