• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как вооружали самолеты на Первой мировой?

Перед самой Первой мировой войной самолеты не вооружали вообще. Собственно, Нестеров потому и таранил австрийский разведывательный аэроплан — иначе он никак не мог его остановить. Война заставила вооружить аэропланы.

Фрагмент плаката «Подвиг и гибель лётчика Нестерова» Фото: ru.wikipedia.org

На земле шла дикая по накалу драка. Люди копали укрытия и укрепления, которые потом сносились ураганным огнем орудий, пулеметный огонь из траншей сметал цепи наступающей пехоты, за десяток минут уничтожая целые полки… А в воздухе шли элегантные дуэли. Пилоты аэропланов палили друг в друга из пистолетов — и разлетались, так и не попав друг в друга.

А потом на аэропланы начали ставить пулеметы… Вначале англичане и французы ставили пулеметы на свои самолеты. В самом начале — на те из них, у которых был толкающий винт, установленный сзади. Но такие самолеты имели маленькую скорость. Затем стали ставить пулеметы на самолеты с двигателем, расположенным впереди.

Ролан Гаррос - первый воздушный ас
Ролан Гаррос — первый воздушный ас
Фото: Depositphotos

Вначале для защиты винта на него ставили металлические накладки, от которых пули отражались… Попробуйте себе представить такую радость: куда отрикошетит от винта пуля — никто не знает. Может в мотор, может в пилота… Но летчики летали и стреляли. В апреле 1915 года французский летчик сержант Гаррос на истребителе Morane сбил из пулемета самолет врага. Накладки на винт сработали как надо.

Наконец был изобретен синхронизатор. Придумали его немецкие конструкторы из фирмы «Фоккер». Теперь пилот мог стрелять через вращающийся винт, а синхронизатор не позволял пулемету выстрелить, когда лопасти винта загораживали направление.

Первый пулемет с синхронизатором был поставлен на истребитель Fokker E.I. После этого, вплоть до весны 1916-го, немецкие самолеты били самолеты Антанты, вооруженные худшим оружием.

Но летом 1916 года и Антанта стала располагать самолетами с синхронизатором. Бои в небесах обострились. Асы увеличивали боевой счет, начинающие пилоты гибли в первых боях, не успев набрать боевого опыта.

В конце Первой мировой войны летчики Антанты сумели побороть летчиков Германии. Правда, взяли они числом, а не умением. Даже аса можно сбить, если на его самолет навалятся много самолетов противника.

Но немецкие летчики на будущее хорошо запомнили и свои победы, и причины своего поражения.

Немецкая почтовая открытка
Немецкая почтовая открытка
Фото: общественное достояние, Источник

В самом начале Первой мировой значительное место в воздушной войне занимали дирижабли. Они были не слишком маневренными и по сравнению с самолетами летали медленно, но были хорошо вооружены оборонительными пулеметами, могли лететь далеко и нести большой груз бомб. В начале войны дирижабли бомбили Лондон. Политический эффект был огромен, хотя сбросили они всего несколько сот килограммов бомб.

Но потом, в 1915 году, были изобретены зажигательные пули и зенитная артиллерия. После этого истребителю было достаточно пролететь рядом и обстрелять зажигательными пулями дирижабль. Водород загорался, взрывался — и остатки дирижабля падали на землю.

Первая мировая закончилась, но техника продолжала развиваться. К новой мировой войне ведущие страны мира пришли уже не с тихоходными бипланчиками, а с мощными машинами, вооруженными и пушками, и скорострельными пулеметами.

Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»
Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»
Фото: ru.wikipedia.org

Что еще почитать по теме?

Дирижабли — незаслуженно забытое старое?
Как Россия готовилась к Первой мировой войне?
Современный дирижабль. Какими и для чего делают современные высокотехнологичные «Цеппелины»?

Статья опубликована в выпуске 10.05.2017
Обновлено 22.09.2022

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: