Марина Опарина Грандмастер

Какой представляется жизнь после конца света? Постапокалиптические сериалы «Терра нова» и «Изгои»

Почему людям так нравятся постапокалиптические сериалы? Потому что в этом жанре научной фантастики показывают жизнь после конца света, благополучно обходя все подробности непосредственно момента Апокалипсиса. Понятно, что часто апокалиптика сочетается с постапокалиптикой в таких телешоу, но акцент все-таки делается на том, что будет после.

Земля еще зеленая и цветет буйными красками кадр из сериала "Терра нова"

И поскольку все мы на подсознательном уровне, а некоторые очень даже сознательно, опасаемся скорого наступления конца света, то для нас крайне важно знать, что жизнь после все-таки будет и мы получим второй шанс. Пусть не все, а только самые-самые, но ведь всегда есть шанс оказаться в их числе.

«Терра Нова» — начать с чистого листа

Лучший пример жанра техногенной постапокалиптики — американский сериал «Терра нова», он вышел на канале Fox в 2011 году.

По сюжету «Терра Нова», человечество решило не заморачиваться насчет восстановления разрушенной жизни и построения нового мира на развалинах старого. Здесь поступили умнее — решили предвосхитить события, изобрели по-быстрому машину времени и начали заново населять Планету с того момента, когда человек еще не успел ничего натворить, а на Планете безраздельно властвовали динозавры. Умно, не правда ли? Напоминает ребенка, который рисовал-рисовал, потом со звонким возгласом «Не получилось!» замалевывает рисунок, комкает лист и отправляет в мусорную корзину. И берет чистый лист.

Честно сказать, сериал должен бы называться не «Terra nova» («Земля новая»), а скорее «Terra pura» («Земля чистая») — так название отражало бы сюжет.

Сначала действие происходит в 2149 году, когда перенаселение на Планете и плачевность ее экологической обстановки создают серьезную угрозу всему человечеству. По улице можно ходить только в респираторе, сильные мира сего позволяют себе строительство огромных куполов, закрывающих их дома от негативного воздействия солнца и загрязненного воздуха, а люди попроще вынуждены устраиваться в полуразрушенных многоэтажках, вид у которых довольно плачевный. Существует строгий запрет иметь более двух детей в семье. Понятно, что ученые находятся в постоянном поиске выхода из сложившейся ситуации. В результате они открывают портал в прошлое Планеты, а точнее на восемьдесят пять миллионов лет назад, когда Земля еще зеленая и цветет буйными красками, когда нога человека еще не ступала на нее, в отличие от динозавров.

К радости ученых, это портал ведет в какой-то параллельный отросток времени, который, чего бы там не натворил человек, никак не повлияет на современность. Очень удобно, не правда ли? Тем более что портал предлагает только билеты в один конец, которые, кстати, разыгрываются в лотерею. Однако немного другим способом, не совсем законным, в портал попадает полицейский Шеннон с супругой и трое (да, один ребенок незаконный!) их детишек. Вот эта семья и попадает в эру динозавров с надеждой начать все с того самого чистого листа.

Актеры в сериале все сплошь как нарисованные — красивые и правильные. Красивый и правильный Джейсон О’Мара («Жизнь на Марсе», «Вегас»), красивая у него жена Шелли Кон («Обратно на Землю», «Как знать»), красивые дети Лэндон Либуарон, Наоми Скотт и Алана Мансур — та самая «незаконная» дочка Зоуи. Красивый здесь Стивен Лэнг («Аватар», «Тумстоун»), исполнивший роль командующего Терра Новы Натаниэля Тэйлора. Все правильно и все красиво.

И все же в марте 2012 года было объявлено о том, что сериал на второй сезон продлеваться не будет. Проект оказался слишком дорогостоящим: его предлагали даже восходящей звезде интернет-сериального мира Netfits, но и те посчитали такие траты нецелесообразными. Так что пока о втором сезоне замечательной «Терра новы» остается только мечтать. Очень жаль, ведь продюсером сериала выступил уважаемый и талантливый Стивен Спилберг. Что ж, и на старуху бывает проруха.

«Изгои» («Outcasts»)

В отличие от «Терра новы», британский сериал 2011 года «Изгои», выпущенный на BBC One, относится скорее к жанру космической постапокалиптики, поскольку спасения человечество ищет здесь на далекой планете Карпатии, случайно обнаруженной в далекой-далекой галактике.

По сюжету, человечество открыло новую пригодную для жизни планету примерно в пятидесятых годах текущего столетия. Естественно, что люди тут же начинают заселение. Как гласит синопсис пилотного эпизода, человечество посылает достойных из достойных, чтобы они, извлекая уроки из всемирной истории человечества на Земле, начали новую жизнь на нетронутой цивилизацией планете.

Дальше смешно, потому что люди уроки, безусловно, не извлекают — привозят на Карпатию оружие, горючее, еду в тетрапаках, антибиотики и все то, что и привело население Земли к тому, к чему привело. Нил Гейман, знающий толк в подобных вещах, очень правильно сказал: «Люди думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя». Поэтому порт «Хэйвен» — первый населенный пункт на новой планете — начинает разъедать изнутри стандартный набор человеческих пороков: жадность, злоба, высокомерие, неблагодарность и элементарная безалаберность. К тому же сама планета Карпатия оказывается не такой уж приветливой к пришельцам, наверняка, подозревая, чем присутствие человека может обернуться для нее.

В сериале заняты прекрасные актеры — Гермиона Норрис — театральная актриса, некогда блиставшая на сцене школы-студии МХАТ в роли Нины в «Чайке», Эрик Мабиус («Дурнушка Бетти», «Обитель зла»), Лиам Каннингем («Игра престолов», «Камелот», «Доктор Кто») и многие другие.

Тем не менее было снят всего один сезон из восьми серий, и на данный момент сериал имеет статус закрытого. Это еще одно телешоу в мою копилку незаслуженно закрытых проектов.

Статья опубликована в выпуске 16.08.2013