• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Ермолова Грандмастер

Какой керамикой гордится Ростов Великий?

В Несторовской «Повести временных лет» лето 6370-е от сотворения мира, то есть 862 год послепетровского летоисчисления, отмечено упоминанием города Ростова как давным-давно существующего. С года 1137, когда княжил Юрий Долгорукий, Ростов носит титул Великий и играет особую роль в церковной истории.

Фото: Igor Simanovskiy, Shutterstock.com

Здесь в 991 году был поставлен самый первый храм в северо-восточной Руси — церковь Успения Богородицы из дубовой древесины. Ростовские иерархи были наиболее влиятельными церковными владыками. Здесь находилась архиерейская резиденция, ныне известная как Ростовский кремль.

В кремле на площади Успенского собора есть мастерская. В нее очень приятно заходить. На полках стоят незаурядные произведения гончарного искусства, здесь же мастера дорабатывают глиняные заготовки, чтобы к моменту помещения в печь они были безупречно гладкими, и охотно отвечают на вопросы. Мы попросили, и нам разрешили поработать рядом с мастерами. Глина в первые мгновения немного не слушалась, но сноровка пришла довольно быстро. Теперь можно про несколько горшочков думать, что они из моих рук пошли в мир нести радость людям.

Керамика здесь уникальная — чернолощёная, похожая на чугун. Такая встречалась в Дьяковской культуре III века. В XVII веке была распространена довольно широко, но в Ростове Великом морёные или томлёные изделия были особого качества, за что попали в собрание Русского музея, в то время музея Александра Третьего.

Чтобы получить насыщенный черный цвет с синеватым отливом, изделия обжигали, а затем сутки охлаждали в печи с березовыми поленцами, которые без доступа воздуха начинали сильно чадить. Жерло печи замуровывали, трубу перекрывали, и светлые горшки постепенно обретали свой особый цвет. Черный выглядел сам по себе выразительно и элегантно, а лощение придавало ему высоко ценимый металлический блеск.

По-видимому, берёзу использовали не всегда, в описании процесса изготовления упоминались не только сосновые «смоляки», но и тряпье, навоз, папоротник, от которых шел густой дым. Посуда получалась прочная и водостойкая. Наибольшее количество такой глиняной посуды изготавливалось к еврейскому празднику Песах, или Пейсах.

Для чернолощёных керамических изделий брали готовое глиняное тесто, вытягивали его на ручных или ножных гончарных кругах, полировали еще сырое деревянной циклей, после обжига снова лощили ложкой или циклей до появления блеска, затем томили без доступа кислорода при температуре 800−900 градусов.

Это не окислительный обжиг, при котором получается красная и белая посуда, а восстановительный. Железо восстанавливается из его оксидов: Fе2O3+ ЗСО = 2Fе + ЗСО2 + 32 кДж/моль. А может быть, получается закись, окалина Fе3О4, она черного цвета.

Для лощеной керамики не требуется ни глазурь (а она дорогая), ни второй обжиг. Прочность резко возрастает. Изделие выглядит одновременно и древним, и суперсовременным.

В отличие от техники Букеро с неравномерным распределением матово-черного цвета, чернолощёные изделия окрашены равномерно. У них металлический блеск и металлический звон. Мне не известно другое место в России, помимо Ростовского кремля, где бы делали настоящую чернолощёную керамику. Кувшины, горшки, подсвечники, пивные кружки, окарины и остроумные игрушки из Ростова Великого могут быть хорошим подарком в силу своей уникальности.

Козье молоко в ростовском глечике по десять дней не скисает. Козу за это благодарить, керамику или холодильник — не знаю.

Статья опубликована в выпуске 31.08.2014
Обновлено 18.08.2022

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Век живи, век учить - дураком помрешь!
    Я читал много лет назад, что черную керамику делают из особой редкой черной глины.
    А Вы полагаете, что это обычная глина - просто сильно закопченая...Да еще и без специальной глазури...
    У нас на даче есть выходы синей глины, из нее, вроде, раньше делали особую синюю посуду. Думал, что и с черной глиной все так же. А с учетом того, что глина пористая, кувшины и прочее необходимо глазуровать, иначе вода из сосуда будет испаряться.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 5 сентября 2014 в 19:27 отредактирован 6 сентября 2014 в 05:37 Сообщить модератору

    Людмила Шабалова, в 1998 г. приехавшая в мужем в Ростов Великий и организовавшая мастерскую.
    Автору следовало бы сопроводить текст собственными фотографиями, чтобы не на пальцах объяснять читателям особенности художественного промысла. А редакции имело смысл поискать фотографию, соответствующую статье.

  • Люба Мельник Бывший модератор 5 сентября 2014 в 19:19 отредактирован 6 сентября 2014 в 05:37 Сообщить модератору

    Картинка - ничуть не чернолощеная керамика, во-первых. Обварная. Во-вторых, интересно, как автору удалось что-то лепить в мастерской, если в этой мастерской лишь изделия отливают в формах, и мастер-классы по лепке не проводят? Я прекрасно знаю и хозяйку, и само производство, и скульптора, делающего для мастерской формы. Мастер-классы в мастерской Шабаловых - только по росписи. Не надо вводить читателей в заблуждение.
    На снимке - чернолощеная керамика из мастерской Шабаловых.

    • Люба Мельник, за правильные фотографии спасибо, а вот поучения неуместны. И фантазии насчет лепки тоже. Говорилось о доработке заготовок. Может не слушаться не только глиняное тесто, но и хрупкая глина высушенных отформованных изделий.
      Людмила Николаевна не проводила мастер-класс, просто рассказывала-показывала. И была она тогда значительно моложе, чем на фотографии, с милой застенчивой улыбкой и со спокойным ласковым голосом. Приятно вспомнить.

      • Люба Мельник Бывший модератор 6 сентября 2014 в 05:37 отредактирован 6 сентября 2014 в 05:51 Сообщить модератору

        Елена Ермолова, и я о том же - насчет фантазий. Не надо фантазий. До глины туристы не допускаются. Да это и технически невозможно - нет в мастерской для этого условий. Мастерская четко делится на киоск для туристов - где "на полках стоят незаурядные произведения гончарного искусства", и на собственно мастерскую - мастера работают не "здесь же", а в той зоне, куда туристы могут попасть лишь в сопровождении экскурсовода. "Дорабатывать" высушенные отформованные изделия - вообще дело бессмысленное, после сушки - только в печь.
        Темой статьи является промысел, учрежденный в данном месте приезжими мастерами Шабаловыми по собственной технологии - а наговорено много про историю древнего города, Юрия Долгорукого, про дьяковскую культуру, про Песах. Вам следовало вместо не имеющих отношения к теме статьи рассуждений о Песахе объяснить, каким образом совершается та или иная операция. Про то, как именно выполняется лощение, - ничего не сказано. Следовало бы ждать, что вы хотя бы опишете собственные упражнения, - но и этого нет. Лишь очень скупо и невнятно о том, что "сноровка пришла довольно быстро". Какая именно сноровка? Где описание собственного опыта?
        Насчет старше-моложе - что ж поделать, такова Людмила сейчас. Вы ведь сейчас статью предложили, и сейчас народу объясняете путь-дорогу. Если ваши наблюдения были сделаны давным давно - следовало указать это, прежде чем советовать поездку. Насколько актуальны сейчас ваши рекомендации? Между прочим, сейчас для туристов действует при мастерской Дом ремесел - и именно там народ может развлечься мастер-классами, но никак не в мастерской.
        Мои фотки я убираю, поскольку у меня никто за прошедшее с момента публикации камента время не запросил их оригиналы. Значит, иллюстрации, говорящие о реальном промысле, не нужны ни автору, ни редакции, и обе стороны устраивает сопровождение текста картинкой, не имеющей отношения к делу. Мои снимки опубликованы в каталоге прошедшей 21-26 августа выставки, там же содержатся сведения о промысле и о мастерской Шабаловых.
        Да - и, конечно, поздравляю с открытиями в ростовской истории. Это насчет точной датировки 1137 годом обретения "титула" Великий, насчет датировки момента, с которого город принялся играть "особую роль в церковной истории")) Что особенно веселит - можно было вполне обойтись без этих бессмысленных замечаний.

        • Елена Ермолова Елена Ермолова Грандмастер 6 сентября 2014 в 06:45 отредактирован 6 сентября 2014 в 06:53 Сообщить модератору

          Люба Мельник, Вы рассуждениями называете упоминание, да и во многом другом как-то странно действуете словами. Не лучше ли было бы новые статьи писать, чем на комментарии тратить силы? У Вас есть своя аудитория, которой, наверное, нравится Ваш стиль, и пусть вам будет хорошо вместе.
          Хотя, судя по комментариям и ответам на них, вместе вам не очень хорошо.
          В очередной и далеко не первый раз прошу Вас держать дистанцию и на меня не наезжать. Рассказы о том, у кого какие права на этом сайте, здесь неуместны, просто покиньте ветку.

          • Елена Ермолова, этот блог - для обсуждения вашей статьи, а не для разговора обо мне. Вот в этих рамках и следует оставаться.
            "Упоминание" - на целый абзац? Зачем? Какое отношение к современному ростовскому керамическому промыслу имеет Песах? Керамику во множестве находят в культурном слое Ростова 11-17 вв., в т.ч. и чернолощеную - ее на вывоз в Палестину производили?

  • Галина Матвеева Читатель 2 сентября 2014 в 19:38 отредактирован 26 мая 2018 в 19:08 Сообщить модератору

    Познавательная. Спасибо большое.

  • А что на фото? Вроде как не подходит.

  • От Москвы до мастерской всего 210 километров.
    Со Щёлковского автовокзала - 3,5 часа. Поездами с Ярославского вокзала столько же или чуть меньше. Если электричкой, то сперва до Александрова, там пересадка. Если в Александров приехать с утра пораньше, то ждать ярославскую электричку придется меньше часа.