• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Идеалы женской красоты в истории - относительная условность или абсолютная истина?

На протяжении всей истории человечества вопрос об идеале женской красоты стремились решить не только художники, поэты, цари, но и сами женщины, готовые практически на всё ради достижения соответствия этим идеалам! Кто же задавал параметры идеала в разные исторические эпохи?

Тициан, «Любовь земная и Любовь небесная», 1514 ru.wikipedia.org

И вообще, возникали ли эти идеалы стихийно, из массовых представлений и особенностей жизни разных народов, или они имели своих неизвестных авторов и заказчиков? А может быть, появление какого-либо из идеалов — это всего лишь стечение жизненных обстоятельств, распространённых и растиражированных потом в массовом сознании?

Какие же обстоятельства способны повлиять на создание и развитие идеала? Обратимся к историкам и философам, именно они способны дать некоторые пояснения по этому вопросу.

Если попытаться выявить исторические причины развития женского идеала красоты и его постоянной смены, развития в разные эпохи, то одной из главных причин окажется климат, природные особенности, в которых проживает тот или иной народ, а затем уже национальная культура.

На Руси идеалом женской красоты были женщины дородные, физически выносливые, с естественным румянцем на лице
На Руси идеалом женской красоты были женщины дородные, физически выносливые, с естественным румянцем на лице
Фото: olenka-2008, PressFoto.ru

Например, в дохристианской Руси идеалом женской красоты были женщины дородные, физически выносливые, с естественным румянцем на лице, которые росли и воспитывались, можно сказать, на вольном просторе, на простой и естественной пище, способные к регулярному деторождению, сильные духом, свободолюбивые.

Христианство вводит на Русь систему ограничений как в эмоциональной, так и физической сфере человеческого бытия, а также — аскетический идеал женского лица, болезненную худобу тела. Теперь русские красавицы должны сидеть в своих теремах и послушно дожидаться реализации своей женской доли. Не случайно в женскую одежду того времени вместо просторных русских сарафанов вводятся такие, например, детали, как утягивающие женские талии корсеты — они выполняли не просто роль модной одежды, но ещё и тиранили женскую плоть, как бы подчиняя женское тело аскетическому воздержанию от пышности форм и свободного, раскрепощённого дыхания.

Однако наиболее ярко аскетический идеал женской красоты проявился не столько на Руси, где всё те же просторы полей и жизнь на земле питали русских красавиц живительными соками и женская естественная красота была лучше защищена от идей «умерщвления плоти», сколько в городах средневековой Европы.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна», картина Ян Вермеера, 1657год
«Девушка, читающая письмо у открытого окна», картина Ян Вермеера, 1657 год
ru.wikipedia.org

Как отмечают исследователи этой эпохи, в средневековой Европе утвердился идеал женской красоты, который сводился к образу «женщин-рахитичек, с резко выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобёдрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами».

Почему сложился такой женский идеал, один ли христианский аскетизм повинен в этом? Дело здесь оказалось в другом. Художники средневековья, приложившие свою талантливую руку к созданию подобных моделей для подражания, всего лишь изображали тех женщин, которые окружали их в европейском обществе. Средневековые европейские женщины росли в каменных городах и замках, как узницы, они видели мало света и солнца, узкие улочки между домами были полны грязи и зловония. В Европе часто случались кризисы в пищевых запасах, отчего она постоянно была втянута в Крестовые походы и войны за новые территории.

Плохое питание, нехватка свежего воздуха и витаминов порождали огромное количество горожанок рахитичного типа, лишь мнимых красавиц, образы которых и растиражировали придворные художники на своих полотнах. У этих женщин были не только плохо развиты женские формы, но и случалось частое облысение или отодвигание назад границы волос на лбу. Большое количество подобных «красавиц», вышедших из-под пера средневековых гениев-живописцев, привело к возникновению моды, задержавшейся в Европе на целых 200 лет, когда здоровые женщины добровольно выбривали себе волосы надо лбом, стремясь быть похожими на этих «богинь»!

С. Боттичелли, «Весна», 1482
С. Боттичелли, «Весна», 1482
ru.wikipedia.org

Однако на смену этим нездоровым красоткам всё-таки приходит новый тип женской красоты — сельских пастушек из здоровой местности, более близкий к идеалам женской красоты Древней Руси (поздние художники-итальянцы). Новый тип идеала женской свежести и здоровья также возник и сложился по той простой причине, что художники позднего Возрождения обратили свой взгляд на женщин из европейской провинции, сельской местности, и просто избрали другой тип женщин-моделей, которые им позировали. А дальше — лишь дело техники и художественного мастерства.

В начале 20 века свой идеал женской красоты стал «навязывать» Голливуд, то есть американский кинематограф. Именно он породил тип роковой красавицы — блондинки с утончённой фигурой и всё тем же аскетическим выражением острого, худого, почти измождённого женского лица, с огромными, подчёркнутыми, выразительными и лучистыми глазами. Подобный «аскетизм» достигался за счёт постоянного недоедания актрис, а особая худоба лица и заострённость подбородка — посредством удаления «лишних» коренных, самых дальних, зубов, что позволяло визуально избавиться от округлости щёк и придать лицу утончённость. Подобные «махинации» со здоровьем актрис назывались «прохождением голливудизации».

Мэрилин Монро
Мэрилин Монро
ru.wikipedia.org

Тиражирование нового образа теперь происходило не на основе творчества живописцев, а через киноэкран, породивший целый ряд актрис-блондинок, как бы «полученных данным искусственным способом» — начиная от Марлен Дитрих и заканчивая Мэрилин Монро (и её подражательницами). Советский киноэкран также не избежал участи быть «заражённым» этой модой. Пойманный нашим кинематографом «голливудский вирус» подарил советскому экрану свою плеяду очаровательных киноблондинок: Любовь Орлова, Марина Ладынина, Валентина Серова, Янина Жеймо и др.

Валентина Серова
Валентина Серова
Кадр из фильма «Сердца четырёх» (1941)

Современная индустрия моды, конкурсы красоты, обложки журналов подхватили эстафету создания, культивирования и тиражирования определённого идеала женской красоты. Мы стремимся во всём быть похожими на Европу или Америку, и снова наш родной женский тип русской дородной красавицы, способной и детей нарожать, и мужа за шиворот из пивнушки вытянуть, идеал женщины, твёрдо стоящей на своих ногах, сердобольной, с редкими душевными качествами, оказался вытесненным и невостребованным.

Телеэкран опять нам навязывает чуждый западный идеал женской красоты — женщины с удлинёнными, неразвитыми женскими формами, не способной к успешному деторождению и физической работе, избалованной, городской, болезненного вида, с вечно голодными глазами, ненасытной.

Американская кукла Барби, которая так полюбилась российским девочкам, на самом деле «вышла» из моды на «твигги» (что означает «веточка») — с милым, очаровательным личиком, но слишком «тонкая» для тягот реальной жизни, для российской женской доли; безгрудая, с тонкими ручками подростка. Не окажется ли она причиной искажённого представления о реальной жизни очередной подрастающей в российской действительности женщины или даже всего нового женского поколения в России?

Статья опубликована в выпуске 3.07.2016
Обновлено 6.08.2022

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • До чего же примитивно. Всё что наше — хорошо, всё чужое — плохо. Всех не "дородных" обозвать и презрительно высмеять. Чтоб все стройные и худощавые от природы девушки прочитали и почувствовали себя вторым сортом. Что, не можешь мужа из пивнушки вытянуть? — не место тебе в наших сердобольных рядах, и идеалы у тебя неправильные!

    Кстати, а почему художники Возрождения вдруг взяли и переключились на другой типаж моделей? Вот так писали-писали "нездоровых красоток")), а потом все разом, одновременно сменили заказчиков? Вопрос автору.

    • Наталья Осокина, вы сами ответили на свой вопрос - сменились заказчики. Изменилась политика, а с ней и представления о том, что хорошо, что плохо, что красиво, что нет.
      Эпоха возрождения пришла на смену мрачному Средневековью. Представления о человеке резко изменились: на смену вечно голодным аскетам (практически религиозным фанатикам, которые во всем, что было связано с пышностью человеческих тел, телесного здоровья видели грех и вероотступничество), пришло другое представление о Боге, он перестал быть только мечом карающим, жестоким и деспотичным, но создал человека для радости! Служение Богу через радость бытия, а не через средневековое самоистязание привело к перевороту сознания человека эпохи Возрождения. В этот же период переживают расцвет все искусства, всюду воспевается красота человеческого тела, красивых и физически здоровых женщин больше не объявляют ведьмами из зависти, и не сжигают на кострах (хотя еще не везде),а переносят на полотна художников, воспевают их. Влияние церкви начинает слабнуть, происходит переворот в умах людей, в их душах, в науках. В общем полностью меняется мировоззрение эпохи, и художников в первую очередь.
      Думаю, не стоит мне здесь лекции читать, обо всем этом этом студенты узнают еще на первом курсе института из курса "Культурология".
      Статья ведь имеет заголовок: Идеалы женской красоты в истории - относительная условность или абсолютная истина?
      Я хотела заставить читателей задуматься, так ли уж объективны те идеалы, которые нам навязывает мода в разные периоды? Думаю, что все эти идеалы, в каждой эпохе свои, берутся не сами по себе, на их формирование влияет очень много факторов.А эволюция развития человеческого общества приводит к тому, что представления о красоте меняются постоянно, они раскачиваются постоянно как маятник, мы впадаем то в одну крайность, то в другую. А художники лишь тиражируют эти идеалы. Так что мне жаль тех девчонок, которые слепо стремятся либо худеть (до голодных обмороков и хронических заболеваний), либо уродуют себя другими способами в угоду новым веяниям моды, не понимая, что и мода - всего лишь условность, а не истина в последней инстанции. И надо ко всему относиться разумно, без фанатизма.
      Вы вот пишите, что статья моя примитивная. а сами не знаете даже базовых основ истории и культуры, особенностей эволюции человеческого общества в разные исторические периоды.
      А вы знаете, сколько красавиц, красота которых не укладывалась в рамки средневековых представлений, об аскетизме человеческого духа и тела. У таких женщин всегда находились завистницы, готовые в любую минуту их оговорить перед судом средневековой церкви и инквизиторов. И обречь таких женщин на смерть. В эпоху средневековья сжигались не только книги античных авторов, но уничтожался и генофон европейцев! Победу в этой борьбе со всем живым и цветущим выигрывали женщины, не блиставшие природной красотой и самодостаточностью. Поэтому на картинах средневековых художников там мало красивых, цветущих женских лиц и пышных форм тела. Таких женщин почти не было вокруг, да и средневековая церковь очень рьяно следила за тем, чтобы художники не нарушали церковных канонов.
      Надеюсь, я ответила на ваш вопрос.

      • Наталья Осокина Наталья Осокина Профессионал 3 июля 2016 в 14:52 отредактирован 3 июля 2016 в 14:55 Сообщить модератору

        Ева Карий, Но вот в статье вы пишете, что "Новый тип идеала… возник и сложился по той простой причине, что художники … обратили свой взгляд на женщин из сельской местности, и просто избрали другой тип женщин-моделей, которые им позировали". То есть сначала художники вдруг решили поменять типаж, и по этой причине в обществе сложился новый идеал — ведь именно так звучит в статье? А сейчас мне говорите, что сначала изменились представления в обществе, сменились заказчики, и поэтому художники начали тиражировать новые идеалы. Я как раз таки это знаю, у меня возник вопрос именно по поводу той последовательности, которую вы привели в своём тексте.

        И однако вы "приложили" не только девочек, которые стремятся худеть, а всех обладательниц не дородного типажа. Не дородная? — значит красавицей можешь быть только в кавычках.

        • Наталья Осокина, не придирайтесь к словам. В целом из контекста статьи понятно, что на формирование того или иного женского идеала в истории развития культуры влияет множество факторов. Я очертила в статье только некоторые из них, наиболее бросающиеся в глаза.

          • Ева Карий, да я не к словам, а к смыслу сказанного. Раз в комментарии вы говорите противоположное тому, что утверждаете в своей статье.

            • Наталья Осокина, никаких противоречий здесь нет. Комментарии глубже раскрыли содержание статьи, в которой некоторые моменты были только немного намечены. Комментарии для того и нужны, чтобы уточнить какие-то факты, умозаключения автора.

              • Ева Карий, гм) Вот такой получился диалог: - В обществе изменился идеал красоты, потому что художники начали рисовать других моделей. - А почему художники начали рисовать других моделей? - Да потому что в обществе изменился идеал красоты!
                Вы это называете уточнением фактов и отсутствием противоречий?)

                • Наталья Осокина, чего вы добиваетесь? Я вам уже ответила, что по поводу своей статьи придерживаюсь другой точки зрения, противоположной вашей!
                  А вам хочу посоветовать: вместо того, чтобы чужие статьи критиковать, лучше уделите больше внимания своим собственным! Я прочла одну из них "Что мы знаем о библиотекарях?" и нашла там массу логических ошибок (написала вам в комментарии к статье), а также откровенное культивирование лишь негативных представлений о сотрудницах библиотек (одни ведьмы, и синие чулки!) Благо, что библиотекари - самая скромная и дисциплинированная профессия на земле, хамством вам не ответят! Всю грязь собрали в одном месте, написали какую-то одностороннюю статью, и считаете себя вправе других критиковать!

                  • Ева Карий, представьте себе, критиковать чужие статьи здесь вправе даже те, кто не написал ни одной своей)
                    А вы не знали?
                    Вот выдержка из правил: "Стать участником проекта может любой желающий. Для этого достаточно просто зарегистрироваться. После регистрации участник проекта может комментировать статьи других пользователей."

                    Свою статью про библиотекарей я обсуждаю там, где моя статья, и вам уже давно ответила.

                    Вижу, по теме вам возразить нечего, кроме "на себя посмотрите" и "я с вами не согласна") Что ж, значит говорить больше не о чем.

                    • Наталья Осокина, я рада, что вы наконец-то поняли, что говорить нам больше не о чем, причем давно. Наши позиции ясны. Что же касается критики: вы не первый мой критик, только вот так складывается в жизни, что имена критиков быстро смывает волной, а вот имена авторов остаются. Кто вспомнит имя того первого критика, который пытался язвить по моему поводу, где он сейчас этот критик! Ау! И вы - не исключение!
                      Критиковать конечно можно всех и все, только фанатичное стремление к критике в большинстве случаев выдает натуру, неспособную к созданию чего-то своего. Потому что критиковать - это самое простое и примитивное занятие из всех, придуманных человеком!

                      • Ева Карий, вы ошибаетесь, думая, что мне важно оставить где-либо своё имя. Ни в малейшей степени не озабочена этой темой. А вы надеетесь увековечиться в памяти потомков?)

                        • Наталья Осокина, открою вам маленькую тайну: Ева Карий - это мой псевдоним в сетях интернета, в реальной жизни у меня совсем другое имя. И вот под этим реальным именем я уже вошла в историю культуры своего города. Пусть на местном, региональном уровне, но я - уже частичка истории России, звездочка своей малой родины, известный литератор! Потому вопросы развития современной литературы так и волнуют меня глубоко.
                          Так что грезить о славе и известности мне не пристало! НЕт в этом необходимости! В моей жизни, несмотря на еще молодой возраст, было все: взлеты и падения, слава и забвение, любовь и предательство, настоящие чувства и фальшь, и даже - клиническая смерть, кома, и возвращение к жизни! А человек, переживший собственную смерть, - это человек особый, по-другому смотрящий на все эти преходящие ценности.
                          Я всегда жила и продолжаю жить настоящей жизнью! И все эти ваши желания меня укусить побольнее, пригвоздить к столбу этой вашей "критикой", ткнуть меня носом в найденную вами ошибку в моем тексте - такая на самом деле мелочность с вашей стороны!
                          Как человеку, который разбирается в психологии, мне весьма понятно ваше желание утвердить собственное Я путем унижения другого, более успешного на выбранной вами стезе, человека! Ведь на фоне ошибок другого, так легко вырасти в собственных глазах! Подчеркнуть собственную значительность!Что движет вами - зависть? А может быть, - ревность? На моей странице часто бывают аншлаги, споры, предложения по заказу статей!Так что сколько бы вы не старались ткнуть в меня пальцем - унизить меня или сбить меня с ног у вас не получится! У меня в жизни было так много разных испытаний, что все эти ваши колкости - как укус комара!
                          И вам мой совет: не тратьте свою энергию попусту и не отнимайте времени у других людей на ответы на ваши выпады. Лучше трудитесь сами, пишите побольше умных статей и читатели ваш труд заметят и оценят!
                          А сейчас вы ведете себя недостойно! Устроили тут "охоту на ведьм"! Даже если в моем тексте и присутствует где-то недоговоренность ( в надежде, что образованный читатель эти "белые пятна" заполнит сам, зная историю культуры), то она не стоит того, чтобы устраивать из-за нее здесь целую бойню!
                          Не меня вы позорите здесь, а свою агрессивность демонстрируете! Созовите еще против меня целую стаю таких же ехидных и злобных, как сами, или вот эта ваша подружка Люба Плотник!
                          Не превращайтесь в зануду!
                          Я благодарна вам за внимательное прочтение моей статьи, за выявление ее недостатков. Хотя я и не согласна с вашим мнением. И не надо считать его единственно верным!

                          • Ева Карий,
                            Боже мой, сколько слов. "Я гналась за вами три дня, чтобы сказать, как вы мне безразличны".

                            Вы сейчас так многословно перечисляете свои достижения и так действительно слегка истерично доказываете свою значимость, что в этом потоке чувствуется какая-то неуверенность. Я тоже немного разбираюсь в психологии.

                            У меня не было цели кого-то позорить, а всего лишь обратить внимание на ошибку в тексте — вот вы ведь всё-таки согласились, что она там есть) А "целую бойню" вы сами здесь устроили — с кучей восклицательных знаков, аргументами уровня "сам дурак", предъявлением своего жизненного пути и похвальбой своими заслугами. Как-то многовато эмоций из-за неточности в статье, я согласна.

                            "Умные статьи" это не моя стезя. И я никого сюда не звала.

                            А искусством занудства я и так владею в совершенстве) Правда, не всегда его использую.

  • но слишком «тонкая» для тягот реальной жизни
    Ясное дело, с укладкой шпал только дородная справится

    • Mike Mike, ну, в том что в России шпалы кладут женщины, а не мужчины, повинны не женщины, а так называемые джентельмены!

      То что в России все держится на женских плечах - печальный исторический факт! Нация, в которой женщины вынуждены быть сильными, в конечном итоге придет к деградации мужской особи. К чему уже планомерно и движемся!

      А если посмотреть на развитие русского женского типа в истории, так здесь тоже играли роль разные факторы: и и географический - жизнь на просторе, а не в каменных замках и перенаселенных европейских городах, где не хватало ни воздуха, ни пространства, также фактор религиозный - в России слава богу не было периода инквизиции церкви, православие переплелось с язычеством и имело более мягкие формы христианского аскетизма. Опять же природная лень русских мужчин, привыкших все перекладывать на женские плечи, ответственность именно женщин в России за продолжение рода, за детей - все это и привело к формированию такого жизнестойкого женского типа, как мы имеем в России.
      В общем, это дело философов раскрывать суть таких тем, я лишь обозначила в своей статье эту проблему.Большего от статьи и не требуется.

  • Высокие тонкие женщины вполне способны к деторождению. Пример тому - Наталья Водянова - пятеро!

    Насчет навязываемых стандартов. Наблюдаю молодых женщин в окружении - насколько понимаю, всем до лампочки. Есть муж, дети, родня, работа и отлично. Вес, рост - это не их тема. Правда, живем в провинции.

    Но излишняя полнота никому не в радость - болезни уже в раннем возрасте, тяжело ходить, не то что бегать. Так что дородный и здоровый - это вряд ли синонимы.

  • Ну и в защиту худышек, как об идеале красоты, почему в красочных журналах в обложек на нас смотрят стройные красотки,а не рельсоукладчицы в теплых телогрейках или пышащие своим здоровьем телятницы, а также по подиуму показывают красивые наряды своей грациозной походкой тоже не толстушки с мягкими округлыми формами, а также в кино снимают чаще женщин со стройными фигурами, лепят скульптуры, рисуют картины...дальше перечислять...Так что, Наталья Осокина, так обидевшая за стройных девочек, может успокоится, стройняшки всегда нравились и будут нравится мужчинам больше, только потому что это, действительно, красиво. И последний аргумент почему во все времена женщины стремятся похудеть, а не наоборот

    • Лидия Богданова, ну спасибо, вы меня успокоили))

      Я однако добавлю. Сейчас как раз начали появляться девушки-модели больших размеров (и не в России!). На обложках они конечно тоже отфотошоплены, но всё же их полнота смотрится гармонично, и мне не придёт в голову обозвать таких больными, назвать их красавицами в кавычках и написать все те гадости, которые так запросто позволяет себе автор статьи по поводу стройных женских фигур. Красивой может быть женщина любой конституции, а не только русская-дородная нарожательница детей.

      И на мой вкус, лучше уж быть свободной и некрасивой, чем тягать мужа за шиворот из пивнушки. Было бы к чему стремиться, блин.

      • Наталья Осокина, да я, вобщем то, не против полнушек, ведь дело то не в теле на деле, но они меня порой так достают своей завистью по этому поводу, что хочется им сказать не о том думаете... А красивая женщина красива вовсе не телом и стройностью его изгибов, она красива душой, а безликие тела, красивые пустые глаза быстро вызовут только отвращение, а не любование. Насчет, некрасивой так мужчины утверждают, что некрасивых женщин не бывает, бывает мало водки Ну, а серьезно, мне так кажется любая женщина может стать если не красивой, так привлекательной, главное желание и состояние души, а если женщина глядя в зеркало будет думать только о том как бы похудеть, то даже если она и добьется этой цели красивее она не станет А тягать мужа из пивнушки, нее, пусть сам ползет, может не доползет или поползет куда-нибудь в другую сторону Насчет, больших размеров моделей, (не в России) то это скорее веяние из Америки они там на своих гамбургерах так расползлись, что их размеры не вписываются ни в какие рамки современных моделей, ну, посмотрим как они нас будут убеждать, что это красивоИ еще в защиту здорового тела, полнота как бы там не говорили, это признак нездорового тела, есть такие у кого гормональный дисбаланс или сердце, а в других случаях это просто распущенность самого человека, в человеке при нормальном здоровье и нормальном питании, все должно быть в меру, так что в первую очередь надо себя уважать, а не ублажать

  • А мне кажется всё гораздо проще, зачем здесь прикреплять какую-то географию, территорию и простор, а тем более вероисповедание и политику, хотя по сути это формирует тип женщины в обществе несомненно, но не идеал женской красоты. А вот этих женщин уже оценивают мужчины того времени, а то я счас подумаю из этой статьи, что мужчины меняют свой идеал в зависимости от моды и общественного мнения, да они его выбирают из того что есть на данном этапе и то, что видят перед собой, не с облаков конечно)..О женском идеале судят ведь только мужчины и соответственно он будет такой, каким его представит в обществе какой-нибудь великий художник или скульптор поэт и просто писатель, а он в свое время будет писать не так как это требуется политике религии или просто обществу по тем или другим причинам, он будет представлять идеал своей любимой женщины или просто напросто своей Музы...Я, конечно, понимаю, что многие брали заказы обозначали для истории женщин того времени, но назвать такие заказы их идеалом по-моему нельзя...Так что судить по оставшимся нам картинам тоже нельзя, так и нельзя вообще судить об идеале женской красоты, неизвестно какой он будет у очередного гения, а этот гений может быть и не показателем для всех, поскольку на вкус и цвет товарищей нет...

    • Лидия Богданова, речь в статье все-таки идет не о личных представлениях каждого из нас о красоте (у каждого оно свое), а именно об "идеале красоты" как о некоем стандарте, который навязывается каждому из нас. Стандарт этот как общее лекало, по которому каждая из нас должна быть скроена или скроить себя сама. Кто стоит за этим "заказом"? - раньше церковь, потом - властители-дум - свободные художники (которым тоже диктовали, наверно, заинтересованные в этом некто), сейчас - крупный бизнес, который управляет всей этой индустрией красоты: сначала навязывает нам идеал красотки от фотошопа, а потом побуждает многих из нас обращаться во все эти платные клиники для корректировки себя - с помощью всех этих пластиковых операций, наращивании ногтей и волос, выпрямления переносиц, подшивания морщин, накачивания губ силиконом, увеличения груди, отсасывания жира и т.п.
      И расчитан этот бизнес прежде всего на женщин, потому что именно женщина поддается внушению гораздо легче, чем мужчина. Из телевизоров и глянца нас просто зомбируют! Многие женщины действительно верят, что если они увеличат грудь или накачают и вывернут себе губы (извините за грубое сравнение - как разбухшие пельмени), то у них сразу и работа престижная появится, и принц заграничный приедет именно за ними!
      Мне кажется, что на подобные уловки попадаются прежде всего те женщины, которые не уверены в себе и привыкли жить иллюзиями, а не реальностью!Либо те, кто себя еще не нашел и продолжает искать. !
      Очень хороший пример для иллюстрации нашего разговора - героиня одной из последних программ "Модный приговор" по 1 каналу (эфир от 4 или 5 июля). Эта программа прямо по нашей теме! Посмотрите в записи, если это возможно. Там показана женщина 29 лет, худенькая, высокая блондиночка, очень хорошенькая, но которая взяла себе в голову за идеал женской красоты куклу Барби и во всем этой кукле пыталась подражать - прическа, юбочки, даже ходила по улицам, держа эту куколку в руках. Из живой земной женщины она культивировала куклу, нацепила на голову какой-то шиньон в форме лошадиной гривы.
      Ее муж и сын привели свою мамочку на программу, чтобы там как-то ее образумили, исцелили от такого фанатичного подражания своему идеалу!
      Вот собственно о чем статья - о том, как создаются идеалы красоты и к чему они могут привести, если руководствоваться только ими в жизни!