• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Как маркетинг зародился в России?

Возникновения маркетинга в истории торговли специалисты относят к середине XIX века, правда, некоторые утверждают, что он возник в Японии в самом конце XVII века. История русских офеней началась еще в XV веке.

Странствующие коробейники обладали уникальными навыками продвижения товара, сочетая торговое искусство с поистине сценическими талантами. Они могли продать книжку бедному неграмотному крестьянину — куда современным гуру от маркетинга! Бывалые офени, обучая новичков, говорили:

«Умелый коробейник наперед покупателя знает, что ему требуется. Покупать не принуждайте, а внимательно смотрите, на что взор опустит, то и славить начинайте. Товар, он порядок любит. Ежели свалим все в кучу, то и не разобрать, вы понемножку вынимайте. Сначала тот, что подороже, да рассказывайте о нем подольше, а уж напоследок дешевые картинки. Приглядывайте, кто заинтересовался, то дайте ему в руки подержать. Так он вернее купит».

Знания психологии продаж, мерчандайзинга, задолго до появления этих терминов широко использовались ходебщиками. Зачастую процесс торговли превращался в театрализованное представление. Талант скоморохов коробейники использовали для привлечения внимания к товару, для создания непринужденной атмосферы, радости от приобретения. Чем не промо-акции?

По деревням и селам разносились «простовики» (дешевые красочные картинки с изображением бытовых, сказочных и религиозных сюжетов), книжки с любовными и поучительными сюжетами, азбуки, различные приспособления для гаданий и приворотов.

Коробейник показывает товар
Коробейник показывает товар
Фото: общественное достояние, Кошелев Николай, ru.wikipedia.org

Очень популярны были «Соломоны», изображение «Колеса Фортуны» с числами. Гадающие бросали зернышко, отслеживали число, рядом с которым оно остановится, и гадали по соответствующему Псалму.

Для любовной магии предлагался обыкновенный магнит. С его помощью женщины рассчитывали «примагнитить любимого», надо было лишь прикоснуться им к своей зазнобе. А уж если напоить водкой, в которой предварительно этот магнит побывал, то успех обеспечен. Правда, офени оговаривали, что магия эта действует, только если любовь от Бога. Мало ли, вдруг придется опять прийти в эту деревню?

Азбуки, иконы, жития святых — у ходебщиков был товар на любой вкус.

Почти 250 лет странствующие торговцы иконами и книгами сохраняли свой специфический жизненный уклад и описывали мир на тайном языке. Позже этот язык смешается с языком профессиональных уголовников, так зародится «уголовная феня». Язык офеней давал возможность вести тайные переговоры, не отрываясь от процесса торговли.

Разве мог догадаться барин, что он — «ховряк», а супруга его — «ховрячка»? А «марушником» торговец называет гривенник? Знают ли современные студенты, что словом «шпаргалка» (бумага) они обязаны офеням? И даже популярное в определенной среде «лох» тоже из языка коробейщиков. Лохами называли крестьян, с которых немного дохода, по аналогии с названием ленивой рыбы в Архангельской области, которую и ловить-то немного чести.

Офени вместили в себя и удивительные торговые навыки, наследие скоморохов, затейников, были разносчиками вестей, информационной связи между поселениями. Они не просто удовлетворяли потребности бедного люда, но и являлись проводниками печатного слова, содействовали распространению грамотности.

Коробейник за работой
Коробейник за работой
Фото: общественное достояние, Игнатий Щедровский

Коробейники способствовали развитию промышленности в регионах проживания, реализуя произведенный продукт. Из этой среды вышли многие купцы, заработавшие свой первоначальный капитал на разносе товаров.

Статья опубликована в выпуске 24.07.2017
Обновлено 24.09.2022

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Удивительно! Не знала происхождение слова "офени". А лох для меня ассоциировался только с плодоносным деревом лох серебристый. Благодаря Вам, Елена, узнаю много нового. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Удивительно, какие таланты показывали ходебщики. Современные коучи явно им проигрывают. Спасибо, Ляман.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 июля 2017 в 11:48 отредактирован 24 июля 2017 в 11:51 Сообщить модератору

    Извините, маркетинг, в тех смыслах, под которыми большинство его понимает, не мог "зародиться" в России - как не могут одного ребенка родить две женщины.
    Маркетинг был перенят, скопирован, усовершенствован, приспособлен под наши реалии, был чем-то отдельным, своим - как угодно.
    Хотя, можно пойди еще глубже: к египетским пирамидам - ведь торговали, и хитрили, все и всегда-)

    За терминологию - спасибо. Взял на вооружение.

  • Разумеется, маркетинг как сформированная наука, не зародился в России. Хотя это вопрос к заголовку, это редакторская правка, мой был более провокационным: "Маркетинг зародился в России?"
    Статья о том, что многие маркетинговые инструменты использовались уличными ходебщиками в России задолго до его появления. Просчет потребностей, перевод в сформированное желание, способы привлечения внимания, интуитивные знания психологии. Многие коробейники позже станут купцами, оседлость позволит развивать "искусство торговли". А что такое маркетинг как не обобщенные "хитрости", перенесенные в наши реалии?

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 июля 2017 в 14:53 отредактирован 24 июля 2017 в 15:10 Сообщить модератору

      Елена Гвозденко, принимается. Чтобы не убить критикой напрочь. Хотя звучит, кон-но, корявенько, для молодых (лапти - это такие слипоны из дерева -)
      И говоря современным, под критическим прицелом языком, всякую хрень лохам впаривали и тогда.

      Вообще, статья информативная и познавательная. Про лохов я запомнил (думал, это явно на тюремной фене термин). Спасибо Вам.

      • Игорь Ткачев, с Вами очень приятно вести дискуссию. Вы же понимаете, что предложенный формат определяет и форму подачи. Да и объем статьи не позволил рассказать о множестве интересных фактов в ключе "маркетинговых инструментов". К примеру, реклама ходебщиков использовала множество приемов, разделяя их по гендерному типу: для мужского пола акцент на УТП, для женского ставка на имажитивность.

        Спасибо Вам за конструктивный диалог.

        Оценка статьи: 5

  • Понравилось.
    Все же знают, что Россия - родина слонов!
    Так почему бы и маркетингу не назначить "место происхождения - Россия"?!

    Оценка статьи: 5

  • Статья написалась после рассказа "Как Емеля в офени ходил", он опубликован в моем блоге. Этот рассказ вошел в сборник, написанный по архивным материалам РГО.

    Оценка статьи: 5

  • Я не поняла, Игорь. В чем обвинение? В том, что статья написана после изучения материалов архива? Это не плагиат, это некая систематизация информации, собранной по крохам из полуграмотных, почти нечитабельных первоисточников. Обработано огромное количество, на это ушел не один год работы. Где нарушение каких-то правил?

    Оценка статьи: 5

  • Ничего страшного, Игорь. Я новичок на сайте.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо. интересная статья

    Оценка статьи: 5