• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Почему 27 июля 2002 года называют черным днем авиации?

Ровно пять лет назад, 27 июля, во Львове с утра стояла прекрасная погода. Я отправил супругу с младшим ребенком к стоматологу, а сам остался дома, нужно было кое-что приготовить. Примерно в 9.30, я созвонился с женой и попросил их подзадержаться в поликлинике и подождать меня.

Было ли какое-то предчувствие надвигавшейся беды? Было! И проявилось он в том, что город, несмотря на субботнее утро, неожиданно казался пустым. И каким-то настороженным. Не было улыбок и смеха, как мне показалось, даже у молодоженов — я обратил на это внимание, когда нас обогнала свадьба в стилизованной под старину карете.

Около 11 часов нам навстречу попался мой однокашник — Витя Омельчук. Не виделись с выпуска, почти 20 лет. Расставаться не хотелось.

 — А давай вместе махнем на авиашоу. На Скнилов, — предложил вдруг Витя.
 — Когда?
 — Да прямо сейчас. Шоу начинается в полдень…

Я задумался. Честно говоря, на шоу я не собирался, в этот день мы должны были отмечать день рождение родной тетки жены. Торжество было назначено на 15 часов.
 — Старик, успеешь, — настаивал Витя. — Поехали!

Что меня тогда остановило?!

Видя, что меня переубедить нельзя, Омельчук сказал:
 — Лады. Не хочешь, как хочешь. Запиши мой телефон. Встретимся завтра…

… Мы собрались за столом, как и предполагали. Не хватало только тестя, которого утром неожиданно вызвали на работу. Когда он пришел в начале четвертого, на нем не было лица. Только произнес чуть слышно: «На летовище впав литак».

В первую секунду подумалось: Как он упал? Что за самолет? Как это произошло?
Тогда и в страшном сне я не мог себе представить, что «сушка» свалилась прямо на головы людей, врезавшись в самую гущу…

Я начал звонить Вите. Его мобильный телефон не отвечал…

Только через два дня я узнал, что подполковник Виктор Омельчук вместе со своим 9-летним сынишкой оказались на пути огненного смерча. Шансов выжить у них не было…

Мне не очень хочется вспоминать подробности этой трагедии. Но это сделать придется. Итак, в 12.43 Су-27 на малой высоте проносится над взлетно-посадочной высотой перед трибуной, потом задирает нос кверху, стремительно набирая высоту, заваливается на бок, выполняя фигуру высшего пилотажа — «бочку». После разворачивается и переходит в крутое пике, снова приближаясь к летному полю. В 12.45 чиркнув кроны высоких тополей, растущих по краю территории авиаремонтного завода, несется над рулежными бетонными дорожками, ведущими к проходной предприятия, продолжая терять высоту. Чиркает крылом по Ил-76, стоящему на площадке для осмотра, стремительно ползет по бетонной полосе, где толпятся люди. Над разваливающимся на куски самолетом вспыхивают два купола парашютов. Истребитель выскакивает на травяное поле и загорается.

Согласно официальным данным непосредственно во время катастрофы на летном поле погибло 84 человека, 116 были ранены. Но это данные официальные. То есть с родными и близкими этих погибших государство должно было «рассчитаться», выплатив определенную компенсацию. По неофициальным данным — ушло из жизни гораздо больше людей, их число составляет чуть больше 200. Говорят, что во время падения самолета, когда он шел параллельно земле, он намотал колючую проволоку, ограждавшую авиаремонтный завод. И эта «циркулярка» на бешенной скорости пронеслась над зрителями на уровне полутора метров, срезая, как бритвой все живое…

От судьбы не уйдешь…

Меня буквально поразила история, которая произошла с 45-летней львовянкой Марией. С утра они с дочерью собирались в Скнилов. Но за пять минут до отъезда (военный аэродром находится на окраине города), за дочерью заехал ее молодой человек и пригласил «купаться на озера». Дочь не хотела оставлять мать, но та сама ее подтолкнула, мол, езжай, дело-то молодое…

Мария отправилась на аэродром сама. Она с увлечением рассматривала показательные полеты, а в 12.45 почему-то отвернулась. И вдруг спиной почувствовав опасность, сделала попытку развернуться. Дальше она увидела что-то черное, почувствовала удар по голове и … очнулась в одной из львовских клиник на третий день после трагедии.

Первым ее вопросом был: «Где я?» Потом: «Что со мной сталося?»
Женщине объяснили, что она попала в страшную катастрофу и протянули газету, в которой был опубликован список погибших. В нем она увидела и свои данные.
 — Я жива! Не верьте этой газете, — закричала Мария.
Ей предложили позвонить в штаб и сообщить, что в скорбном списке на одного человека меньше…

Из штаба приехали какие-то люди. И сразу задали вопрос: «Где ваш паспорт?»
Мария вспомнила, что паспорт она брала с собой, но за три минуты до трагедии вдруг обнаружила, что он где-то выпал. Она попыталась найти документ, но в большой толпе (зрителей собралось около 10 тысяч), так и не смогла его найти.

Как потом оказалось, дочь так и не доехала со своим молодым человеком до озера, поссорилась с парнем и решила отправиться на авиашоу. За несколько секунд до падения «сушки» она нашла паспорт матери и даже увидела ее в толпе и крикнула: «Мама! Мама!»

Именно этот крик заставил Марию обернуться и она инстинктивно чуть дернулась в сторону от летящих осколков. Шла бы спиной — вряд ли бы осталась жива.

А дочь, опаленную большим пламенем, опознали по обгоревшему паспорту матери. Под ее же именем и похоронили…

От судьбы не уйдешь?!

Но мало кто знает, что в тот же день, 27 июля 2002 года в красноярском аэропорту «Емельяново» в 10 утра по московскому времени вынужденную посадку совершил самолет Ту-154, выполняющий рейс Благовещенск — Москва. Летчики запросили посадку после того, как отказал третий двигатель. На борту было 9 членов экипажа и 146 пассажиров. А спустя 7 часов, в 17.25 в Иркутске в экстренно сел самолет Ту-154. После взлета на лайнере, летевшем в Китай, отказал один из двигателей. Экипаж принял решение выработать топливо и садиться. На борту было 7 пилотов…

Три летных происшествия в один день. Такое бывает крайне редко…

А главный урок, который я вынес из львовской трагедии, состоит в том, что с тех пор твердо убежден: раз решил что-то, нужно идти до конца. Не меняя свои планы. Я до сих пор уверен, что окажись в тот роковой полдень на Скнилове, обязательно был бы с Витей. И почти 99%, что разделил бы его судьбу…

Статья опубликована в выпуске 27.07.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: