• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Кашкаров Грандмастер

Как связаны финский архитектор Алвар Аалто и ваза Савой?

Ваза Аалто, с ее мягкими изгибами и грациозными линиями, и сегодня смотрится столь же восхитительно, как и почти 80 лет назад. История ее создания необыкновенна. И не менее интересна технология производства, которую сегодня можно увидеть воочию, в путешествии по городам и весям Финляндской республики.

В 1936 году финские художники Алвар Аалто и его жена Айно Марсио разработали новаторский для своего времени дизайн вазы, которая с тех пор имеет название Иитала (Iittala). Название вазы также имеет свою историю. Первые опыты со стеклом в Финляндии, о которых имеются достоверные сведения, относятся к 1881 году, когда Петрус Магнус Абрахамссон открыл собственную мастерскую в небольшом городке Иитала. За предприятием владельца также закрепилось название местности.

И вот спустя полвека, в 1936 году, развивающаяся компания искала новые интересные дизайнерские идеи — перед Всемирной выставкой в Париже, намеченной на 1937 год. За год до этого времени дизайнер Аалто и его супруга предложили свой оригинальный проект и… выиграли конкурс. Так сложилось, что в следующем году копии их стеклянного произведения искусства уже украшали каждый стол элегантного ресторана Савой в Хельсинки.

Почему именно этого ресторана? Да потому, что его интерьеры немногим ранее также разработал Алвар Аалто. Это обстоятельство повлияло на название вазы: кто-то называет ее по имени автора, кто-то — по названию местности, а кто-то — «ваза Савой» — по названию ресторана. Все эти имена нисколько не портят общее впечатление от предмета высокого искусства.

Ваза, сыгравшая значительную роль в становлении финского художественного стиля, в руках Аалто получилась настолько необычной, что ее почти сразу же сочли иконой скандинавского дизайна. Сегодня можно сказать, что она не подвластна веяниям времени, а вариативность нескольких оттенков в цветовой гамме только подтверждает актуальность ее дизайна. Изогнутая необычным образом форма в сочетании со структурной ясностью и прозрачностью стекла в то время были новаторским, пионерским решением, и в некотором роде даже вызывающим.

Но откуда пришло вдохновение художника неповторимого силуэта? Оказывается, длинные кожаные юбки коренного народа Скандинавии — саамов — имели похожую форму и оказали влияние на дизайнера, который длительное время изучал жизнь и обычаи этого народа. Волнистую линию, отличительный признак современной вазы Аалто, получали через расширение стекла при выдувке.

Даже сегодня процесс работы над вазой остается трудоемким: семь разных мастеров работают с заготовкой почти 30 часов. Технология разбита на 12 шагов-стадий. И только после этого ваза предстает в новой цветовой гамме, но с той же формой, как и при жизни ее автора. Из-за особенностей метода и формы процесс изготовления вазы можно сравнить с «плавной хореографией», где тщательно синхронизировано каждое движение в работе.

Чтобы получить жидкое стекло, смесь чистого речного песка, соды и карбоната кальция нагревают до температуры 1100 градусов Цельсия, затем с помощью деревянной лопаточки получившуюся массу заправляют в стеклодувную трубку и добиваются однородной консистенции, используя для перемешивания толстый картон и дерево. После этого жидкое стекло помещают в трафарет той самой старинной, разработанной еще Аалто формы и, наконец, охлаждают, очищают края и полируют. Разумеется, каждый из перечисленных этапов реализуется исключительно вручную; отсюда и высокая цена, и престижность изделия.

И сегодня этот продукт искусства, справедливо оказавшийся в когорте с лучшими дизайнерскими решениями мирового уровня, выпускают на той же фабрике в Иитале, имеющей старинную историю.

Статья опубликована в выпуске 7.08.2015
Обновлено 24.08.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: