• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Сазонцев Профессионал

Московское метро. Откуда взялись мозаики «Новокузнецкой»?

Центр Москвы. Станция метро «Новокузнецкая». Что знают о ней москвичи? Максимум — что она была открыта в 1943 году, да и то это им известно лишь благодаря памятной табличке, установленной в центральном зале станции. Некоторые говорят, что она очень уж изобилует декоративными элементами, и если приглядеться, можно и в самом деле так подумать: здесь есть и гипсовый скульптурный фриз, и мраморные диваны, и смальтовые мозаики на своде.

Станция выглядит торжественно, даже, можно сказать, величественно, и должна бы вызывать у москвича гордость за победу в Великой Отечественной войне, но у меня она вызывает и еще одну ассоциацию. Подобно тому, как День Победы — праздник со слезами на глазах, торжественность «Новокузнецкой» — красота через страдание. Почему? Взгляните на свод центрального зала! Что вы знаете об этих трехметровых в диаметре смальтовых мозаиках? Знаете ли вы, как и где они создавались? Нет? Я расскажу.

Проект станции третьей очереди строительства московского метрополитена «Новокузнецкой» разрабатывался еще до войны, равно как и проект ее станции-побратима «Павелецкой», которая должна была быть очень похожа на уже действующую станцию «Маяковская». «Павелецкая» же должна была быть длинной, легкой, а ее свод должны были украшать четырнадцать восьмигранных смальтовых мозаик трехметрового диаметра, вызывающих ассоциации с окнами, в которые можно заглянуть с платформы центрального зала. Предполагалось, как и на «Маяковской», использование металлических конструкций.

Эскизы для мозаик «Павелецкой» выполнил художник А. Дейнека, до этого работавший над мозаиками «Маяковской», и выполнил, естественно, в едином с ней стиле. Тема оформления «Павелецкой» — Донбасс, была выбрана из-за близости станции к Павелецкому вокзалу, откуда в то время отправлялись поезда в Донецк. Набор мозаик поручен был мозаичисту В. А. Фролову, который приступил к этой работе в своей ленинградской мастерской еще до войны, и даже сделал большую ее часть. Но мозаичист не успел закончить свою работу, помешал гитлеровский план «Барбаросса»…

В годы Великой Отечественной войны московский метрополитен использовался как убежище. Москвичи спускались на станции на ночь и во время авиационных налетов — спасались от бомбардировок. В метро проходили партийные конференции, работала библиотека, парикмахерская. Военное начальство также разместило свой штаб под землей — на станции «Кировская» (сейчас «Чистые Пруды»). За время войны московский метрополитен перевез более одного миллиарда пассажиров; более двухсот москвичей родилось под землей. Эти факты знает почти каждый москвич. Однако немногие знают, что в годы войны метро продолжало строиться.

Продолжалась и работа в мастерской В.А. Фролова… При свете единственной керосиновой лампы, в помещении с заколоченными окнами, каждую минуту подвергаясь опасности и имея в своем распоряжении в лучшем случае двух помощников, мозаичист стремился доказать — Советский Союз непобедим, и метро в Москве будет! Бетонные восьмигранники для мозаик заливал А. Дейнека.

Тем временем возникла проблема: металлические конструкции «Павелецкой» оказались на оккупированной гитлеровцами территории и никак не могли быть доставлены в Москву. Однако высшее руководство не желало отказываться от строительства. Проект «Павелецкой» был спешно изменен, ее решили строить без центрального зала, двухсводчатой. Четырнадцать мозаик, уже почти законченных В. А. Фроловым в блокадном Ленинграде, становились ненужными…

Между тем набор мозаики из смальты — огромная работа. Чтобы получить кусочек нужного оттенка, его надо отколоть тяжелым молотком от большого куска смальты под нужным углом и нужного размера — и все это в условиях бомбежки, мороза и голода… Это настоящий подвиг! Неужели эта работа останется никому не нужной? Но, к счастью, на эти мозаики обратил внимание и решил использовать для своей станции архитектор «Новокузнецкой», строящейся параллельно с «Павелецкой», причем даже несмотря на то, что центральный зал станции был вдвое короче. На своде станции нашли свое место семь мозаик, и еще одна была установлена в вестибюле.

На удивление всему миру, в январе 1943 года торжественно открылись для пассажиров станции метро «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская», а еще ровно через год, а январе 1944-го — «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская» и «Партизанская». Мозаики «Автозаводской» также были выполнены В. А. Фроловым в блокадном Ленинграде, причем сюжет их был изменен, и три «автозаводские» мозаики изображают боевые действия.

Но вернемся на «Новокузнецкую». Что стало с остальными мозаиками, не уместившимися на ее своде? Ведь даже пользуясь элементарной математикой, можно понять: изготовлено было четырнадцать мозаик, а на «Новокузнецкой» использованы только восемь из них. Где еще шесть?

К сожалению, история умалчивает этот факт. Вполне возможно, что их когда-нибудь найдут закопанными в землю наши потомки, ведь в военные годы доставленные в Москву мозаики приказано было спрятать именно таким образом — закопать, «чтобы они не привлекли внимание врага». Зачем гитлеровцам смальтовые мозаики — для меня загадка… Как их вывезли из Ленинграда в 1942 году? Ведь тогда город еще находился в блокадном кольце. Ответ — по льду Ладоги. Причем тогда, в январе 1942-го года, В. А. Фролов лично проследил за погрузкой и отправкой всех мозаик в Москву. А 3 февраля он скончался…

Наливные яблочки, летящие самолеты, голубое небо… Великолепные мозаики В. А. Фролова, работу которого вполне можно приравнять к подвигу, украшают станцию «Новокузнецкая» вот уже 72 года. Трудно поверить, что эта красота создавалась в условиях, когда обычный человек не сможет не то что работать — жить…

И если хоть один человек, проезжая завтра станцию «Новокузнецкая», разглядит на своде сквозь яркую смальту небо блокадного Ленинграда, если хоть кто-то остановится и взглянет на мозаики иначе, чем днем ранее, если оторвется от экрана мобильного телефона, поднимет голову и задумается о чем-то — значит, эта статья нашла своего читателя.

Подвиги совершались не только на фронте. Никто не забыт. Ничто не забыто.

Статья опубликована в выпуске 16.04.2015
Обновлено 14.03.2022

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: