• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Фисба и Пирам. Что с ними случилось?

Эту историю описал Овидий в четвертой книге «Метаморфоз». А начинается рассказ так…

Пирам и Фисба Фото: общественное достояние, Национальная галерея искусства, Вашингтон

55 «Жили Пирам и Фисба; он всех был юношей краше,
Предпочтена и она всем девам была на Востоке.

Смежны их были дома, где город, согласно преданью,

Семирамида стеной окружила кирпичной когда-то.

Начало недлинное, но несет в себе довольно большое количество сведений. Самое первое — красота героев рассказа. Оба такой красоты, что они прославились не только в городе, где происходит действие, не только в государстве, в котором находится этот город, но аж на всем Востоке.

Конечно, это можно принять как некоторое преувеличение, но даже если ограничиться одним кварталом города, уже достаточно. Красивые и молодые юноша и девушка, славу о красоте которых разносили соседи: больше некому, потому что конкурсов красоты в те времена просто не было.

В каком городе это происходило, ясно из того, что «Семирамида стеной окружила кирпичной когда-то». Что следует из этой фразы? Что действие происходит в Вавилонском царстве (Семирамида — царица в этом государстве), а точнее — в самом Вавилоне.

Вавилон, 1932 г.
Вавилон, 1932 г.
Фото: wikipedia.org

Волею судьбы, молодые люди были соседями. Вероятно, когда-то их родители были дружны, но на момент действия между домами — кирпичная стена.

65 Образовалась в стене меж домами, обоим семействам
Общей, тонкая щель со времени самой постройки

Как образовалась щель, не очень понятно: то ли это было землетрясение, или еще какое стихийное бедствие, то ли стену возводили не профессионалы, а любители, но факт — есть трещина, причем сквозная. Судя по тому, что влюбленные слышали шепот друг друга, стена была нетолстая (не более, чем в кирпич).

Голосу дали вы путь, и нежные ваши признанья
70 Шепотом, слышным едва, безопасно до вас доходили.

Джон Уильям Уотерхауз, «Фисба», 1909 г.
Джон Уильям Уотерхауз, «Фисба», 1909 г.
Фото: картина из частной коллекции

Они где-то встречались и до того, как начали разговаривать через стенку. Овидий пишет, что они обменивались какими-то знаками, поклонами. Где это могло происходить? Вероятно, на каких-то встречах родственников по тому или другому поводу. Причем, поскольку родители этих молодых людей враждовали — стена тому вещественное доказательство, такие встречи проводились по важным причинам: свадьбы, похороны, рождение детей. Скорее всего, родители были дальними родственниками. Что они когда-то не поделили — неясно.

Влюбленность зашкаливала: они целовали стену при прощании. Можно было, казалось, пожениться. И оба были не против. Но вражда родителей была непреодолимым препятствием. Они решили бежать. Плана толкового у них не было никакого: ни с чем бежать, ни куда бежать. Лишь бы уйти из дома, а там, вероятно, вернуться домой уже мужем и женой и просить родителей о примирении и прощении.

Они договорились встретиться у мавзолея Нина. Нин — вавилонский царь, основатель города Ниневия, муж Семирамиды. После его смерти она соорудила для него громадный мавзолей, у которого и договорились встретиться Пирам и Фисба. Они должны были в этом месте дождаться утра, чтобы потом идти дальше (куда — в этом рассказе не говорится ни слова).

Нин, царь Ниневии
Нин, царь Ниневии
Фото: иллюстрация из книги

Рядом с гробницей протекал ручей, на берегу которого росла шелковица (насколько шелковица важна, Овидий показывает в конце своего повествования).

Итак, Фисба ушла из дома, добралась до шелковицы. И тут появляется львица, которая только что съела какую-то животину: морда в крови, кровь каплет на землю. Фисба видит зверюгу, бежит от нее к пещере, которая была где-то совсем рядом, но по дороге теряет свою накидку. Эту накидку львица растерзала (видимо, учуяв человеческий запах). Остатки накидки — на земле, в это время появляется Пирам. Он видит окровавленную накидку.

Пирам корит себя за то, что не пришел первым, что он мог быть на месте своей возлюбленной. Его горе не знает предела, он решает пронзить себя мечом. От крови, хлынувшей из раны, плоды шелковицы поменяли цвет.

Фисба возвращается на то место, где они должны были встретиться, и видит мертвого Пирама:

Вслед за погибшим пойду, несчастливица, я, и причина
Смерти твоей и спутница. Ах, лишь смертью похищен

Мог бы ты быть у меня, но не будешь похищен и смертью!

После этого она обращается к родителям:

Все же последнюю к вам, — о слишком несчастные ныне
155 Мать и отец, и его и мои, — обращаю я просьбу:

Тех, кто любовью прямой и часом связан последним,

Не откажите, молю, положить в могиле единой!

И к дереву:

Ты же, о дерево, ты, покрывшее ныне ветвями
Горестный прах одного, как вскоре двоих ты покроешь,

160 Знаки убийства храни, твои пусть скорбны и темны

Ягоды будут вовек — двуединой погибели память!

Она падает на меч и погибает. Так трагически закончилась история двух любящих.

А у шелковицы с тех пор — черные ягоды.


Что еще почитать по теме?

Рубенс, «Похищение Прозерпины». Жизнь пополам?
О чем рассказывает старое предание армянского народа? Семирамида и Ара Прекрасный
Шелковица белая и чёрная: раздвоение вкуса?

Статья опубликована в выпуске 5.04.2017
Обновлено 11.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: