• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наташа Каминская Профессионал

Какова сила печатного слова?

Газеты и журналы имеют влияние на культуру, политику и на жизнь миллионов людей, информируют своих читателей о важных делах и новостях во всем мире. Историки считают, что газеты провоцировали, поддерживали и оправдывали войны. Конечно, новостей в такие сложные времена хватало.

Voronin76, Shutterstock.com

К тому же скандальные статьи, опубликованные в газетах, разрушили карьеру многих бизнесменов, ученых, деятелей культуры и политики. Вспомнить только «Уотергейтское дело» — журналистское расследование событий, связанных с противозаконными действиями «Комитета Республиканской партии по переизбранию президента» в период избирательной кампании 1972, которое привело к тому, что президент Ричард Никсон был вынужден уйти в отставку. И таких случаев достаточно.

Итак, газеты, действительно, влияют на жизнь людей, и этим нельзя пренебрегать. Но как пресса стала такой влиятельной? Можем ли мы доверять тому, что читаем в газетах?

Первые газеты. Где и когда?

В седьмом веке в Китае стали выпускать первую в мире печатную газету, которая называлась «Жибао». А в Европе новости о войне, несчастьях, преступлениях и т. д. приносили странствующие рассказчики.

Впоследствии, первые две газеты вышли в свет в Германии в начале XVII столетия. Одна под названием «Relation: Aller Fürnemmen» («Репортаж») вышла в 1605 году в Стасбурзи, другая — «Aviso» («Сообщения о новостях») — в 1609 году в городе Вольфенбюттель, эта газета сохранилась и до наших дней.

Эта первая ежедневная газета имела четыре страницы карманного формата. В ней печатались различные новости, не сгруппированные по тематике. Годовая подписка равнялась месячной зарплате хорошо оплачиваемого работника.

Источник информации

Интересным для газет был источник информации. Письма — руководители почтовых контор, которые получали новости с письмами, просто переписывали их. Конечно — слухи (куда же без них), подхваченные сборщиками новостей в кабаках и заездах. Начали организовываться информационные агентства. Они собирали новости для издателей, с которыми заключали соглашения.

Технические новинки

Конечно, газетный бизнес не достиг бы своего расцвета, если бы не целый ряд важных изобретений. Один из самых главных среди них — печатный станок с подвижными буквами Иоганна Гутенберга. А в 1860 годах начали использовать ротационную печатную машинку. Она сделала возможным печатанье газет на рулоне бумаги, а не как раньше — на отдельных листах.

Вскоре изобрели линотип — печатный станок, который позволял складывать и отливать сплошные строки текста.

А в ХХ веке на смену дорогой ручной работе пришел компьютерный фотонабор.

Изменился и способ передачи новостей. Благодаря телеграфу, который начали использовать в 1840-х, новости распространялись быстрее. А позже изобрели телефон, появились компьютеры, электронная почта и телефаксы.

Кроме того, сейчас репортеры могут очень быстро добираться до места проведения репортажа — поездом, машиной или самолетом.

Не потеряют ли газеты своих сторонников? Если печатные издания и в дальнейшем будут подавать обстоятельную информацию и не потеряют влияния на общество, то их, возможно, ничто с рынка не вытеснит. Но нас интересует еще кое-что. Стоит ли доверять всему, что пишут?

Конечно, глупо, ждать совершенства. Существует немало факторов, которые не позволяют прессе стать полностью объективной и беспристрастной.

И все же газеты — ценная вещь. Они помогают быть в курсе мировых событий!

Статья опубликована в выпуске 24.01.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Муратова Ирина Муратова Ирина Читатель 24 января 2013 в 15:42 отредактирован 24 января 2013 в 15:46 Сообщить модератору

    «Существует немало факторов, которые не позволяют прессе стать полностью объективной и беспристрастной.»

    В принципе не бывает. Любая новостная информация, хоть напечатанная, хоть по телеящику переданная, несет в себе некий флер личностного отношения репортера. Андрей Караулов отвечает за каждое свое слово, Анна Чапмен открывает нам все секреты, В газетах и журналах кишат открытые письма с разоблачениями. Обычный прогноз погоды, общего, не специализированного назначения, несет в себе определенную информацию вещателя и можно сделать выводы о вещателе.

    А вот то, что вера напечатанному слову сильна, это есть. А чему удивляться - что написано пером, не вырубишь топором. Нами что-ли придумано?

    Самое прикольное, что вера в напечатанное слово, чудесно переходит с бумаги в интернет.

    Вот недавно мне поведала симпатишная знакомая – бананы жрать вредно, особенно на голодный желудок, откуда узнала? В интернете прочитала! Вот и весь разговор. Посоветовала я ей по-другому вопрос задать - чем бананы полезны, Ну? бананы оказались весьма полезны и кушать их можно беспредельно. Маленький, бытовой пример, о многом говорящий.

    Никакие новейшие ухищрения не спасут газеты и журналы, это все вопрос времени. Ничего там уже нельзя почерпнуть, ну разве, что частные объявления, еще какую-то хрень с объявлениями. Пока я газету куплю, я до этого все знать буду, телик, радио, интернет - меня просветят, да еще бороться будут за мое самосознание и мое отношения к излагаемому. Пропаганда, так вроде это называется.

  • " Джонни, по возвращении из школы, забрался в укромный уголок и извлек на свет листы, спрятанные внутри его одежды; они были искусно распределены там, чтобы успешно защищать те области, которые обыкновенно подвергаются опасности во время школьных экзекуций. Джонни посещал частную школу, и у него вышли недоразумения с учителем. Как уже было сказано, в утреннем выпуске газеты была великолепная передовица, направленная против телесных наказаний, и она, несомненно, оказала свое действие.
    После всего этого может ли кто-нибудь усомниться в могуществе печатного слова?"


    "Сила печатного слова" О. Генри.

  • Такое интригующее название и такой пустой трёп внутри. Вместо силы слова, кратенько, рассмотрен способ его доставки.

    Оценка статьи: 2