• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вячеслав Старостин Грандмастер

Чем можно удивить гостей в праздник? Китайский ритуал винопития у вас дома. Часть 2

В древнекитайских трактатах о «питейной этике» нет и намека на шутливость и несерьезность в отношении к алкоголю. «Питейная этика» — это моральные нормы, которые необходимо соблюдать во время распития алкогольных напитков и достойные манеры поведения после этого. «Питейная этика» — это очень серьезно. Но цель совместного «пития» — все-таки веселье, а не унылое избегание неприятностей и конфликтов за столом.

KobchaiMa Shutterstock.com

Моя же задача — попытаться в легкой, непринужденной форме познакомить своих придуманных гостей на воображаемом праздновании моего дня рождения с основными положениями китайского ритуала винопития, чтобы у них после сравнения с привычно-избитым российским застольем появился выбор. Или хотя бы какие-то предпочтения в пользу культуры винопития, в пользу «питейной этики». Или… — был еще вариант костюмированного веселого застолья.

Итак, я вверг в почти шоковое состояние своих гостей командой «Дарить что попроще и обязательно — китайское!» И пришла пора начать их удивлять.

Сидеть всем по местам! Размещение гостей на банкете

Напомню: согласно ритуалу, места за столом определяются в соответствии с расположением двери. Хозяин, т. е. организатор банкета, садится напротив двери. Гость, занимающий наиболее высокое положение или пользующийся особым почтением, садится справа от хозяина — на «место для первого по значимости гостя». Рядом с ним усаживается «представитель стороны хозяина 2». Слева от хозяина — «место второго по значимости гостя». И рядом с ним — «представитель стороны хозяина 3»… И так, вперемежку — чередуя гостя по значимости с представителем стороны хозяина, до окончания списка приглашенных. Замыкает круг представитель стороны хозяина, сидящий спиной к двери.

Хм… Но мои гости еще не знают об этой хитрющей китайской системе винопития и сотрапезничания. И, во избежание недоразумений, всяких недовольств и открытых обид (кому хочется, например, быть «шестым по значимости гостем» или каким-нибудь «десятым»?), прямо на столе размещаю таблички из бумаги, на которых «русским по белому», но стилизованным «под Китай» шрифтом написано, кому принадлежит это место. Чтобы никому не было обидно, записки с указанием места складываю в «китайскую ритуальную коробочку» — пусть тянут жребий.

Как интересно я всё придумал!.. Ждем-ждем первых гостей.

Звонок. Открываю… У Николая, моего лучшего друга, отвисает челюсть от удивления. У его новой подруги красивые большие глаза становятся еще больше и… совсем круглыми. Это я так — в образе главного китайца доисторической эпохи их встречаю.

Кстати, древним главным китайцем выглядеть совсем несложно: нужно намазать волосы чем-то маслянистым (например, детским кремом) и, не расчесывая, пригладить их назад. Прицепить что-то похожее на косичку сзади к волосам. Желательно, чтобы волосы-косичка опускалась ниже пояса и в конец косички была вплетена какая-нибудь небольшая по размеру имитация колюще-режущего оружия. Но не опасного. Допускается обернуть косичку-волосы вокруг шеи в несколько витков.

Необходимо тщательно пожелтить лицо. Для этого лучше всего использовать чью-нибудь пудру или чей-нибудь тональный крем. Ну, не покупать же для этого новое! Будьте благоразумнее — экономьте на пиво! И черную тушь для бровей древнего китайца тоже у кого-нибудь попросите. Или конфискуйте, если сопротивляются… Красота требует жертв, однако.

Два-три изношенных женских халата, одетых друг на друга — хорошая основа одежды «а-ля китаец периода 1046−771 гг. до н. э.» Рукава одного халата закатайте до сгиба локтя — пусть виднеются рукава другого халата. Куда-то нужно добавить фактуру грубого холста. Подпоясаться предпочтительно льняной веревкой. Характерные цветовые сочетания: умбра-горчичный-черный-белый-болотно-зеленый-цвет молодого бамбука. Немного красного… Или всё на ваш вкус.

Что-то глупое и некрасивое советую? Это на трезвую голову так кажется. Когда начнется китайское ритуальное винопитие по-русски, такой костюм многие захотят примерить.

А сейчас, мягко говоря, только удивляются. Это я про своих первых гостей говорю — про Николая с его новой подругой, которые так и замерли на пороге моего дома — настолько неожиданно я их встретил. Почти силой затащил в прихожую. Объяснил свою задумку — заулыбались. Предложил тянуть жребий… Какая удача! Для меня, конечно — подруга Николая рядом со мной сидеть за столом будет. А он — где-то у двери.

Еще звонок — очередные гости пожаловали. Опять удивление, хихиканье и мои объяснения уже скороговоркой. А гости идут и идут. В прихожей маленькое столпотворение. Суета и приподнятое настроение в ожидании интересной вечеринки. Меня не слушают — прихорашиваются у зеркала и пытаются пристроить свою обувь.

Кто-то громко говорит:

— Чего встал? Тяни жребий — и за стол. Там этот «китаец» нам всем еще раз объяснит.

Все сидят за столом. И все молчат, удивленно разглядывая соседство друг с другом и с любопытством вчитываясь в таблички с указанием «сути» своего местоположения.

Пора начинать импровизированный китайский ритуал винопития. Я занял свое место «хозяина», оглядел всех новоявленных «представителей стороны хозяина» и «разных по значимости гостей», набрал побольше воздуха в легкие и…

С удовольствием продолжу в следующей части статьи.

Статья опубликована в выпуске 24.09.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:


  • Напомню: согласно ритуалу, места за столом определяются в соответствии с расположением двери. Хозяин, т.е. организатор банкета, садится напротив двери. Гость, занимающий наиболее высокое положение или пользующийся особым почтением, садится справа от хозяина – на «место для первого по значимости гостя». Рядом с ним усаживается «представитель стороны хозяина 2». Слева от хозяина – «место второго по значимости гостя». И рядом с ним – «представитель стороны хозяина 3»… И так, вперемежку – чередуя гостя по значимости с представителем стороны хозяина, до окончания списка приглашенных. Замыкает круг представитель стороны хозяина, сидящий спиной к двери.


    Зачем вы повторили абзац из первой части статьи? Не проще было быть на нее ссылку, либо написать короче другими словами?

    Кусок из первой части для сравнения:

    Согласно ритуалу, места за столом определяются в соответствии с расположением двери. Хозяин, т.е. организатор банкета, садится напротив двери. Гость, занимающий наиболее высокое положение или пользующийся особым почтением, садится справа от хозяина. Садится на «место для первого по значимости гостя». Рядом с ним усаживается «представитель стороны хозяина 2». Слева от хозяина – «место второго по значимости гостя». И рядом с ним – «представитель стороны хозяина 3»…
    И так, вперемежку – чередуя гостя по значимости с представителем стороны хозяина, до окончании списка приглашенных. Замыкает круг представитель стороны хозяина, сидящий спиной к двери. Он-то и будет всех приглашать выпить в дальнейшем. Но начинать должен будет хозяин. Причем в диалоге только с «первым по значимости гостем»…


    И вы собираетесь рассказывать эту сказку еще раз с повторами? Получился почти сборник сказок «Тысяча и одна ночь по-китайски в русском исполнении». Знаете ли скучновато….

    • Рита Розова, пишу, как мне нравится... Пытаюсь решать те задачи, которые ставлю сам себе. Не нравится?.. Не читайте!

      Такое ощущение, что эти статьи как занозы в ж... у вас сидят. Отстаньте от меня!.. Займитесь чем-нибудь другим.

      • Вячеслав Старостин,
        пишу, как мне нравится...

        Иначе говоря, переписали с интернетовского сайта абзац, он понравился, поместили его в первую часть, потом он без изменений перекочевал во вторую часть... есть надежда увидеть его в третьей...

        Такое ощущение, что эти статьи как занозы в ж... у вас сидят. Отстаньте от меня!.. Займитесь чем-нибудь другим.

        Выдалась свободная минутка, захотелось почитать что-нибудь, попалась ваша статья. Ага, где-то я это уже читала. Освежила память, нашла... Что же вы от читателей отмахиваетесь, как от мух?!

  • P.S. Точное расположение гостей в соответствии с ритуалом можно узнать только из самого ритуала. Любые тексты, упоминающие про это, воспроизводят текст первоисточника - текст ритуала.

    • Рита Розова Рита Розова Мастер 25 сентября 2013 в 01:04 отредактирован 25 сентября 2013 в 01:14 Сообщить модератору

      Вячеслав Старостин,
      Любые тексты, упоминающие про это, воспроизводят текст первоисточника - текст ритуала.

      А не подскажите ли номер журнала "Китай", где можно почитать про ритуал без "сказочного изложения", т.е. познакомиться с оргигиналом. Буду весьма признательна. Кстати, некрасиво посылать даму "в срамные места" и цыкать, как на кошку, т.е. переходить на личности.