• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Адмирал Колчак: святой?

Роман Валерия Поволяева «Адмирал Колчак» — это скорее историко-документальный труд, материал для которого автор тщательно собирал десятилетие, чтобы объективно воссоздать образ адмирала, его окружение, эпоху. Не пора ли записать А. В. Колчака в святые?

konstantinks Shutterstock.com


Столько он вынес при жизни и столько на этого благородного, честного человека вылито грязи за 80 лет после смерти! Перечеркнуто было все, что он сделал для своей страны до ноября 1918 года, когда его назначили Верховным правителем России.

Хочу остановиться на том, что для меня лично было новым. Адмирал Колчак — не только опытный военачальник, это ученый-географ, исследователь, внесший большой вклад в изучение полярного Севера, для открытия северного морского пути. За участие в полярной экспедиции у берегов Таймыра и острова Котельный награжден орденом Святого Владимира. Он организовал экспедицию на поиски пропавшей команды Э. Толля. Им опубликована монография «Лед Карского и Сибирского морей». Колчак был избран членом Императорского русского географического общества и получил Большую Константиновскую золотую медаль. А еще в своих северных экспедициях он заработал цингу и ревматизм, который мучил его всю жизнь.

Профессиональным увлечением Колчака-морского офицера были мины. В русско-японской войне Колчак командовал эскадренным миноносцем, участвовал в обороне Порт-Артура, за что получил в награду ордена Святой Анны и Святого Станислава.

В германской войне А. В. Колчак был командиром минной дивизии, считался лучшим в мире (!) специалистом по минным заграждениям. Благодаря Колчаку и его минной дивизии немецкий флот на Балтийском море оказался недееспособным, в отличие от сухопутных войск. В 1916—1917 годах Колчак был назначен командующим Черноморским флотом, и там его минеры сдерживали участие в боевых действиях германских судов.

Конечно, Колчак как патриот не хотел поражения России в войне с Германией, поэтому был возмущен большевиками, отдававшими врагу исконно русские земли и заключившими позорный Брестский мир. Ненавидя политику, адмирал поневоле был втянут в нее. Поскольку Англия в войне была союзницей России, Колчак, не желая поддерживать новую власть Советов, принял решение служить в английской армии, чтобы воевать с Германией до победы. Но союзникам не нужна была сильная Россия, каждый старался ухватить жирный кусок от разваливающейся страны, охваченной гражданской войной. Крепнет белое движение, создаются какие-то новые временные правительства. Но и большевики начинают формировать Красную Армию.

В марте 1918 года А. В. Колчак получил распоряжение Генерального штаба вернуться в Россию, ехать на Дальний Восток. Его, обладавшего большим авторитетом, решили использовать как щит и поставить во главе белого движения, а в случае неудач — на него и свалить вину. В ноябре 1918 года Директория временного Всероссийского правительства, обосновавшегося в Омске и просуществовавшего три месяца, назначает Колчака военным министром, а затем Верховным правителем России.

И началась черная полоса в жизни адмирала. Война с большевиками шла с переменным успехом. После поражения под Челябинском пестрое белое войско все быстрее отступало на восток. В армии Колчака кого только не было: и союзники (англичане и французы), и казачьи сотни атаманов Семенова, Калмыкова, и белочехи, не настроенные воевать, а только грабить население. Да и с другими руководителями белого движения — Деникиным, Юденичем, Корниловым — не было у Колчака согласия.

Пустое дело — пересказывать трагический конец Колчаковского движения. Лучше прочитать об этом в романе, да и фильм «Адмирал Колчак» об этом красноречиво рассказывает. Только искренне жаль Колчака, когда он, отказавшись от звания Верховного правителя, своим указом передал власть Деникину и распустил охрану, потом обнаружил, что бойцы, вроде бы уважавшие его, разбежались. Осталась лишь группа офицеров, они уговаривали Колчака бежать в Китай, но он отказался.

Обманутый и союзниками, и белочехами, которые переметнулись к красным, Колчак был арестован и расстрелян 15 января 1920 года вблизи Иркутска. Не осталось и могилы: тела — его и Пепеляева, председателя совета министров, расстрелянного вместе с адмиралом, красноармейцы сбросили в прорубь…

Прослеживает автор романа судьбы всех близких А. В. Колчака, чего также нет в фильме. Специально не касаюсь его взаимоотношений с женщинами — женой Софьей Федоровной и возлюбленной Анной Васильевной Тимиревой. Обеих он любил и жалел. Эта линия в фильме хорошо раскрыта.

Жену его миновали репрессии большевиков. Ее по чужому паспорту англичане переправили в Румынию, затем в Париж. Она скончалась в 80 лет в предместье Парижа. Сын Колчака Ростислав во Франции получил образование, работал, женился. В 1933 году у него родился сын Александр, внук Колчака. Умер Ростислав в 1965 году. Александр Колчак-младший, возможно, и сейчас живет в Париже. По крайней мере, в 2001 году, когда В. Поволяев хотел связаться с ним, он жил затворником, не общаясь с журналистами и с русскими. И потомка адмирала можно понять.

Не повезло возлюбленной Колчака Анне Васильевне Тимиревой, наверное, за грехи, что разлучила Александра Васильевича с женой и сыном. Когда его арестовали, она сама пришла в тюрьму, где ее держали 9 месяцев, в мае 1921 года — новый арест на год, затем еще трижды на разные сроки. В 1938 году осуждена на 8 лет лагерей, затем поселение. Ссылка снята в 1954 году, реабилитирована в 1960-м. Но она не сломалась, трудилась театральным художником, портнихой, вязальщицей. Умерла в маленькой комнатенке в коммунальной квартире на Арбате в 82 года.

Своего сына Владимира она в 1922 году перевезла в Москву. Он был талантливый художник. В марте 1938 года его арестовали по 58 статье как пасынка Колчака, хотя они никогда не общались. В мае того же года расстреляли, было юноше 24 года. Реабилитирован в 1958 году, в справке, выданной матери, указана дата смерти — 1943 год, от воспаления легких в ИТЛ.

Хочется восстановить доброе имя Александра Васильевича Колчака, одного из сынов России, искренне ее любившего.

Статья опубликована в выпуске 9.04.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (74):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Роман Поволяева - худлитература (нужно тут же вспомнить киноленту с Хабенским - худфильм?), что еще?...

    Вот интересно животное-человек: почти 70 лет мы жили в святой уверенности, что Колчак, Врангель и иже с ними - враги, иуды родины своей и потихоньку плевали в них с общественной колокольни. Недавно все перевернулось, и теперь Ленины - говно земли русской, а Колчаки и Врангели снова герои и патриоты... Что мы придумает завтра? Это наши мысли, наши знания, или мы все время, как собаки Павлова, только слюну выделяем в нужное время?

    Одно точно: не надо о героях-титанах. Не надо о святости. Не надо любимой русской категоричной категоризации: белое-черное, иуда-святой, идиот-гений.
    Жил-был человек, со своими слабостями (любил баб, французский коньяк и лошадей), довольно сомнительно знал военное дело - по мнению многих историков, но был неплохим политиком и оппортунистом, который оказался там, где оказался и вокруг которого наплели множество мифологем - как демонизирующих его, так и возносящих до святости. И точка. Остальное - наши домыслы и любовь к героям, мифам и прочей чепухе.

    • Игорь Ткачев, когда Иван Грозный брал Казань, то это была серьезная военная операция. В годы Гражданской войны для взятия Казани потребовалось гораздо меньше войск, чем при Иване Грозном. Судьбу России в годы Гражданской войны решало воинствующее меньшинство.
      Что же касается Колчака, то, если он не был тем рыцарем, каким представляют его поклонники, то он не был и тем мерзавцем, каким представляют его большевики.

      • Валерий Хачатуров, "В годы Гражданской войны для взятия Казани потребовалось гораздо меньше войск, чем при Иване Грозном" - и что из этого следует? Может, "Казани" были разные? Оборонительные и бравшие "Казани" силы как-то разнились? Ну, чем-то они же отличались-)))

        "Что же касается Колчака, то, если он не был тем рыцарем, каким представляют его поклонники, то он не был и тем мерзавцем, каким представляют его большевики." - о, как. Если не рыцарем, то (эквивалентно) и не мерзавцем = не блядь, так святая - и tertium non datur-))

        Простите, ради бога, вот хочется мне над забавными вашими конклюзиями, почерпнутыми их исторических мифологем, позабавиться - мочи нетути-)

        Ребят, может хватит из себя историков-контемпорариев строить, чепухи всякой книжественной начитавшись?
        Говно был ваш Колчак. Обычное человеческое говно, pardonnez-moi mon francais. А вы обычное человеческое быдло - говорю я высоко, в небо и ни в кого, - раз вам такие пастыри нужны...

        • Валерий Хачатуров Мастер 9 апреля 2014 в 15:00 отредактирован 9 апреля 2014 в 15:10 Сообщить модератору

          Игорь Ткачев, а Ленин и его компания были золотом?
          Для Вас Ленин и сейчас живее всех живых?

          При всех своих недостатках Колчак был честнее Ленина. Он не давал народу невыполнимых обещаний.
          У Ленина с этим проблем не было,
          Он даже обещал сортиры делать из золота.

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 9 апреля 2014 в 15:27 отредактирован 9 апреля 2014 в 15:32 Сообщить модератору

            Валерий Хачатуров, @а Ленин и его компания были золотом?@ - нет. Тоже были говном. Говном, в которое мы долго верили. (Разве одно как-то нивелирует или подтверждает другое - тем более в эквивалентной степени?)
            Кстати, и народ - тоже говно. Он себе таких вождей выбирает - не может он без вождей. Сначала любит их, как жену-девственницу в брачную ночь, потом начинает тяготиться, а потом ненавидит люто, забывая, дурачина, что он же их на пьедестал и ставил... Не, народ от своих упырей не отделим. А вот интеллигенция (хоть тоже говно, по Ленину) отделима...

            Снова повторяю: нет, он мертвее всех мертвых (вы отчего-то на замечание что что-то "говно" делает вывод что что-то "золото". Это понятно, но неверно-)

            Откуда ВЫ знаете, что Колчак "был честнее Ленина" - блин горелый, ВЫ меня убиваете? Вы с ним на одном очке сидели - excusez-moi, коньяк пили? А даже если бы пилм, то нейжели судили бы объективно-объективно?-))
            Вы какку-таку его честность сравнили с нечестность Ленина? И почему Колчак - Ленин? А не Чапаев? Или Махно? Или В.Путин?

            Не заставляйте мне плакать, je vous en priе-))

            • Игорь Ткачев, Вынужден заметить - Вы хреново знаете историю. Накануне Октября Ленин обещал построить государство без армии, без полиции и без денег…
              Где же то государство, которое обещал построить Ленин?

              • Валерий Хачатуров, очень нравиЦЦа Ежи Лец. Он сказал такую всем известную штуку: если из истории выкинуть всю ложь, не факт, что останется только правда. Возможно, ничего не останется.
                Но не надо и Леца любить, а достаточно самому жизнь и людей видеть. Не может большинство без сказок и мифов. Не может и не желает.

              • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 9 апреля 2014 в 16:49 отредактирован 10 апреля 2014 в 11:34 Сообщить модератору

                Валерий Хачатуров, это вопрос к Ленину - обещал он, не я-)

                Историю я, воз-но, знаю хреново - не буду спорить (всегда тошнило от той мути, которую нам вбивали в головы в школах, а потом выбивали в институтах, а потом перевирали уже везде), но вот природу человеческую от древних греков и до нынешних космополитов я знаю неплохо: чернь не может без идолов, кумиров, вождей. Она их то и дело ставит на пьедестал, потом скидывает оттуда, потом вставляет в иконные рамочки. И так без конца, т.к. природа человеческая в этом смысле неизменна и постоянна.

                И ладно бы ставила своих кумиров и молилась бы на них. Так она их мифологизирует, героизирует, обожествляет. им недостаточно знать, что Колчак был пьяница и бабник с дурным нравом. Им нужен Бог. И лучше Бог войны.

          • Ну надо же - ЖИВОЙ БОЛЬШЕВИК! Кто не с нами - тот против нас!
            Коли не уважаешь Колчака - просто обязан Ленина любить!

            • Игорь Вадимов, А кто может радоваться поражению Колчака?
              Кстати, многие из победителей Колчака в 37 году сполна заплатили за эту победу, а эсеры - еще раньше.

              • Валерий Хачатуров, не вижу, чтобы хоть кто-то радовался поражению Колчака.
                Простая констатация факта.
                Более опытные в боевых действиях, получавшие помощь и оружием и военной техникой и прочим разным, белые офицеры прогадили страну, т.к. хотели "загнать быдло в стойло".
                А бывшее быдло, узнав, что и они - люди, в стойло не захотели.
                А ведь, попробуй офицерье с мужиками разговаривать, как с людьми - получилось бы прибить большевиков.
                НЕТ! Им, белой кости, захотелось на черной кости отыграться за все те страхи и унижения, что они в революцию претерпели. Вот их, беляклв, черная кость, где - на вилы, а где и из леса из берданки, или из пулемета - и стала к ногтю жать.
                А уж чем кончилось - тем кончилось.

                • Игорь Вадимов,что дало потом возможность красным по-человечески поговорить с простыми мужиками России массовыми расстрелами крестьянских восстаний против продналогов и продразверсток. И тут бывшее быдло радостно ложилось под пулеметными очередями когда черная кость расстреливала черную же кость

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 14 апреля 2014 в 10:27 отредактирован 14 апреля 2014 в 10:29 Сообщить модератору

    А мне лично совершенно не понятно, отчего в России (в святые рядить обожают именно в ней), чтобы стать святым, нужно не руки в крови вымазать, а с ног до головы в ней вымараться - понимаю, да, обстоятельства таковы, но какие они, к чертям кровавым, святые?... И под соусом наших исторических умонастроений Ушаковых, Колчаков или Николая Второго (прозванный Кровавым) нужно к лику святых причащать.
    Понимаю "более святых" вроде матери Терезы или Ганди, а этих героев... да при мощи Церкви, да в иконные рамки... чей-то у меня совсем с умом плохо, не укладывается это в нем...

    • Дорогой Игорь, чтобы стать святым нужно заслужить особую благодать у Бога. И не нужно кощунствовать, поливая словесной грязью русских святых — Бог поругаем не бывает. Не забывайте, что сейчас Страстная Неделя — время, когда лютует лукавый.
      Информация к сведению:
      1. К лику святых не "причащают".
      2. Не существует "более святых" или "менее святых".
      .
      Если хочется покритиковать Церковь, изучайте вопросы веры всесторонне. И тогда с умом не будет плохо (ничуть не ерничаю, всего лишь комментирую ваше высказывание).
      Храни вас Бог.

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 14 апреля 2014 в 11:21 отредактирован 14 апреля 2014 в 11:24 Сообщить модератору

        Василий Лукоморский, нюансы в терминологии (они и были взяты в кавычки, т.к. не подразумевались в прямом смысле - это ирония) не меняют (опровергают) главного, как Вы заметили: "чтобы стать святым нужно заслужить особую благодать у Бога."
        Какую особую благодать у Бога заслужил Колчак или Ушаков?
        Кто это определил? Церковь? Может, Церковь с подачи государства, т.к. пастве нужны герои - и лучше, герои в шинелях, а не со словом Божьим на устах и т.п. "Не убий, не укради"??

        Не Церковь я критиковал, а сомнительных исторических персонажей, которые далеки от святости, как Земля от Солнца, на мой скромный взгляд.
        Подобные вопросы, даже к Церкви, думаю пока можно задавать. Вот и ответьте мне, как изучивший вопрос всесторонне.

        • Игорь Ткачев, понЯл, Ткачев? Церковь и бога НИЗЗЯ. Это тебе сказал сам Василий Лукоморский. А то ты бога ихнего просто в гаагский трибунал потащил судить за бардак, который он тут нам устроил за семь дней творений.

          Какие у них святые, такая и вера, мать их. Бог у них не бывает поругаем - так какого хрена первая заповедь "не богохульствуй"? Значит хулили и костерили его с момента как он проклюнулся, так и костерят и его, и его святых, и их защитников неуклюжих. И почему в великом-могучем все матюги замешаны на божьем имени? Не обращал внимания?

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 15 апреля 2014 в 10:02 отредактирован 15 апреля 2014 в 10:02 Сообщить модератору

            Лаура Ли, я думаю, это вопросы, скорее, не к Богу, а к людям. Почему...
            Часто ведь сами творим, не ведая что, а претензии потом направляем выше. Как дети, у которых виноваты родители и все вокруг...

        • Василий Лукоморский Читатель 15 апреля 2014 в 03:08 отредактирован 27 мая 2018 в 06:54 Сообщить модератору

          Здравствуйте, Игорь.
          Для того, чтобы понять, почему к лику святых причислен Ушаков, вы должны самостоятельно ознакомиться с его биографией, наполненной любовью к Богу, Родине и русскому человеку.
          Колчак, естественно, личность сомнительная, об этом я и писал выше по ленте сообщений (до комментария под вашим высказыванием).
          Ответ на вопрос "кто назначает в святые" (и на все прочие "подобные вопросы к Церкви" нужно искать не на этом сайте, Игорь. Существуют православные интернет-порталы с востребованной рубрикой "вопрос-ответ", существуют журналы, например, "Фома" или "Православные беседы". Но, разумеется, лучше всего поговорить со священником.
          .
          Желаю вам успехов в поиске истины, если, конечно, в этом цель ваших размышлений.
          И храни вас Бог.

    • Анна Кузьменко Читатель 23 января 2022 в 18:27 отредактирован 25 января 2022 в 16:25 Сообщить модератору

      Игорь Ткачев, Мать Тереза была злобной, жестокой женщиной, по вине которой приняли мученическую смерть тысячи людей. В её “Домах для умирания” было запрещено давать обезболивающие средства, а больные умирали почти что от любых болезней…
      https://galenran.livejournal.com/26039.html

  • Лора Н Читатель 9 апреля 2014 в 20:14 отредактирован 27 мая 2018 в 09:05 Сообщить модератору

    Комментарии гораздо интереснее, чем статья.
    И почему у нас всегда: или святой, или негодяй? Впрочем, об этом уже Игорь Ткачев все сказал

    Оценка статьи: 4

    • Лора Н, а что умного сказал Игорь Ткачев?
      Позиция автора статьи гораздо умнее позиции Ткачева.
      Если Валентина Казанцева, дебютант, пытается приоткрыть правду о Колчаке,то грандмастер Игорь Ткачев, в духе советских традиций, старательно обливает имя адмирала дерьмом...

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 10 апреля 2014 в 10:05 отредактирован 10 апреля 2014 в 10:10 Сообщить модератору

        Валерий Хачатуров, Ткачев, может, ничего умного и не сказал - кому что, но мне кажется, категории "умная позиция-неумная позиция" весьма релятивны, вы не находите? Лучше оперировать фактами, цифрами и приводить аргументы в защиту своей П. Иначе - эмоциональные пристрастия, симпатия и антипатии.

        Не дерьмом грандмастер адмирала мазал, не дерьмом-)
        Просто заметил (подробно), что кроме исторических (весьма сомнительных) трактований тех или иных исторических персоналий, есть еще прочтения личностей и событий философские и гуманистические - более высокие, чем это приземленное ворошение. Ну, и наши обывательские - хороший-плохой - оценки.

        И заметил по сути: термин "святой" здесь не уместен. Это чушь, по-моему, очевидная пятикласснику, совсем из иных категорий. (Что, как вы понимаете, не умаляет всех замечательных качеств Колчака и т.п. О чем, судить мы объективно не может - что уже заметил).

  • Какая вера - такие и святые.
    А свежепридуманный термин "колчаковщина" - очень интересно.

    • Игорь Вадимов, почему свежепридуманный термин?
      Вы худо знаете советскую историю.
      См. Советская историческая энциклопедия
      КОЛЧАКОВЩИНА - белогвард. режим, установленный А. В. Колчаком в Сибири, на Д. Востоке и Урале в годы гражд. войны 1918-20. После разгона 18 нояб. 1918 Уфимской директории Колчак при поддержке Антанты и США установил воен. диктатуру как "верх. правитель" России.

      • Ах "Советская историческая энциклопедия"!
        Ну конечно, как же я не догадался!
        Приношу мои глубочайшие извинения - не "свежепридуманный", а давнее и давно забытое изобретение советского агитпропа!
        Шутка ли - 1965й год выпуска.
        Полная клевета на воистину святого человека!
        И не был он никаким "верховным правителем" Сибири, и не поддерживали его ни Антанта ни США.
        И, главное - вовсе не доводили колчаковцы всю огромную Сибирь до восстания под лозунгом "хоть с чертом, но против Колчака".
        Помнящим про "великий ледовый поход" неплохо бы знать, что колчаковцы прорывались не из тыла красных, их окружила и убивала сама Сибирь - крестьяне, которых колчаковские каратели вынудили в мороз бросить дома и уйти с семьями и со скарбом в леса, убивая каждого колчаковца, сунувшегося за ними. На тысячи километров Сибири - это как же надо было разозлить народ?!

      • Так что, Валерий Хачатуров, нечего и спорить.
        Для кого-то - святой. Однозначно.

        Про кого-то сказали бы "распутник". А это - святой. Хотя и "жизнелюб".

        • Игорь Вадимов, Ваше нелепое «свежепридуманный термин "колчаковщина"» - говорит о том, что Вы из тех, кто любит поговорить, ради того, чтобы показать, что он умеет говорить. Спорить с человеком, который приписывает оппоненту то, чего он не делал, у меня нет особого желания. Вы не способны понять, что те сибирские крестьяне, которые воевали с Колчаком, не обязательно были сторонниками красных.

          • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 9 апреля 2014 в 09:02 отредактирован 9 апреля 2014 в 09:03 Сообщить модератору

            Валерий Хачатуров, боюсь, Вы пишете про себя.
            Где Вы нашли в "Помнящим про "великий ледовый поход" неплохо бы знать, что колчаковцы прорывались не из тыла красных, их окружила и убивала сама Сибирь - крестьяне, которых колчаковские каратели вынудили в мороз бросить дома и уйти с семьями и со скарбом в леса, убивая каждого колчаковца, сунувшегося за ними. На тысячи километров Сибири - это как же надо было разозлить народ?!" - мое утверждение, будто крестьяне были "сторонниками красных", для меня - загадка.
            Все было просто - Сибирь была доведена колчаковцами до кипения - и рванула. А красные были еще очень и очень далеко.
            Колчаковские командиры, колчаковские солдаты, их карательные экспедиции - довели сибирских крестьян до восстания.
            Те, кто устраивал те экспедиции, просто хотел загнать быдло в стойло. А вышло, что "быдло" восстало и постреляло сначала карателей, а потом, уже без разбора, тех, кто ходил в той же форме. Ну не нравилось им, когда их порют, а их баб и девок (ну - именно так они их называли)... потребляют, что ли (не хочу употреблять грубых слов)? А их продовольствие благородно реквизируют на нужды освобождения России от большевизма.
            Казалось бы - при чем тут "красные"?...

  • Историю не повернешь вспять, рада я или не рада победе большевиков - это ничего не изменит. А если не рада, то майдан в Челябинске устроить? Да, я симпатизирую Колчаку, как человеку, преданному России, а не как военачальнику или политику, он был (или хотел быть) вне ее. А Россия, СССР, предали его. Хочу одного, чтобы люди прочитали книгу Поволяева или еще какие-то материалы об адмирале Колчаке, а не рассуждали голословно.

  • Валентина Казанцева.
    Валерий Хачатуров, мне нравится, что вы нашли исторические документы, касающиеся Колчака. И о комиссии по расследованию действий генерала Жанена, и письмо Сыровому. Они только подтверждают мое отношение к Колчаку. Я совсем не требую считать его святым, это, как говорится, не наша епархия. Мысль статьи была - вернуть доброе имя честному порядочному мужику, которого втаптывали в грязь нескольким поколениям школьников, т.е. всем нам. Не ожидала, что статья вызовет такие эмоции и не по ее сути. И. Ткачев, например, - только бы поспорить, высказаться поприкольнее, ни доказательств, ни фактов. Думаю, что он и книгу В. Поволяева не читал.

    • Валентина Казанцева, Вы не ожидали эмоциональной реакции на Ваше эмоциональное заглавие статьи?
      Знаете, в чем была Ваша ошибка, Валентина. Про "штили речи" мы тут недавно читали, но я повторюсь, если Вы пропустили этот маленький ликбез. Пользуясь лексикой, мы ее юзаем в нашу угоду чтобы манипулировать чужими мыслями и эмоциями. И Вы поюзали. Знаете, что задело Игоря Ткачева? Слово "святой", даже с воппросительным знаком.
      Если бы Вы воспользовались более нейтральным словом для обозначения добродетели, а не взяли бы самый высокоградусный термин, то и реакция была бы другой.
      Вот вы представьте себе действующую армию, боевые действия, гражданская война, кровища. На войне по определению не может быть святого полководца. В воюющей армии святым может быть только мертвый воин-импотент. В армии, где добродетель воина прямо пропорциональна количеству убитых им противников, святость военачальника равна предательству и измене.
      Я не знаю как бы Игорь объяснял Вам свое неприятие образа Колчака в облике святого, а я воспринимаю это на своем профессиональном уровне - уровне языковеда. Для меня стоящие рядом два простых слова "Колчак" и "святость" так же несовместны как "гений" и "убийство".
      Вот в этом была Ваша чисто стилистическая ошибка, вызвавшая у Игоря такую реакцию. Хотя Ваше убеждение, что имя этого полководца пора очистить от коммунистической грязи совершенно справедливо.
      Лично у меня есть к этому адмиралу всего один упрек - Манергейма надо было слушать и, глядишь, не было бы 70 лет коммунистического кошмара для многих народов шестой части суши.

      • Лаура Ли,
        Положа руку на сердце, Вы считаете, что между Россией при старом режиме и Советской Россией (да и нынешней) есть какая-то принципиальная разница? Что принципиальной разницы нет быстрей всего поняли монархисты, которые составляли большинство среди «Сменовеховцев».

  • Лаура Ли, а как по-вашему, адмирал Ушаков никого не убивал? По его вине не пострадал ни один человек? Церковь канонизировала его, и сейчас строится храм святого праведника Федора Ушакова в Южном Бутове в Москве. Дело ведь совсем не в том, кто сколько убил.В святые-то совершенно безгрешных и не обращали. Тем более, еще раз повторяю - совсем не обязательно обращать Колчака в святые.Это же тема для разговора.

    • Валентина Казанцева, дак церковь, победи адмирал Колчак, и его бы канонизировала. Оне всеядны, уважаемая. Мы еще вполне можем дождаться и храма святого великомученника Ивана Грозного, Берии или Жукова. Вы пройдите вдоль Кремлевской стены с захоронениями - это же все до одного убийцы в рядок. Можно канонизировать списком.

      Бесспорно, что имя Колчака и его оценка в истории страны должны быть обелены от советской грязи, но, боюсь, Валентина дорогая, что на сегодня наш бронепоезд уже ушел на заднем ходу и Колчак снова станет национал-предателем из Пятой колонны. Поэтому для меня лично было очень приятно читать Вашу статью с Вашим нескрываемым личным отношением к герою статьи. И тут для меня показательно другое - невозможно одновременно симпатизировать Колчаку и радоваться победе большевиков. Или - или. В данном случае Колчак - это лакмус отношения Вас, как автора, к вполне определенным историческим событиям в истории страны.

  • Василий Лукоморский Читатель 14 апреля 2014 в 10:20 отредактирован 14 апреля 2014 в 10:21 Сообщить модератору

    О какой преданности России идет речь при упоминании Колчака? Не он ли предал основу основ русской земли — Самодержавие? Не он ли отрекся от крестоцелования, от присяги на верность Царю и Отечеству? Не он ли не пожелал спасти Государя Николая II (хотя мог)?
    Итог его жизни — не более чем плод его же поступков.
    В том и всем нам урок: каждому воздаётся по заслугам. А Бог, простите, "не фраер"...

  • Елена Дмитриева Читатель 5 апреля 2014 в 21:28 отредактирован 27 мая 2018 в 09:12 Сообщить модератору

    а ведь и правда, Колчак заслуживает звания если не святого, то во всяком случае очень значительной личности в нашей истории.

    Оценка статьи: 5

  • Святость – это прерогатива церкви. А исследователь, освещая жизнь исторической личности, должен быть предельно честным: не приукрашивать ее и не очернять.
    Что касается личности Колчака, то его трагедия заключается в том, что он дал свое имя движению, сторонником которого не был. Под термином колчаковщина Колчака обвиняют в различных грехах, многие из которых он не совершал. Термины ленинщина или сталинщина имеют большую право на жизнь, чем чем термин колчаковщина.

  • Валерий Хачатуров Мастер 9 апреля 2014 в 09:34 отредактирован 9 апреля 2014 в 09:35 Сообщить модератору

    Валентина Казанцева, в рамках Вашей темы, позвольте вспомнить одно отрытое письмо
    «Открытое письмо генералу Сыровому. Как капитан польских войск, славянофил, давно посвятивший свою жизнь идее единства славян, обращаюсь лично к Вам, генерал, с тяжелым для меня, как славянина, словом обвинения. Я, официальное лицо, участник переговоров с Вами по прямому проводу со ст. Клюквенная, требую от Вас ответа и дово¬жу до сведения Ваших солдат и всего мира о том позорном предатель¬стве, которое несмываемым пятном ляжет на Вашу совесть и на Ваш «новенький» чехословацкий мундир. Но Вы жестоко ошибаетесь, генерал, если думаете, что Вы, палач, славянин, собственными руками похоронивший в снегах и тюрьмах Сибири возрождающуюся Русскую армию с многострадальным русским офицерством, 5-ю Польскую дивизию и полк сербов, и позорно предавший адмирала Колчака, безнаказанно уйдете из Сибири. Нет, генерал, армии погибли, но славянская Россия, Польша и Сербия будут вечно жить и проклинать убийцу возрождения славянского дела.
    Я приведу только один факт, где Вы были участником предательства, и его одного будет достаточно для характеристики Иуды славянства, Вашей характеристики, генерал Сыровой. 9 января сего года от наше¬го польского командования, с ведома представителей иностранных дер¬жав, всецело присоединившихся к нашей телеграмме, было передано следующее: «5-я Польская дивизия, измученная непрерывными боями, дезорганизованная беспримерно трудным передвижением по железной дороге, лишенной воды, угля и дров, и находящаяся на краю гибели, во имя гуманности просит Вас о пропуске на восток пяти наших эшелонов (из числа 56) с семьями воинов, женщинами, детьми, ранеными, больными, обязуясь, предоставив Вам в Ваше распоряжение все остальные паровозы, двигаться дальше боевым порядком в арьергарде, защищая, как и раньше, Ваш тыл».
    После долгого, пятичасового, томительного перерыва мы получили, генерал, Ваш ответ, ответ нашего брата славянина: «Удивляюсь тону Вашей телеграммы. Согласно последнему приказанию генерала Жанена, Вы обязаны идти последними. Ни один польский эшелон не может быть мною пропущен на восток. Только после ухода последнего чешского эшелона со ст. Клюквенная Вы можете двинуться вперед. Дальнейшие переговоры по сему вопросу и просьбы считаю закончен¬ными, ибо вопрос исчерпан». Так звучал ответ Ваш, генерал, добивший нашу многострадальную 5-ю дивизию.
    Конечно, я знаю, что Вы можете сказать мне, как и другим, что технически было невозможно выполнить наше предложение; поэтому заранее говорю Вам, генерал, что те объяснения, которые Вы представили и представляете другим, не только не убедительны, но и преступно лживы. Мне, члену комиссии, живому свидетелю всего происходившего, лично исследовавшему состояние станц. Клюквенная, Громодская и Заозерная, Вы не будете в состоянии лгать и доказывать то, что доказывали генералу Жанену. Если бы Вы, не как бесчестный трус, скрывавшийся в тылу, а как настоящий военачальник, были бы среди Ваших войск, то Вы увидели бы, что главный путь был свободен до самого Нижне-Удинска. Абсолютно никаких затруднений по пропуску пяти наших эшелонов быть не могло. У меня есть живые свидетели, специалисты железнодорожного дела, не поляки, а иностранцы, бывшие 7, 8 и 9 января на ст. Клюквенная, которые, несомненно, подтвердят мои слова. Я требую от Вас, генерал, ответа только за наших детей и женщин, преданных Вами в публичные дома и общественное пользование «товарищей», оставляя в стороне факты выдачи на станциях Тулуне, Зиме, Половине и Иркутске русских офицеров на моих глазах, дружественно переданных по соглашению с Вами, для расстрела, в руки товарищей. Но за всех их, замученных и расстрелянных, несомненно, потребу¬ют ответа мои братья-славяне, русские, и Великая Славянская Россия. Я же лично требую от Вас ответа хотя бы только за нас, поляков. Не я, а беспристрастная история соберет все факты и заклеймит позорным клеймом, клеймом предателя Ваши деяния.
    Я же лично, как поляк, офицер и славянин, обращаюсь к Вам: К барьеру, генерал! Иначе я называю Вас трусом и подлецом, достойным быть убитым в спину.
    Капитан Польских Войск в Сибири Ясинский-Стахурек. 5 февраля 1920 года».

    • Валентина Казанцева Дебютант 9 апреля 2014 в 11:16 отредактирован 9 апреля 2014 в 11:18 Сообщить модератору

      Валерий Хачатуров, я писала статью как свое мнение о книге В. Поволяева "Адмирал Колчак", автора мною уважаемого.Сейчас мы с Вами не сможем доказать, как было на самом деле, виноват ли Колчак в задержках польского эшелона. Поволяев, много лет работавший над материалами белого движения, считает, что Колчака предали и генерал Жанен, и другие союзники, и он фактически не мог пропустить польский эшелон, как и сам не мог двинуться вперед и был арестован большевиками.Валентина Казанцева

      • Валентина Казанцева, позвольте дать еще одну цитату.

        Союзные правительства назначили особую комиссию для расследования действий генерала Жанена. Однако, дело ничем не кончилось. На все вопросы, генерал Жанен отвечал фразой, которая ставила допрашивавших в неловкое положение: «Я должен повторить, господа, что с Его Величеством Императором Николаем II поцеремонились еще меньше». [Je suis obligé de répéter, Messieurs, que pour Sa Majesté Nicolas II on a fait moins de ceremonies].
        Жанен этим ответом попадал в точку: союзные государства проявили к судьбе Императора Николая II еще меньший интерес, чем к судьбе адмирала Колчака.
        До настоящего времени участники сибирской эпопеи, как в красном лагере, так и в белом, стараются установить тех, кто захватили по частям 650-миллионный золотой запас. Советское правительство утверждает, что его потери выражаются в сумме 90 миллионов. Черчилль говорит, что летом 1920 года в один из банков в Сан-Франциско был сделан таинственный вклад группой людей, говоривших по-английски с акцентом. Во всяком случае, все сходятся на том, что за «30 серебряников иуды» в январе 1920 года, было заплачено золотом.
        Великий Князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний

  • Ну-ну, восстал народ Сибири против Колчака, Как же. Дед мой с Колчаком ходил. Как раз из тех алтайских крепких мужиков, которые якобы восстали против Колчака. Тут надо понимать, что это в материковой России легко было оторвать безлошадного и безземельного нищего мужика, у которого ничего кроме худой винтовки не было, снова в армию после бестолковой Первой мировой. А сибирские мужики если уж шли за Колчаком, то шли не ЗА ним, а ПРОТИВ красной чумы. Шли по убеждениям, против Коммунии, бросая крепкие хозяйства и налаженный сытный быт.
    Это редко у кого из простых мужиков в Бийске в хозяйстве были выездные лошади, а дед до самой смерти вспоминал свой выездной экипаж, язви тя (сейчас это как целых три выездных мерсидеса в одной упряжке). А вот бросил все и пошел. Значит была харизма такая у Колчака.

    Это кому-то Колчак уже миф, а кому-то вполне как семейная история. Это вполне могло бы быть, что так и жила бы моя мишпуха сейчас в Бийске или где-то за Чуйско-монгольским трактом в Монголии с автопарком дедовых выездных лошадей, а нас вон как раскидало по миру аж до Чикаго. И все потому, что недоучка Ульянов плохо учился в своем университете и захотел жить в Европе, а когда его поперли оттель, он со злости устроил в России большой концлагерь. Ну просто вылитый карликовый полковник.Гоняющий по Сибири большого Колчака.

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 9 апреля 2014 в 14:32 отредактирован 9 апреля 2014 в 14:37 Сообщить модератору

      Лаура Ли, а я над вашей женскующей логикой потрутруню, если не возражаете...

      "А сибирские мужики если уж шли за Колчаком, то шли не ЗА ним, а ПРОТИВ красной чумы." - и следотем, тут же - "А вот бросил все и пошел. Значит была харизма такая у Колчака."... не мужик сибирский был? Как же так? Так СУПРОТИВ коммуновласти или ЗА харизмой на упряжке поскакал? (Ох, любите Вы, Лаура, пыли значинствующей вокруг себя понадпустить, словно комплекс неполноценности Вас донимать начинает-)

      По убеждениям они шли, блин оладьевый... выбора у них не было. Или дурачьем стоеросовым, сибирским было, раз шли.

      Харизма у него была баб лапать и коньяки трескать, вот такая была его колчаковская харизма.

      В том-то и дело, что "семейная история". Любят простаки насочинять себе семейных историй, в иконную рамку вставить - вот-де, какие мы, чтобы значимость свою почуйствать и другим под нос подпихнуть... ЗАЧЕМ?

      Не Ленин, так Сталин. Не Сталин, так Колчака им подавай. Ну не могут без поводырей-упырей - и чтобы на расстоянии, потому как сами были бы под колчаковской харизмой сейчас бы выли бы другое.
      Уж лучше Иисус Христу сходите помолитесь, что ли-)

  • Валерий Хачатуров Мастер 9 апреля 2014 в 16:51 отредактирован 9 апреля 2014 в 16:52 Сообщить модератору

    Валентина Казанцева, из политиков ХХ века я назвал бы святым (не в религиозном плане) Петра Алексеевича Кропоткина.

    • Валерий Хачатуров, тогда Б.Обама - действительно миротворец № 1-)))

      • Игорь Ткачев, / ….тогда Б.Обама - действительно миротворец № 1-)))/
        Не надо афишировать свою историческую безграмотность и свое неуважение к русской истории. Да будет Вам известно, что князь Пётр Алексе́евич Кропо́ткин был не только теоретиком анархизма. Он был еще крупным русским ученным - географ, геоморфолог, историк,

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 10 апреля 2014 в 09:51 отредактирован 10 апреля 2014 в 09:53 Сообщить модератору

          Валерий Хачатуров, да хоть на Луну и Марс летал.

          Вы понятие сложно-сочиненного заслюнявленного "термина" "святой" вообще понимаете? Что есть святость?
          А интеллигент, по-вашему, - это говно нации или все-же человек, занимающийся умственной деятельностью с определенным воспитанием и поведением?

          Какое отношение, в .адницу, имеет Ваша история с кропоткинским (колчаковским или чьим еще), вашим анархизмом, терроризмом, и даже географией и экспедициями за Полярный круг???

          Вы этимологию слова "святость" как понимаете? Как открытие и присвоение новых земель, попытку переворота во власти или по числу угробленных за очередную утопию жизней?

          Заголовок статьи - идиотичен в самом коллоквиальном и понятном значении и слова "идиотия", и слова "святой". Как и Ваши рассуждения, в которых Вы отчего-то считаете, что знание истории (определенной истории - заметьте) и чья-то условная и довольно сомнительная историческая значимость эквивалентны святости.
          На колени, быдло! Колчак у нас святой! Крапоткин - гуманист! До.изделись, господа и товарищи.

          ПС Да, чихать я хотел на русскую историю. Так как она есть категория мифов и легенд в политическом, но почти никогда в гуманистическом ракурсе. Она - не жизнь русского крестьянина, солдата Первой мировой или поэтессы М.Цветаевой.

    • Валерий Хачатуров, это который создал теорию личного и коллективного террора? Основоположник научного терроризма?

      • Валерий Хачатуров Мастер 9 апреля 2014 в 19:55 отредактирован 9 апреля 2014 в 20:01 Сообщить модератору

        Лаура Ли, Где Вы вычитали эту глупость?
        Советую не читать глупые книги о Кропоткине.
        Желаете знать правду о Кропоткине, то обратите внимание на книгу Н.М. Пирумова "ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ КРОПОТКИН"

        ...знаменитый историк, автор книг о Бакунине и Кропоткине в серии ЖЗЛ доктор исторических наук Наталья Михайловна Пирумова (1923-1997 гг.). получила неофициальное звание «бабушка русской анархии…»
        Когда она появилась на съезде КАС ( Конфедерация Анархо - Синдикалистов) то при её появлении весь съезд встал и устроил ей самую настоящую овацию. На её книжках выросло первое поколение советско-постсоветских анархистов...

        • Валерий Хачатуров, зачем мне читать книжку о Кропоткине, когда я могу прочитать творение самого Кропоткина "Террор индивидуальный и террор коллективный". И Вам советую прочесть чтобы четко представлять себе, что терроризм, с которым теперь борется весь мир, родился и крестился в России и что теоретиком и научным апологетом научного терроризма был уважаемый Вами товарищ анархист номер олин Кропоткин.

          • Лаура Ли, из всех видов революционного террора наиболее жестоким и аморальным Кропоткин считал террор революционного правительства. После Октябрьской революции в обращениях к Ленину он резко протестовал против "призывов к массовому красному террору, призывов брать заложников; массовых расстрелов людей, которых держали в тюрьмах специально для ... огульной мести. Куда это ведет Россию? - к самой злостной реакции" Тогда эти призывы были вежливо выслушаны, но всё же услышаны не были. Некогда грозный анархист, а в годы Советской власти уже больной старик, он расходовал свои последние силы на защиту репрессируемых. Кропоткину действительно удалось спасти многих, но он был бессилен остановить чудовищную машину красного террора.

            • Валерий Хачатуров, как сам в Леоне взрывы устраивать, так это хороший терроризм, а как ленинское правительство кошмарит - так это красный террор.

              • Валерий Хачатуров Мастер 10 апреля 2014 в 00:41 отредактирован 10 апреля 2014 в 00:46 Сообщить модератору

                Лаура Ли, Когда двое делают одно и то же – это не всегда одно и то же.
                В теме, посвященной адмиралу Колчаку, предлагаю разглядеть существенное различие между красным террором и белым террором.
                Террор белых объяснялся слабостью центральной власти и произволом полевых командиров. Расстрел членов Учредительного собрания осуществили офицеры-монархисты. Адмирал Колчак приказа на расстрел не давал. Красный террор был возведен в ранг государственной политики. Уже в июне 1918 г. Ленин устроил разнос питерским большевикам, за то, что они не позволили рабочим ответить на убийство Володарского красным террором.

                ...20 июня 1918 года около четырех часов дня Володарский ехал на очередной митинг. Недалеко от Обуховского завода автомобиль внезапно остановился. Выяснилось, что кончился бензин. Когда Володарский вышел из машины и пошел по улице, неожиданно появился неизвестный, который выхватил браунинг с заранее взведенным курком и несколько раз выстрелил в Володарского. Несколько случайных прохожих бросились вдогонку за террористом. Однако их быстро остудила граната, брошенная убегавшим. Согласитесь, что террорист, предугадавший место остановки комиссарской машины, был гениальным человеком. Не менее гениальным человеком показал себя Ленин. Хотя террорист благополучно скрылся, Ленин объявил, что убийство Володарского осуществили меньшевики и эсеры…
                Володарский был другом Урицкого. Урицкий, бесспорно, имел возможность разобраться с причинами странной остановки, автомобиля в которой ехал Володарский. Тогда раздался другой выстрел - уже в Урицкого. Возникает еще один вопрос: «Почему Ленин не потребовал дополнительного расследования, чтобы досконально разобраться с заговором против него?» Ответ может быть только один: дополнительное расследование было Ленину не выгодным, так как в ходе этого расследования могли приоткрыться факты, о которых он предпочитал бы умалчивать...

  • Валерий Хачатуров Мастер 9 апреля 2014 в 20:07 отредактирован 9 апреля 2014 в 20:08 Сообщить модератору

    Валентина Казанцева, Советую обратить внимание на встречу Колчака с Плехановым.

    А.В. Колчак, рассказывая Плеханову о растущей деморализации на флоте, 'плакал, как дитя'. "Если надо, я буду служить вам, социалистам-революционерам, лишь бы спасти Россию. Сознаюсь, социал-демократов я не люблю'. Плеханов ответил адмиралу, что он принадлежит именно к этой партии, к-рая не пользуется его симпатией. Колчак смутился, но, оправившись, сказал, что он в этом ничего не понимает и знает только одно - 'надо спасти Родину', а для этого он 'готов стать на сторону революционеров, задающихся этой целью'
    Плеханова P.M., Год на Родине.