• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Откуда в русские сказки пришла Баба Яга? Из древности...

Есть в русских сказках ряд «проходных», а точнее, постоянных, действующих лиц. Меняются сюжеты и главные герои, а на втором плане действуют всё те же волшебные животные-помощники, Змей, Кащей, Баба Яга. Почему они так популярны, что просто-таки «кочуют» по сказкам?

pixabay.com

Остановимся пока на Бабе Яге — наверное, популярнейшей персоне из всех названных. Тем более что все они пришли из древних мифов.

Мы привыкли видеть Бабу Ягу разбитной старушкой, с непременный атрибутами: избой на курьих ножках, ступой и метлой. В общем, персонаж скорее весёлый… Впрочем, это уже совсем современное восприятие, сложившееся под влиянием кино. Где Яга и не страшная вовсе.

Напрасно! То есть хорошо, конечно, но не стоит забывать, какой была Яга изначально. Кто она вообще? Изначально это вовсе не лесная ведьма, какой предстаёт в нынешних сказках. Хотя существо, действительно, необычное. Не от мира сего… в буквальном смысле. Представительница мира потустороннего.

Поскольку изначально Баба Яга — мертва. Костяная нога и дом «на курьих ножках», соответственно, указывают на разложившуюся плоть и погребение в домовине — установленном на столбах «доме мёртвых». Погребения в домовинах, подобных домам живых — один из распространённых у праславян способов погребения. Умерший родственник — такой же член рода, только ушедший в другой мир. И рядом с поселением живых строили «деревню для мёртвых» с приподнятыми на столбах домиками.

Вот и «избушка на курьих ножках», и костяная нога. А помните классическое «приветствие» Яги: «Русским духом пахнет»? Не русским, конечно. Человеческим. Герой сказки жив, и ему в этом доме не место — вот Яга и чует.

Да и само действие сказки переходит в мир потусторонний. Где же ещё искать Кащея? Герой идёт то за тридевять земель, то не знаю куда. На самом деле — в мир потусторонний, он же мир мёртвых. Живым туда не попасть — отсюда и вся эта символичная неопределённость.

И появляется Яга, находящаяся между мирами. Помните, избушка обычно стоит на краю леса? И это символично, и, вообще-то, архетипично. Яга героя поит-кормит, парит в баньке да спать укладывает. Догадались, что это символизирует? Похоронный обряд: обмывание и ритуальную трапезу. Сон — символическая смерть. В сказке герой после еды-баньки-сна отправляется в искомом направлении. На самом деле — в потусторонний мир, куда нет хода живым. В царство Кащея. Или Змея… Точнее, в архаичном варианте, Ящера, культ которого был распространён у славян и которому приносили жертвы. В том числе человеческие жертвы.

Мрачно выходит? Может, зря многие думают, что в «настоящих», не облагороженных, русских сказках всё об одном? Всё «снизу» да «спереди»?

Может, и об одном — да не о том! Точнее, не только о «том». Вспомним, что первоначально сказки (а точнее, мифы!) предназначены вовсе не для развлечения. Это скорее рассказ об устройстве мира, о жизненных этапах, через которые должен пройти каждый. Увы, смерть — неотъемлемая часть жизни. Не зря погребение и сейчас окружено множеством обрядов, пришедших из тех, мифологических, времен.

Предположу, что неспроста герой сказки побеждает своих потусторонних противников. А и на похоронах справляли тризну — пир и воинские игры, символизирующие победу жизни над смертью. Ведь архаичный человек (и охотник, и тем более — земледелец) видел: всё в природе умирает и вновь возрождается.

Может, неспроста и нынешняя Баба Яга — столь весёлый и позитивный персонаж?

Статья опубликована в выпуске 16.03.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: