• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как «инженер на сотню рублей» решил испить железнодорожной воды? Ко дню рождения Бориса Гребенщикова*

Любите вы творчество Бориса Борисовича Гребенщикова* или терпеть его не можете, факт остаётся фактом — группа АКВАРИУМ оказала решающее влияние на отечественную рок-музыку в 1980-е годы (конечно, не забудем и про Майка Науменко).

Борис Борисович Гребенщиков* родился 27 ноября 1953 года в городе Ленинграде ru.wikipedia.org

В вину лидеру АКВАРИУМА вменяли многое — запутанные отвлечённые тексты, плагиат и самоповторы, безудержное графоманство, аполитичность, религиозную «неразборчивость» и даже «богохульное» сокращение имени до инициалов БГ*. Одни клеили на него ярлык «духовного гуру», другие — считали лукавым бесом.

…И они правы, они, конечно, правы,
Но это ещё не всё…

Склонен признать, что в вышесказанном есть доля правды. Да и я сам на многое смотрю сегодня иначе, чем в юности. Но при всём при этом до сих пор не могу отказать Гребенщикову* в одном таланте — таланте построения из всех подсобных материалов некоего неповторимого мира-прибежища: иногда забавного, иногда пронзительного до слёз, но чаще — прекрасного и светлого… И в этот мир до сих пор хочется погружаться.

Всё остальное буду разбирать уже по мере рассказа о песнях АКВАРИУМА. Начну с акустических хитов.

«25 к 10»

Хотя «официально» эта песня располагается на альбоме 1982 г. под названием «Акустика», я начну свой рассказ именно с неё. И вот почему…

Я инженер на сотне рублей,
И больше я не получу.
Мне двадцать пять, и я до сих пор
Не знаю, чего хочу…

 — поёт юный Боря Гребенщиков*, и, проведя несложные расчёты, мы понимаем, что композиция написана ещё в 1978 году, когда её автор (математик по образованию) тянул лямку инженера в одном из многочисленных советских НИИ. К этому времени должность «инженера» уже не была столь престижной, передовой и высокооплачиваемой, как в те же 1920−30-е годы (вспомним хотя бы инженера Брумса из «12 стульев» с его «гусиком» и хоромами).

Несмотря на лживость многих ярлыков эпохи перестройки, определение позднего брежневского периода как эпохи «застоя» во многом верно. «Застой» был не столько в экономике, сколько в головах. Давно не обновляющаяся советская идеология потеряла свой «огонь», превратившись в набор слов, правил и обрядов, выполняющихся автоматически, значения которых многие молодые люди уже не «переживали» внутренне. Всё свежее и новое воспринималось руководством страны с большим подозрением. Особенно угнетали серые будни молодежь, не знакомую, подобно старшему поколению, с нуждой и тяготами жизни. Ей было скучно и бесцельно существовать в размеренном, предопределенном, застывшем советском временном континууме 1970-х.

Дети переставали жить в ритме страны, «меряться пятилеткой». Дети уходили в духовное подполье, создавали себе новое прибежище. Одним из таких прибежищ от выцветшего официоза и бытовой скуки стала рок-музыка.

Грустная и красивая песня «25 к 10» («Мне двадцать пять, и десять из них я пою, не зная, о чем…») — это, по сути, творческое кредо молодого Гребенщикова, попытка развеять сомнения по поводу того — стоит ли вообще заниматься любимым делом, не имеющим жизненных перспектив. Ведь, хотя группа АКВАРИУМ существовала ещё с 1972 года, вплоть до начала 1980-х о ней знали считанные единицы, а уж широкие массы и вовсе услышали о ней лишь в эпоху перестройки. Поэтому Б Г* и поёт:

Я счастлив тем, как сложилось все,
Даже тем, что было не так.
Даже тем, что ветер в моей голове,
И в храме моем бардак.
Я просто пытался растить свой сад
И не портить прекрасный вид;
И начальник заставы поймет меня,
И беспечный рыбак простит.

Последние строчки песни — это не просто поэтические образы. Правда, понять это мог лишь тот, кто был хорошо знаком с двумя китайскими религиозными канонам — «Дао де цзин» и «Чжуан-цзы». БГ* ознакомился с этими текстами в сборнике «Древнекитайская философия» и был очарован их мудростью и парадоксальной для европейца образностью. Увлечение всякими экзотичными восточными учениями в то время тоже было своеобразным духовным прибежищем, как и рок-музыка.

По легенде «библия» даосизма — «Дао де цзин» — появилась именно благодаря «начальнику заставы». Когда мудрец Лао-Цзы отправился на запад Китая, начальник пограничной заставы спросил того, что он вывозит с собой из страны. Узнав, что ничего кроме мудрости у Лао-Цзы нет, пограничник потребовал изложить учение на бумаге, чтобы оно осталось в Китае.

Что касается «беспечного рыбака», то у этого образа тоже весьма длинная история. Связана она с другим мудрецом — Чжуан-Цзы — который однажды решил поудить рыбу во владениях какого-то китайского феодала. Узнав, что в его краях находится столь великий человек, правитель послал к нему слугу с предложением принять пост министра. В ответ, не переставая удить (и даже не повернувшись к посланнику), Чжуан-Цзы рассказал историю об одной священной черепахе, которую после смерти позолотили и выставили в храме для поклонения. После чего спросил: «Как ты думаешь, эта черепаха предпочла бы быть мёртвым объектом поклонения, или остаться живой и волочить хвост по грязи?». Ответ был очевиден, и Чжуан-цзы добавил: «Вот и я буду лучше волочить хвост по грязи».

Так постепенно вырабатывался своеобразный стиль БГ*, полный скрытых цитат и отсылок, понятных далеко не всем, и придающий текстам ту самую загадочность.

«Железнодорожная Вода» (1981)

В 1980 году сомнениям БГ* и вялотекущему состоянию АКВАРИУМА пришёл конец. Выступление группы на Тбилисском фестивале «Весенние Ритмы — 1980» произвело одновременно и фурор, и скандал. Музыканты так дурачились на сцене, что перепугали не привыкшее к такой «анархии» жюри Союза Композиторов. Дошло до того, что в выступлении Гребенщикова* увидели… «имитацию гомосексуального акта»! В результате БГ* тут же уволили из его НИИ и исключили из комсомола (впрочем, в последнем он на самом деле вскоре восстановился, о чём почему-то редко пишут).

Было и хорошее — АКВАРИУМ наконец-то обратил на себя внимание меломанов. С этого момента БГ* уже полностью и без сомнений отдался рок-музыке. А тут ещё подвернулся Андрей Тропилло, который вёл в Доме Пионеров кружок звукозаписи, и предложил свои услуги и студию для записи полноценного альбома АКВАРИУМА.

В 1981 году был записан и выпущен знаменитый «Синий альбом», ознаменовавший конец «доисторической эпохи» группы и начале новой. Именно на «Синим альбоме» мы впервые слышим АКВАРИУМ в его классическом виде. Стоит признать, что первые песенные опыты БГ* в группе — будь то хипповские абсурдистские стёбы или невнятные романтические зарисовки — выглядели весьма неубедительно.

Переломным моментом стало знакомство БГ* с творчеством Боба Дилана. Борис* неплохо знал английский язык, поэтому в должной степени смог оценить главную ценность американского фолксингера — его поэзию — сложную и образную.

Влияние Дилана «в полный рост» мы можем слышать на первом трэке «Синего Альбома» — «Железнодорожная Вода». БГ* здесь имитирует не только поэтические принципы Дилана, но и его музыкальный стиль (акустическая гитара вкупе с губной гармошкой), и даже гнусавую манеру пения.

Многие причудливые образы имели, как оказалось, вполне конкретные источники. Песня была действительно написана в поезде «Ленинград-Солнечное», а отражение ночных фонарей на рельсах породило в мозгу автора образ какой-то инородной жидкости.

Многие также считают, что строчка «Я писал эти песни в конце декабря — голый, в снегу, при свете полной луны…» берёт свои истоки в дзен-буддийской легенде об ученике Бодхидхармы — монахе Эка — который стоял-просветлялся, ожидая знака своего учителя, пока его не занесло снегом.

О других хитах АКВАРИУМА, как-то песни об электрическом псе, старике Козлодоеве и других таинственных персонажах я расскажу уже в следующей статье. Ну, а пока поздравим Бориса Борисовича* — с днём рождения и пожелаем ему творческих сил и здоровья!


* Борис Гребенщиков 30.06.2023 г. внесён Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Статья опубликована в выпуске 27.11.2013
Обновлено 11.07.2023

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 19 ноября 2013 в 17:01 отредактирован 19 ноября 2013 в 17:14 Сообщить модератору

    Для пытливых и любознательных:

    читать дальше →

  • Замечательно!..

    Оценка статьи: 5

  • С Днем рождения БГ!

    Спасибо, что напомнили.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей, вот спасибище. Вам и БГ, конечно. Знаю, на чём сегодня "зависну". Комментарий пишется под "Небо цвета дождя"

  • Kosta Kosinsky Читатель 30 ноября 2013 в 16:36 отредактирован 26 мая 2018 в 14:30 Сообщить модератору

    Точно сформулировано - прибежище. (и приходит на память другое Прибежище из "Некто Финкельмайер" Розинера). Спасибо автору.

  • Интересно, никогда не думал о смысле песен Бориса Борисовича. Просто слушал (и до сих пор слушаю). Похоже, у вас много таких историй. У БГ много композиций, которые являются несомненными хитами, но (это только моё мнение) для меня есть три альбома, котрые слушаю полностью: «Синий альбом», «Акустика» и «Радио Африка». Однажды (это было очень давно) видел концерт Аквариума и там Борис, Дюша Романов и Всеволод Гаккель исполнили знаменитую песню «Второе стеклянное чудо». Это былочто-то! Срочно разыскал весь альбом (тогда ещё на боббинах). До сих пор считаю лучшей песней о Питере «Сталь»: «Здесь дворы как
    колодцы, но нечего пить...»
    Вы знаете, а я ведь всегда думал, при чём здесь начальник заставы и рыбак? Оказывается, есть такая предыстория этих песен. Может, у вас найдётся обьяснение таким текстам: «Козлы», «Платан», «Контрданс» (обожаю эту вещь) и некоторым из Навигатора. Правда, очень хотелось бы почитать. Заранее благодарен!

    • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 10 апреля 2020 в 21:55 отредактирован 10 апреля 2020 в 21:56 Сообщить модератору

      Аскольд Эпов,

      Так как у БГ изрядный перебор со ссылками и цитатами, то я тоже далеко не сразу их все замечал. Про "беспечного рыбака" и "начальника заставы" без объяснений трудно догадаться.
      В результате, в 2004 году почвилась идея сделать проект "Рок-песни: толкование", где, как раз расшифровываются "тёмные" (и даже не очень "тёмные") места в текстах. Есть на этом проекте и раздел АКВАРИУМА, где Вы сможете утолить своё любопытство. Там и другие исполнители есть (см. меню слева). Конечно, смысл песни порой выявить трудно, а иногда какого-то чёткого смысла там и нет - скорее, ощущения и ассоциации. Но то, что можно расшифровать, я стараюсь расшифровать. Кроме того, на этом проекте не только расшифровка, но и история создания песен, записи альбомов и др.
      Кстати, "Сталь" я тоже очень люблю, как и почти весь альбом "Акустика".