• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Витэк  Виндекс Профессионал

Так ли малозначимо Варшавское восстание, как утверждают клеветники?

Как ни странно, даже в Польше (не только в странах бывшего СССР) не так уж редки высказывания о том, как, мол, малозначимо было Варшавское восстание. Мол, если бы не глупость и сумасбродство его руководителей — кто знает, может эта страничка Второй мировой войны могла бы быть раскрашена в иные, более радужные цвета.

Tjomek Shutterstock.com

Причем, как ни удивительно, подобные реплики доносятся как с крайне левых, так и с крайне правых политических рядов. Но вот аргументация у всех приверженцев этой точки зрения примерно одинакова — Восстание не оказало практически никакого влияния ни на ситуацию на фронтах всех воюющих сторон, ни на дальнейшие взаимоотношения между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Немецкой стороной при его ликвидации были задействованы крайне незначительные силы. А если так, то с какой стати считать его значимым событием новейшей европейской истории?

Лично меня в этом вопросе больше всего раздражают псевдонаучные подсчеты того, насколько мизерными были немецкие потери. Мол, в Германию ушли похоронки на «91 офицера и 1482 немецких солдата, павших во время подавления Восстания». Но как только хоть чуточку прижмешь этих ловких «математиков» от истории, сразу начинаются уточнения. Мол, «около 2 тысяч» — это только официально установленные потери (без тех, которые пропали без вести!) из боевых частей корпуса фон дем Баха. Но ведь это — меньшая часть немецких сил, что была задействована в восставшей Варшаве! А может, стоит вспомнить 20 тысяч солдат и офицеров, сосредоточенных в Варшавe 01.08.1944, которые фактически перешли на осадное положение и большей частью или погибли, или сдались в плен повстанцам?

Однако при ссылке на документально подтвержденные потери частей СС «Дирлевангер», CC «РОНА» и 111-го азербайджанского полка эти ловкие «математики» сразу же начинают объяснять, что имели в виду потери исключительно «этнических немцев». Жаль, что им не приходит в голову посчитать среди них членов НСДАП, иначе, уверен, они обязательно скорректировали бы оперируемые цифры: «Повстанцы убили только 28 офицеров и 457 солдат, являвшихся идейными нацистами. Остальные — «рядовые исполнители приказов».

Кстати, немного о «незначительности сил», задействованных со стороны немцев в подавлении Восстания. Если брать только тяжелое вооружение, то по штатам ими можно было укомплектовать 2 полноценных дивизии Вермахта. Потери танковой техники достигли около 70 безвозвратных единиц и около 200 повреждённых танков, САУ, танкеток (для сравнения: средняя немецкая танковая дивизия имела тогда на Висле около 60 танков).

Помимо прочего, среди этого вооружения были и новейшие разработки немецкой военной мысли: мощные Штурмтигер с 380-мм ракетной пусковой установкой, танки Пантера (около 80 штук), гусеничные дистанционно управляемые минометы Голиаф и гусеничные бронированные, также с возможностью управления по радио «сеятели» полутонных мин-фугасов — Borgward-IV.

Для подавления сопротивления в разветвленной сети подземных коммуникаций были задействованы устройства, вызывающие локальные землетрясения посредством взрыва смеси угольной пыли, — «Тайфун». Первое их использование (16 августа) — полностью разрушенный 5-этажный дом в Старом Городе.

Наивысшее признание для солдата — признание, прозвучавшее из уст его врага. От врага, уверенного в своей расовой исключительности, — признание не только уникальное, просто неправдоподобное. Человек номер два в государстве Гитлера, Гиммлер, на курсе офицеров СС в Ягерхёэ 21.09.1944 (напомню, бои ещё идут на Чернякувском плацдарме; вопреки памятникам одному советскому маршалу, ведут их батальоны А К Зоська и Зонт; бои идут на Жолибоже, Мокотувe и в самом центре города) сказал: «Бои в Варшаве относятся к тяжелейшим в этой войне и могут быть сопоставимы только с боями за Сталинград». (Кто не верит, можно прослушать: 1944−09−21, Heinrich Himmler Rede vor Wehrkreisbefehlshabern und Schulkommandeuren in Jaegerhoehe.

«Следует отдать должное тем немецким солдатам, которые, подавая пример сверхчеловеческого напряжения, на протяжении августа и сентября подавили восстание в Варшаве. Их задача, по-видимому, была самой тяжелой из всех, которые когда-либо ставились перед немецкими войсками. Потому что ожесточенность сражений буквально за каждый дом сможет оценить только тот, кто сам участвовал в этом доблестном бою». Это сказал Людвиг Фишер, пусть и не второй человек в иерархии Рейха, но уж губернатор дистрикта Варшава знал, о чем он говорит.

Сразу же после подавления Восстания Гитлер лично распорядился разработать специальный нарукавный знак отличия за участие в подавлении Варшавского восстания — Warschauschild [Варшавский щит]. Его эскиз и положение о нем были утверждены 10.12.1944. Предложение о награждении «Варшавским щитом» должны были быть готовы к 15.02.1945, само же награждение предполагалось провести к годовщине начала Восстания, в срок до 01.08.1945.

Идея введения этого наградного знака ясно свидетельствует о том, как высоко, учитывая тяжесть варшавских боёв, сами немцы оценивали значимость этой своей победы. Ведь за все шесть лет Второй мировой войны, помимо «Варшавского щита», немецкое командование установило 5 (всего пять!) знаков отличия:

 — за десант и оборону Нарвика 1940 г.;
 — за 5-месячную оборону (в 40-градусный мороз) окруженного Холма в январе-мае 1942 г.;
 — за уличные бои в Крыму и почти годичный штурм Севастополя 1941/42 гг.;
 — за 2-месячную зимнюю оборону окруженного Демянска в феврале-апреле 1942 г.;
 — за 9-месячную оборону Кубанского плацдарма 1943 г.

В начале августа 44-го, когда Сталин еще делал удивленное лицо: «Восстание? Какое восстание? Нет никакого восстания в Варшаве!» — боевой дневник 9-й aрмии вeрмахта отмечал: «Поляки воюют с крайним ожесточением. Тактика их идеально приспособлена к уличным боям и боям в зданиях. Немецкая сторона вынуждена применять всякого рода технические средства. Кроме Голиафов и „Тайфунов“, используемых ударными саперами, введены в бой Функельпанцер Borgward-IV».

Немецкое радио еще до окончания боев в Варшаве 30 сентября 1944 г., откровенно передало в эфир: «Если бы немецкие солдаты не вели бои в Варшаве с использованием абсолютно всех средств, имевшихся в их распоряжении, борьба для них была бы безнадежна».

Даже смертельные враги в своё время признавали значимость Варшавского восстания. Кем же тогда являются те, кто считает позволительным утверждать обратное?

Статья опубликована в выпуске 11.10.2013
Обновлено 22.09.2017

Комментарии (47):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Витек, к сожалению, этого не прозвучало в статье, но по Вашим оценкам, какие действительно потери понесли в ходе подавления Восстания части Вермахта и СС, включая и вспомогательные части? И на какие источники Вы можете сослаться в обоснование своей позиции?
    Да! Если можно, какие-то ссылки (цитаты) на те польские источники, которые высказываются о малозначимости Восстания. Хотя, по настрою Вашей статьи чувствуется, что НАБОЛЕЛО, но у меня просто не укладывается в голове, что кто-либо в Польше(!!!) может не то что сказать, а даже подумать о подобном.

    • Константин Кучер
      по потерям немецких (= нацистских) сил в ходе Варшавского восстания - принято считать с 1957 года (тогда первые научные книги о ВВ издались, да еще удивитесь, в советской ПНР = во время "оттепели" в нашем соцлагере, только позже тема стала опять запретной, замолчаной, чтобы в 70-ых стать сильно залганной) следующие цифры: ок. 10 тыс. убитых, 7 тыс. потерянных без вести, 9 тыс. раненных. Но все подсчёты очень приблизительные. Мне кажется, что убитых и потерянных вместе не могло быть больше чем 10-14 тыс. немцев и их пособников (получались и поляки, т.н. фольксдойч = Volksdeutsch = поляк или другой нации принявший немецкое гражданство). Раненных сколько говорят источники - их легче было немцам посчитать (a это они умеют).
      По другим вопросам постараюсь ответить завтра.

  • Иван Рыжов Читатель 11 октября 2013 в 11:34 отредактирован 11 октября 2013 в 12:06 Сообщить модератору

    Героизм поляков и евреев в варшавском восстании никто не отрицает. Однако этот драгоценный потенциал был израсходован практически впустую. Достаточно ответить на вопросы - 1)Это оказало влияние на боевые действия и военную обстановку?, 2)Восстание возимело то политическое влияние на которое рассчитывали? К огромному сожалению для восставших можно дать лишь отрицательные ответы.

    Лично мне данная проблема видится в разной системе политических координат, в которой существовали поляки с одной стороны и Сталин с Гитлером, с другой. Сталину было совершенно не нужно независимое польское правительство - ему были нужны марионетки, и он уничтожал потенциальных политических диссидентов руками немцев - кстати, довольно интересный ход. Поляки же показали себя политическими младенцами, за что очень жестоко поплатились.

    • На мой взгляд, Иван, Вы всё правильно написали. Именно поэтому у нашего правительства тогда, в 44-ом, и не было никакого желания помогать восставшей Варшаве. Но если перейти из системы политических координат в систему национального самосознания, значение Восстания трудно переоценить. Потому что он дал шанс нации гордиться не только своим героическим прошлым, но и конкретно - своими родными (бабушками, дедушками, прадедушками), которые сделали всё, что могли, для того чтобы сделать свою страну свободной и независимой.
      Всё это верно, но... Почему героизм "поляков и евреев"? А героизм русских? Кстати, третья по численности национальная группа, принимавшая участие в Восстании (по разным оценкам около 60 человек). Героизм словаков? У которых (ок. 30 человек) был даже свой, отдельный 535 Словацкий взвод Армии Крайовой? Героизм украинцев, грузин, армян? Чехов? Французов? Итальянцев? Венгров? Восстание - кусочек общеевропейской истории. И это тоже - одно из тех обстоятельств, которое никак не может быть малозначимым.

      • Правильно пишете - шанс нации гордиться. Шанс, но не больше.
        Варшавское восстание в исторической перспективе - это большая подстава восставших всеми союзниками. Англичане много обещали, но толком ничего сделать не могли, Сталин мог помочь, но в силу политических причин, делать этого не стал. Немцы делали то, что должны были делать - уничтожали любое вооруженное сопротивление в своей прифронтовой зоне.

        Восставшие оказались никому не нужны, и это скорее похоже на трагедию, на крах надежд, нежели на повод для гордости. Политический романтизм обречен на уничтожение в жестокое время войны. В жертву политическим амбициям были принесены жизни тысяч людей и лично я не считаю это причиной для какой бы то ни было гордости.

        Впрочем гордиться можно и поражениями - было бы желание

        • Витэк  Виндекс Витэк Виндекс Профессионал 11 октября 2013 в 16:07 отредактирован 11 октября 2013 в 16:08 Сообщить модератору

          Иван Рыжов, Вы совершенно верно всё описываете.
          Но ДОСТОЙНЫМ поражением тоже можно гордиться. Помните ли, в дореволюционной (да и после) России что значили слова Цусима и Порт Артур?
          Кажется мне (может я ошибаюсь), что Цусима и Порт Артур на много больше значили, чем разные победы в войнах балканских и турецких. Кто сейчас их помнит? А вот - Цусима и Порт Артур это легенда. Даже сейчас - что важнее: взятие Грозного (при большом превосходстве сил) или Кавказские Фермопилы 6-ой роты псковской десантной дивизии ?

          • Витэк, Порт Артур - легенда, сохранившаяся в истории, в песнях ("Врагу не сдается наш гордый Варяг..."). Адмирал Макаров - легендарный полководец и изобретатель.
            А вот Цусима - это символ поражения и бездарности.

            Оценка статьи: 5

            • Олег Стражников,
              Порт Артур защищал и лейтенант Колчак Александ Васильевич. За «сторожевую службу и охрану прохода в Порт-Артур, обстреляние неприятельских позиций», произведенных за время командования «Сердитым», 15 ноября 1904 года А.В. Колчак был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и «за отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром» лейтенант был награжден Георгиевским оружием с надписью «За храбрость». При обороне раненый.
              Порт Артут сложился значительно на его будущей жизни - у другого "артурца" капитана Подгорского в Гельсинфорсе встретился со своей великой любовью - Анной Васильевной (сериал или фильм все, наверно, смотрели. Но в нем не показано, что Колчака пригласил на вечеринку у Подгорского - другой артурец - Волковицкий.
              И с его особой переходим с Цисиме. Не до конца я согласен с Вашей оценкой - там были и измена, и безалаберность, но на их фоне ярким контрастом святят примеры мужества и благородства. Именно этот "сват" Волковицкий получил за свое поведение под Цусимой Георгиевский крест. Помните, у Новиков-Прибоя описана сцена, когда мичман Волковицкий заявляет: "Бороться до конца, а потом взорвать корабль и спасаться" ?
              (источники: "Цусима" и "Милая, обожаемая Анна Васильевна")

              • Витэк Виндекс, если точно, то у Н-П Волковицкий высказался так: "Взорвать броненосец и спасаться". Про "бороться до конца" он ни слова не сказал.

                • Витэк  Виндекс Витэк Виндекс Профессионал 12 октября 2013 в 13:18 отредактирован 12 октября 2013 в 13:19 Сообщить модератору

                  Олег Антонов,
                  Спасибо за уточнение. Я ссылался на воспоминания самого Волковицкого, который помнил свою знаменитую фразу нечто иначе: «Мы должны принять бой, а затем затопить корабль и спасаться». Как было на самом деле? Сейчас не определить. Главные эдакие факты: Волковицкий был против сдачи в плен, и за свое поведение был награжден Георгиевским крестом. Он еще из японского плена пытался бежать, за что его приговорили к 2 годам тюрьмы.

                • Я еще нашел интересное доказательства, что Волковицкий был не только знаком, но и ценен адмиралом Колчаком - он его забрал с собой при повышении из Балтики в Черноморский флот: (из сборника "Милая, обожаемая Анна Васильевна")
                  Приказ Командующего Черноморским флотом
                  Марта 2-го дня 1917 г.
                  No 771
                  В последние дни в Петрограде произошли вооруженные столкновения с
                  полицией и волнения, в которых приняли участие войска Петроградского
                  гарнизона. Государственной Думой образован временный комитет, под
                  председательством председателя Государственной Думы Родзянко, для
                  восстановления порядка. (...)
                  Приказываю всем чинам Черноморского флота и вверенных мне сухопутных
                  войск продолжать твердо и непоколебимо выполнять свой долг перед Государем
                  Императором и Родиной.
                  Приказ прочесть при собраниях команд на кораблях, в ротах, сотнях и
                  батареях, а также объявить всем работающим в портах и на заводах.
                  Подписал Вице-Адмирал Колчак
                  Верно. Капитан 2-го ранга Волковицкий

  • Да Сталину Варшава после повстанцев досталась готовенькая - подошёл и взял. Он нарочно ждал, пока они там все друг дружку не перекрошат.

    • Денис Леонтьев,
      Это верно.
      Но добавлю, может Вам будет интересно: Не совсем и ждал Сосо. Запрет летать советским самолетам над Варшаву и бомбить этот важный транспортный узел (4 моста, 5 вокзалов, итд.) = с начала восстания по 10.09.44, запрет обстреливать отдалённый в 10 км от советских фронтовых позиций действующий немецкий аэродром Окенцие, да еще запрет приземляться на советских аэродромах союзным самолетам помогающим Варшаве делает эту картину "ждания" не до конца однозначной.

  • за 5-месячную оборону (в 40-градусный мороз) окруженного Холма в январе-мае 1942 г.
    Что это за события?
    документально подтвержденные потери частей СС «Дирлевангер», CC «РОНА» и 111-го азербайджанского полка
    Азербайджанцы?

    Оценка статьи: 5

    • Олег, при желании, всю информацию по заинтересовавшим Вас вопросам можно найти в Сети. Вот что, например, рассказывается о Холмских событиях 1942 г. на интернет-страничке этого города:
      "Нарукавный знак «Холмский щит» был учрежден 1 июля 1942 г. в качестве знака отличия военнослужащих вермахта, принимавших участие в Холмской операции. Согласно статуту знака, им награждались военнослужащие, принимавшие участие в обороне укрепленного района в окрестностях местечка Холм, в снабжении по воздуху продовольствием и боеприпасами его защитников, а также в мероприятиях по деблокированию германских войск в период между 21 января 1942 г. и 5 мая 1942 г. Общее число награжденных насчитывало более 5500 человек. Кроме нарукавного знака, все награжденные и семьи погибших в окружении солдат и офицеров вермахта получили книгу министра пропаганды Геббельса под названием «Группа Шерера, 105 дней в окружении». Размер щита: высота — 65 мм, ширина — 40 мм. Знак носили в верхней части левого рукава и только на мундире. 21 января 1942 г. Красная Армия взяла в окружение несколько тысяч немецких солдат и полицейских в окрестностях местечка Холм у реки Ловать. Эти силы выдержали около ста атак советской пехоты и около 42 нападений с участием танков. Защитники понесли тяжелый урон: 1550 человек были убиты и практически каждый из оставшихся был ранен. Тяжелораненых удавалось переправлять по воздуху в безопасные районы. Поэтому летчики, принимавшие участие в осуществлении таких операций, также удостаивались этой награды. Пятого мая 1942 г. к оборонявшимся пробилось подкрепление, осада была снята".
      Там же (http://kholmshurik.narod.ru/warr.html) ести и воспоминания участника обороны Холма - Пауля Кареля.

      По частям, которые принимали участие в подавлении Восстания, русская Википедия в статье о Варшавском восстании 1944 г. указывает, в частности:
      "В подавлении восстания также принимали участие подразделения советских граждан, перешедших на сторону немцев:
      сводный полк 29-й гренадерской дивизии СС под командованием майора И. Фролова (1700 человек, 4 танка Т-34-76, 1 САУ и 2 гаубицы)[19];
      1-й и 2-й батальоны 1-го Восточно-мусульманского полка СС (800 офицеров, унтер-офицеров и рядовых);
      два батальона 111-го азербайджанского полка вермахта[19];
      5-ый Кубанский казачий полк (командир — полковник Бондаренко)[19]
      3-ый казачий кавалерийский батальон 57-го охранного полка[19];
      69-ий казачий батальон 3-й кавалерийской бригады Казачьего Стана[20];
      572-ой казачий батальон[19];
      209-ый казачий полицейский батальон[19]
      631-ый украинский полицейский батальон «шуцманшафт»[19], позже включённый в дивизию СС «Галичина».


      Т. е. не только азербайджанцы. Казахи, узбеки, киргизы, туркмены, татары (Восточно-мусульманский полк). Украинцы, казаки, русские.
      Как это ни печально, но по немецкую сторону баррикад русских было значительно больше, чем по польскую...
      Кстати, РОНА расшифровывается как Русская освободительная армия. Командир - бригаденфюрер СС и генерал-майор войск СС Бронислав Каминский. По фамилии её командира эту часть часто называют бригадой Каминского.

      • Константин, спасибо, очень интересно! Про Холмскую операцию я не слышал, думал, что холм - это типа высота.
        Странно, что не было знака отличия за Монте-Кассино

        Оценка статьи: 5

        • Наверное, Монте-Кассино - больше польская, чем немецкая гордость. Ведь среди польских военных наград одна из почетных - это «Крест Монте-Кассино». Немцы же по этому поводу никаких специальных орденов, медалей или наградных знаков, насколько знаю, не учреждали.

          • Мне это и странно. Странный повод гордости союзников.

            Оценка статьи: 5

            • Витэк  Виндекс Витэк Виндекс Профессионал 11 октября 2013 в 15:52 отредактирован 11 октября 2013 в 15:53 Сообщить модератору

              Олег Стражников,
              не понял, почему странный повод - Монте Казино? В сутки взяли его. И не все союзники, а именно поляки гордятся взятием Монте Казино, потому что это была 4-ая и 5-ая попытка союзников (фронт там стоял почти год - с осени 43-го по мая 44-го), а только полякам удалось (правда там помогали и французские войска, и другие, но основной силой удара был польский корпус ген.Андерса, который состоял в 60% из бывших зеков ГУЛАГ-а выпущенных Сталиным в 1941-42 гг.)

              • Я и имел в виду, что 9 месяцев продолжалась эта битва. Причем действия руководства союзников были бездарны. Они явно не слышали о русском полководце Суворове.

                Оценка статьи: 5

                • Олег Стражников,
                  Были бездарны - факт. Пока не подошли поляки ;) А так серьезно - у Андерса был умный шеф штаба - это главное в битве. (в ВВ был не очень - сказалось на итоге
                  Вопрос про Суворова - Вы в курсе сколько сотни тысяч солдат РККА пало под Ржевом с 1941 по 43 ? Слыхал ли ГК Сталин о Суворове? Но про его методы - не знаю я ...

                  • Витэк, я не понял про пример со Ржевом и Сталиным.
                    Суворов - образец стремительности и умения воевать с превосходящими силами противника. В случае с Монте-Кассино - это те же Альпы.

                    Оценка статьи: 5

                    • Олег Стражников, а, сейчас понял, но извините, Суворов переходил Альпы, а Монте Казино находятся в Апеннинах. Это разные горы, хотя и недалеко друг от друга.
                      И союзники в раз 5 превосходили немцев (в их составе много русских воевало - казачьи части, потом их союзники пленят и предательски выдадут СССР), поэтому я не нашел сходства. А про Ржев просто хотел напомнить, про полный застой мозгов у командования, которое положило там напрасно! до миллиона советских солдат.

            • Почему странно, Олег? Мы ведь тоже гордились тем, что советский солдат брал (или освобождал) столицы европейских государств. Вспомним медали "За взятие" (Берлина, Кенигсберга (столица Восточной Пруссии), Будапешта, Вены) или "За освобождение" (Варшавы, Праги, Белграда). А прорвав Линию Густава у Монте-Кассино, союзники вышли к Риму. И взяли Вечный Город.

              • Олег Стражников Олег Стражников Читатель 11 октября 2013 в 16:01 отредактирован 11 октября 2013 в 16:01 Сообщить модератору

                Константин, странно, что в этой эпопее именно немцы показали себя лучшими и грамотными вояками. 9 месяцев держать фронт на таком небольшом участке. А уж если вспомнить само разрушение монастыря...

                Оценка статьи: 5

                • Олег, это вопрос из типа "стакан более наполовину полон, чем наполовину пуст". Чего странного в том, что немцы показали себя лучшими и грамотными вояками? Нельзя забывать, что немецкая армия на тот момент была лучшей в Европе. И не только благодаря качественным характеристикам своего личного состава (опыт, стойкость, упорство в достижении цели и т. п.), но и хорошей постановкой штабной работы, а так же отменной управляемостью войсками. Так, если наши неудачи 41-го и начала 42-го годов были обусловлены во многм тем, что Генеральный Штаб РККА на тот момент просто потереял управление войсками, то их немецкие коллеги не теряли надежной и устойчивой связи с частями до самого дня капитуляции.

  • Сейчас на Украине много носятся с Украинской повстанческой армией (УПА), которая так же как и руководители варшавского восстания бессмысленно клали людей. Хотя у варшавян была так и неоправдавшаяся надежда, что советская армия придёт на помощь. На что надеялись руководители УПА вообще трудно понять. В любом случае их ждала та судьба, которую им устроил Сталин. Единственный мизерный шанс - война закончится "вничью" и у Украины появится возможность стать независимым государством.

    • Анатолий Григорьев,
      но в сутки стала Самостийной. Нехай живе вольная Украина! А нам, что, жалко?
      > "руководители варшавского восстания бессмысленно клали людей"
      - Я конечно с Вами не согласен - ошибки были, как без них. Но смысл был - освобождение своей Родины. Собственными руками. Чтоб никакая тварь потом не была в праве сказать - "мы вас освободили, так как вы ничего не делали, поэтому молчите, мы будем вашу страну укладывать по нашему ладу". Конечно пытались это делать, но у поляков было моральное право сказать: "за нашу столицу мы положили самое драгоценное - нашу молодежь и сам город, полностью". А что все нас предали - и с востока, и с запада - учеба на будущее, чтобы никому не верить, на сладкие обещания не идти. Хотя в жизни по-разному бывает с практикой этого мудрого завещания варшавского восстания...

      • Витэк Виндекс, ну и как, получилось у поляков "освобождение своей Родины. Собственными руками"? И не сказал ли им Сталин, имея ввиду перипетии с армией Андерса: "мы вас освободили, так как вы ничего не делали, поэтому молчите, мы будем вашу страну укладывать по нашему ладу"? Поляки перед войной капитально испортили отношения с двумя могучими соседями, отчего они заранее разделили Польшу в пакте Молотова - Рибентропа. И можно понять Англию и другие западные страны - Польша наломала дров в своей внешней политике, а теперь нужно вступать в войну из-за неё и класть своих солдат за польские интересы. Так что никакого предательства с востока не было изначально - СССР не считал Польшу своей союзницей. Не было предательства и с запада - всякая помощь имеет свои границы. И так, формально говоря, вторая мировая война началась именно из-за Польши.

        • Анатолий Григорьев,
          Формально - да, но если бы не началась в Польше, случилось бы то в другом месте Европы. Мощь 2 милитарных сверхдержав, раньше и позже, была обречена на столкновение.
          Политика бритов - одтолкнуть немецкую угрозу от их острова - поэтому их гарантии для Польши - чтобы столкнуть Польшу с Германией, чтоб та последняя получула общую границу с СССР (иначе очень трудно столкнуться).
          Про Ваше "всякая помощь имеет свои границы" - посмешили - в 1939 г. и в 1944 этой помощи практически не было (a в 39 г. вообще никакой!

        • Анатолий Григорьев: "ну и как, получилось у поляков "освобождение своей Родины. Собственными руками"?
          - Очень сходно, как получилось сталинcкому СССР "сломать гребет врагу на его территории", да еще своими: танками (12 тыс. из ленд-лиза), своими самолетами (22,5 тыс. из Л-Л), авиатопливом (50% из Л-Л), автомобилями (1 млн из Л-Л) ....

          > "не сказал ли им Сталин, имея ввиду перипетии с армией Андерса: "мы будем вашу страну укладывать по нашему ладу"?
          - Не сказал так Сталин, ибо был хитрен. Сам поддерживал и поднимал значение 2 польских армии - Берлинга и Поплавского.
          И заявлял, что все решения о строительствие коммунизма есть воля польского народа. Ложь, конечно, но про молчание он не намекнул.

  • Гео Гон Читатель 13 октября 2013 в 01:08 отредактирован 27 мая 2018 в 18:46 Сообщить модератору

    У Витека Виндекса немало очень любопытных статей о России.
    "C Гитлером на Сталина"(Z Hitlerem na Stalina),
    "1 сентября 1939 - предназначение или каприз истории?"
    (1 września 1939 - przeznaczenie czy kaprys historii?)

    • Наверное, не один я, всё прогрессивное человечество искренне признательно Вам, Гео Гон, за то, что Вы, невзирая на происки наших общих врагов, потратили массу своего драгоценного времени, но специально зарегистрировались сегодня на "Школе жизни", чтобы сообщить читателям журнала эту важную, но тщательно скрываемую от всего мирового сообщества информацию. Правда, хотелось бы, чтобы Вы ещё что-то сказали бы и по сути обсуждаемой здесь статьи. Может, это, конечно, и не входило в Ваши планы... Извините, тогда, пожалуйста. Ни коим образом не смею Вас огорчать. А тем более, задерживать.

      • Константин Кучер: "Может, это, конечно, и не входило в Ваши планы"
        - А может в задачи?
        Вы может не знаете замечательную статью про - сам заголовок говорит всё = "11 рублей 80 копеек за комментарий" и "Где живут тролли. Как работают интернет-провокаторы в Санкт-Петербурге и кто ими заправляет"

    • Гео Гон,
      Да, предыдущий комментарий верно заметил, что Ваш донос (в СССР были люди, которые охотно занимались сочинением доносов, вы наверно по этому скучаете?)
      темы статьи о польской истории и её немецком восприятии абсолютно не касается.
      И сам донос ваш сильно обманчивый - статьи про 1939-41 гг. о СССР, никак о России.
      Исходя со слов великого российского философа, Ивана Ильина, почитаемого даже нынешним президентом РФ - В.В.Путиным:
      "Советский Союз не Россия"
      "Эта чудовищная политика — эти безобразные цели, эти жестокие и губительные средства, — все это впервые всплывает не только в истории России, но и во всемирной истории. И русский народ к этому не причастен и в этом не повинен, он не творец, а жертва этой политики. И самая идея этой всемирной коммунистической революции возникла не в России, а на Западе, она была формулирована Марксом и Энгельсом, не знавшими России; она была придумана в Западной Европе, а Россия имела великое несчастие стать ее первым опытным полем." Иван Ильин, «Советский Союз — не Россия», 1947 год.