• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как братья Гибб записали свои самые известные хиты?

В предыдущей статье мы оставили братьев Гибб в 1977 году, когда их саундтрек к к-ф «Лихорадка субботнего вечера» принёс им мировое признание. Даже в Советском Союзе, где фильм про танцующего продавца не крутили, такие песни, как «Stayin' Alive» и «How Deep Is Your Love», знали все завсегдатаи дискотек.

Olinchuk Shutterstock.com

«Stayin' Alive» (1977)

Звукорежиссёр Карл Ричардсон:
«Я отчётливо помню, что Барри сказал: «Парни, Карл, у меня для вас есть песня. Сел и сыграл на акустической гитаре «Stayin' Alive». Это было очень мелодично, просто невероятно. Я сказал: «Барри, не забудь этот ритм. Это будет хит номер один».

Песня, звучащая в начальных кадрах фильма, где герой Траволты гордо вышагивает в лаковых башмаках цвета красного дерева, стала самой известной песней коллектива. В ней (как, впрочем, и в остальных хитах БИ ДЖИЗ) в первую очередь поражает мастерская аранжировка и блестяще выстроенный вокал. Звукорежиссёр вспоминал, что братья были настолько слаженны в работе, что даже отказались от трёх микрофонов и наушников.

Карл Ричардсон:
«Они пели одновременно в один микрофон, глядя друг на друга. И когда я услышал их, то понял, что значит настоящее пение: первый же дубль — и всё идеально, в тональности, в ритме…».

Правда, с этим тонким, почти женским вокалом была одна загвоздочка. Даже англоязычные слушатели, и те часто воспринимали «Stayin' Alive» как эдакую дискотечную развлекательную песню. Хотя уже одно её название — «Остаться в живых» — было достаточно мужественным, и речь в песне шла совсем не о танцах.

Барри Гибб:
«Тема песни достаточно серьезная — о выживании на улицах Нью-Йорка. Это песня отчаяния. Но если ты выживешь на улицах Нью-Йорка — ты выживешь везде. И „Stayin' Alive“ об этом. Они борются против всего мира, против всей этой гадости, так и норовящей утопить тебя. И просто выжить в этих условиях — уже победа. Если же ты сможешь подняться, это сродни подвигу и никого не оставит равнодушным».

Но подобное пение не настраивало на мужественный лад. «Когда поют BEE GEES, мне кажется, что они плачут», — очень тонко подметил Майкл Джексон.

Поначалу «Stayin' Alive» попытались записать живьём, но результат не понравился, и группа занялась другим хитом — «Night fever». Когда «Night fever» записали, барабанщику внезапно пришлось лететь в Лондон на похороны матери. Оставшись без ударника, BEE GEES сначала попробовали записать «Stayin' Alive» с помощью драм-машины, но потом плюнули и решили использовать партию ударных из уже готовой «Night fever». Выбрали нужные отрывки, вырезали их (в прямом смысле слова) из магнитофонной ленты, склеили в петлю и пустили по кругу. А на конверте пластинки ради смеха барабанщиком указали несуществующего Бернара Люпэ.

Карл Ричардсон:
«Мы получили невероятное количество телефонных звонков от людей, которые искали барабанщика Бернара Люпэ. Типа «Парни, это настоящий рок! В жизни не слышал таких «жёстких» барабанов!»

Песню чуть было не испортил Джон Эвильдсен — режиссёр, нанятый Стигвудом для съёмок «Лихорадки…». Он потребовал вставить в середину песни медленный балладный отрывок. Отрывок-то вставили, но услышав окончательный вариант, Ричардсон произнёс: «Парни, мы сейчас угробили хитовую песню. Это просто какой-то пьяный хит!» Музыканты версию забраковали и пожаловались Стигвуду на самоуправство режиссёра. Эвильдсен тут же был уволен, а новым режиссёром стал Джон Бэдхэм.

Поначалу «Stayin' Alive» даже не планировали издавать отдельно, но когда радио завалили заявками — сингл выпустили, и песня на 4 месяца оккупировала вершину американского топа.

Она стала «визитной карточкой» братьев Гибб. Её часто перепевали, а в 1983 году под названием «Stayin' Alive» вышел фильм, представляющий собой продолжение «Лихорадки субботнего вечера». Кроме того, западные медики рекомендуют своим студентам напевать «Остаться в живых» во время непрямого массажа сердца. Дело в том, что ритм песни — 103 удара минута — почти соответствует ритму сердечной мышцы — 100 ударов в минуту. Да и название у песни подходящее…

«How Deep Is Your Love» (1977)

Планировалось, что первоначально эту красивую балладу в фильме исполнит певица — Ивон Эллиман. Но потом решили оставить авторское исполнение — настолько оно было хорошо! Несмотря на лирический настрой песни с вечным вопросом «Как глубока твоя любовь?», здесь мы почти не слышим знаменитого фальцета. Братья поют её своими натуральными голосами — впрочем, тоже мягкими и тёплыми.

Говорят, что большую роль в звучании песни сыграл пианист Блю Уивер. Он вспоминал, что во время работы над песней Барри постоянно просил его сыграть самые красивые аккорды, которые тот знал, и именно на них выстраивал аранжировку.

Сингл «How Deep Is Your Love» стал № 1 в США. А в 1996 году большой успех с кавером на эту песню поимеет мальчуковый квартет TAKE THAT (№ 1 в Британии).

Правда, и обделённая Ивон Эллиман тоже не осталась в накладе. Она исполнила в «Лихорадке субботнего вечера» другую песню братьев Гибб — «If I Can’t Have You», которая тоже побывала на вершине топа.

1978−79 года стали для BEE GEES пиком их карьеры. Саундтрек к «Лихорадке…» отхватил целых пять наград «Грэмми» — «альбом года», «продюсер года», «лучшая аранжировка вокала» («Stayin' Alive») и две награды за «лучшее исполнение группой» («How Deep Is Your Love», «Night fever»). Альбом 1978 года «Spirits Having Flown» снова стал № 1. 1-е место заняла и самая известная песня альбома — «Tragedy», снова сочетающая драматический напор и раскаты грома (это Барри просто сложил руки у микрофона и сильно дунул) с танцевальностью и писклявыми голосами.

В марте 1978 года сложился прецедент, незнакомый со времён БИТЛЗ. В американской первой десятке толклись аж 5 хитов авторства братьев Гибб: «How Deep Is Your Love», «Stayin' Alive», «Night Fever», «Love Is Thicker Than Water» (написанная Барри для Энди Гибба — ещё одного брата Гибб, начавшего музыкальную карьеру) и «Emotion» (написанная Барри и Робином) для Саманты Сэнг.

«Woman in love» (1980)

Плодовитость братьев Гибб стала для них настоящей палочкой-выручалочкой, когда к началу 1980-х удача снова перестала быть к ним благосклонной. Мало найдётся людей, которые хотя бы краем уха не слышали замечательную балладу «Woman in love» («Влюбленная женщина») в исполнении Барбары Стрэйзанд. Но не все знают, что эту песню, как и весь материал альбома актрисы под названием «Guilty», написал Барри Гибб. Он же выступил и продюсером пластинки.

Правда, запись пластинки протекала непросто. Дело в том, что фонограмму Барри записывал в Майами, а потом посылал плёнки на запад — в Голливуд, где жила Стрэйзанд. А так как Барбара любила частенько в одной песне менять тональность голоса, фонограмму приходилось редактировать и склеивать из разных вариантов.

Зато результат вышел на славу — «Guilty» стала самой успешной пластинкой Стрэйзанд за всю её карьеру. Ну, а «Woman in love» до сих пор не уходит из трек-листов радиостанций. Забавно, что Барбара редко исполняла эту песню вживую и даже заявляла, что недолюбливает её, ибо не очень верит в её смысл. Интересно, что существует демо-версия, где Барри Гибб сам исполняет «Woman in love» своим знаменитым фальцетом.

Тем не менее чувственный вокал Барбары в этой песне до сих пор остаётся эталонным. Хотя кто только не перепевал эту композицию — да ещё и на разных языках. Есть французская версия Мирей Матье («Une Femme amoureuse»), испаноязычная — Филиппы Джордано («Me he enamorado de ti»), греческая — Анны Висси, арабская — Софии Марик. Ну, а самый известный русскоязычный кавер — «Куда бы ты не ушёл» — записал вокально-инструментальный ансамбль ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ (текст — Владимира Попкова, исполнение — Галины Шевелёвой).

Статья опубликована в выпуске 3.09.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: